ИА EADaily | Артур Григорьев | 09.04.2016 |
На 23 апреля в Белоруссии в очередной раз назначен республиканский субботник, проведение которого белорусские власти рассматривают в качестве «хорошей советской традиции». Ежегодные субботники представляют собой лишь малую часть тех обломков ушедшей в прошлое идеологии, которые белорусские власти эксплуатируют ради поддержания видимости наличия объединяющих граждан общих целей и полноценной государственности. Любому образованному человеку понятно, что субботник в действительности может быть только коммунистическим и иметь смысл только в стране, где ведется строительство бесклассового общества. «Республиканский субботник» в Белоруссии, где открыто провозглашена капиталистическая модель, означает лишь принудительный труд, который вдвойне унизителен в условиях растущей нищеты и перманентного экономического кризиса. Проведение субботников уже в последние годы существования СССР было пустой и раздражающей формальностью, порождавшей лишь язвительные анекдоты. Однако советское идеологическое наследие продолжает использоваться вопреки здравому смыслу и не только потому, что независимая Белоруссия так и не породила за четверть века своего существования никакой собственной идеологии. Извлеченные из прошлого элементы социалистической идеологии призваны в первую очередь скрыть или хотя бы затушевать скатывание Белоруссии к дикому капитализму с эксплуатацией, социальным расслоением и классовой ненавистью. Помимо этого, имитация преемственности идеалов социализма позволяет создавать впечатление социальной ориентации белорусского государства, которая отражена в Конституции и превращена в один из краеугольных камней пропаганды. Однако от социального государства остались лишь отдельные элементы советского периода, которые сегодня быстро ликвидируются ради получения кредита МВФ.
Эксплуатируя идеологическое наследие советских времен, белорусские власти возродили закон о тунеядцах, который стал органичным в своей абсурдности дополнением к «капиталистическим субботникам». Закон о тунеядцах в СССР был основан на коммунистическом культе труда, который рассматривался в качестве необходимого условия формирования нового человека и высшей ценности нового общества. В сегодняшней Белоруссии не строится «светлое будущее», а идея нового человека давно выброшена на свалку истории. Вырванная из контекста ушедшей эпохи идея борьбы с тунеядцами лишь в очередной раз привлекла внимание к порокам белорусской экономической модели, зарплаты в которой являются настолько низкими, а условия труда настолько плохими, что загнать на работу можно лишь принудительными мерами. Бюрократизм, формализм, коррупция, кумовство и контрактная система, лишающая работника прав и уверенности в будущем — вот лишь некоторые черты белорусской модели, порождающие так называемых тунеядцев, которых уже не убедить сказкой про то, что «через четыре года здесь будет город-сад».
Помимо субботников, в Белоруссии существуют и «пятилетки», о которых постоянно упоминают в своих докладах высшие лица государства. «Пятилетка» в духе советской эпохи призвана вызывать ассоциации с большими проектами, достижениями и предсказуемым будущим, тем самым «завтра», которое «будет лучше, чем вчера». Кроме того, существование «пятилеток» призвано создавать впечатление продуманного и уверенного руководства страной, гарантирующего стабильность и процветание. Но иллюзия строительства светлого будущего остается лишь воздушным замком, который разбивается о суровую реальность. Задачи «пятилетки», поставленные правительством в 2010 году, оказались полностью провалены. Пятилетний план, включавший обещание роста средней зарплаты до 1000 долларов в месяц, завершился в 2015 году всеобъемлющим экономическим кризисом, усугубленным инфляцией, ростом цен на ЖКХ и беспрецедентным падением реальных доходов населения. Тем не менее план «пятилетки» был с пафосом озвучен на «Всебелорусском народном собрании» 2010 года, позволившем не в первый раз использовать чисто советскую веру значительной части населения в то, что публичные обещания высшего руководства должны хотя бы отчасти сбываться. Тем самым «Всебелорусское народное собрание» стало еще одним идеологическим мероприятием, которое не случайно напоминает съезды компартии СССР, некогда проводившиеся при «единодушном одобрении» и сопровождавшиеся подъемом «творчества масс». Однако во «всебелорусскости» народного собрания уже присутствуют и элементы совсем не советского либерализма и буржуазного национализма, которые совмещаются с чисто коммунистической популистской риторикой представительства интересов «рабочих и крестьян». Абсурдное соединение языка советского социализма с националистической риторикой уже давно является отличительной чертой белорусской пропаганды, которая пытается сохранить иллюзию «добрых старых времен» социализма у представителей старших поколений и одновременно незаметно внедрить националистические предрассудки в сознание молодежи.
В череде скудных и скучных официальных белорусских праздников выходным днем остается 7 ноября, смысл которого уже непонятен молодежи, однако способен создавать впечатление продолжения традиций социализма среди представителей старшего поколения. Праздник становится все более неудобным и неуместным в условиях белорусского капитализма, построенного на всех тех принципах, приверженцев которых революционеры 1917 года без разговоров ставили «к стенке». Тем не менее в отсутствие собственно белорусской истории властям остается эксплуатировать даже не очень подходящие новым тенденциям масштабные события советской эпохи. Но если можно праздновать годовщину социалистической революции в условиях капитализма, то вполне естественным может показаться и воспроизводство организационных традиций, актуальность которых не вызывает сомнения у властей, занятых постоянным раздуванием бюрократических структур.
Под видом сохранения традиций был создан Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который имитирует деятельность советского комсомола (ВЛКСМ). Членом «союза молодежи» можно стать в возрасте от 14 до 31 года, что почти точно воспроизводит возрастной ценз комсомола (от 14 до 28 лет). Структура организации с численностью более 470 тысяч человек имитирует структуру комсомола: есть и съезд, и ЦК, и Бюро, и Секретариат, а также райкомы, секретари и «первички». Но если и сохранились какие-то традиции, унаследованные БРСМ, то, помимо нелепой аббревиатуры, они расположены в чисто бюрократической плоскости и напоминают о пустоте и формализме советской комсомольской организации 80-х годов.
Помимо суррогатного комсомола, действующего преимущественно в ВУЗах, в белорусских школах существуют еще октябрята и пионеры, организации которых постарались максимально избавить от любых ассоциаций с революционной символикой. Паразитируя на советской идеологии, белорусские власти в то же время как чумы боятся любых упоминаний о революциях. Поэтому и Октябрьская революция, от которой вроде бы никуда не деться в случае октябрят, полностью исключена и забыта. Если советские октябрята должны были считать, что их прозвали «не зря в честь победы Октября», то белорусским октябрятам предлагается весьма странная «легенда об октябренке», в которой повествуется об упавшей в октябре звезде. Это событие, якобы произошедшее в мифические «далекие-далекие таинственные времена» и принесшее свет звезды, помогло детям выйти из темного города, вокруг которого не было дорог. С тех пор «звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города во все страны мира».
Как и в советской системе, подросшие белорусские октябрята должны превратиться в пионеров. Советский пионер давал клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Белорусским пионерам вместо коммунистической идеологии предлагается набор новых «пионерских легенд». Анонимное авторство легенд, должно, по-видимому, придавать этим мифам авторитет древних сказаний и неземных откровений. В неоязыческой по своей сути «легенде о галстуке» повествуется об «очень хорошем мальчике», который по велению «Великого Солнца — Светила земного» приобрел магическую силу для того, чтобы сеять вечное и доброе. Символом магических сил стал алый галстук, цвет которого напоминает «алые лучи солнца». В целях соблюдения плюрализма предлагается и теологический вариант под названием «Легенда о Творце и маленьком человеке», в которой сидящий на горе Творец, разочарованный порочностью сотворенного им человечества, неожиданно видит маленького человека. Это маленький человек оказывается пионерским Вожатым, возвращающим Творцу утраченную веру в человечество. Другие «пионерские легенды» выглядят столь же аполитично, хотя и проповедуют в различных квазирелигиозных или светских вариантах чисто либеральные принципы прав, свобод и общечеловеческих ценностей. Выглядит все это не только откровенно абсурдно, но и в тысячу раз тоскливее коммунистических мифов, которые хотя бы были связаны с реальной историей. О воспитательных последствиях наполнения сознания детей подобной примитивной самодельной мифологией можно только догадываться.
В системе созданных в Белоруссии псевдосоветских организаций не хватает только одного звена — политической партии, которая стала бы аналогом КПСС и тем самым увенчала бы пирамиду октябрят, пионеров и членов БРСМ. Судя по всему, белорусские власти и сами ощущают нехватку подобной структуры. Поэтому уже не один год ведутся разговоры о том, чтобы превратить в массовую политическую партию общественное объединение «Белая Русь», которое пока служит организацией для номенклатуры. Созданная в 2007 году, эта организация на сегодняшний день включает около 160 тысяч членов. Чем занимается данная организация? Как заявлено на официальном сайте, «Белая Русь» является «надежной опорой и оплотом действующего Президента». Это и есть, по-видимому, ее главное предназначение, позволяющее прогнозировать создание в будущем официальной партии власти, которая займется чем-то более серьезным, нежели такие сегодняшние проекты, как «Золотое перо «Белой Руси», «Школа молодого лидера», «В новый год с «Белой Русью» и «Белая Русь — с любовью к детям».
У туристов, посещающих Белоруссию, часто создается впечатление «заповедника социализма», чудом сохранившегося в мире глобального капитализма. Но никакого социализма в Белоруссии уже давно нет, за исключением внешней и бессодержательной имитации советской идеологии. Игры в субботники, пятилетки, спутники, октябрят, пионеров и комсомольцев не способны заполнить идеологическую пустоту и отсутствие целей у страны, которая случайно возникла на руинах СССР. Но руины так и остались руинами. Не имея собственных достижений, которые должны были бы быть за 25 лет существования независимой Белоруссии, власти пытаются выжать все возможное из остатков советского наследия для того, чтобы хоть как-то скрыть тенденции деградации во всех сферах общества.
https://eadaily.com/ru/news/2016/04/08/belorussiya-igra-v-sovetskoe-nasledie