Русская линия
Русский Афон Аркадий Тарасов06.04.2016 

К истории почитания Креста

Крест — самый распространенный символ христианства, напоминающий верующим о страданиях Христа, его смерти ради спасения человечества, воскресении и ниспослании даров Духа Святого ради крестных заслуг, что является основой христианского учения.

Крестное знамение во время богослужения и в частной жизни может быть благословением, освящением, выражением веры или молитвы.

Вершина Святой Горы Афон

Крест

Благословение священника во время богослужения также совершается в виде крестного знамения. Христиане получали знамение Христово при крещении и миропомазании, на что указывают слова при совершении этого таинства: «Печать дара Духа Святаго».

Крест Крещение

Крест Крещение

Крест Крещение Миропомазание

Распятия получили широкое распространение еще в период раннего христианства и поныне глубоко почитаются верующими.

Крест

Исследователи указывают, что почитание креста в качестве символа христианства отмечается с самого раннего христианского периода. Уже Тертуллиан (конец II — начало III в.) говорит об обычае изображения на себе крестного знамения, как о общепринятом. В среде ранних христиан отмечается обычай вышивания креста на головном уборе либо даже татуирования его на лбу.

Тем не менее, в эпоху гонений крест, как о многие другие христианские изображения, шифровались определенными символами.

Крест

Крест, как орудие спасения мира Иисусом Христом, был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов церкви это чествование называется апостольским преданием. В первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, т. е. к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников.

Крест

По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III в. некоторые христиане изображали фигуру Креста даже у себя на лбу; по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От половины третьего века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с Крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение Креста на груди. Язычники называли христиан, в насмешку, крестопоклонниками, предполагая, что христиане чтут Крест как фетиш или как идол.

До самой эпохи Константина Великого христиане, в условиях гонений, удерживались от открытого изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятым Спасителем.

Крест

Изображение Креста в первые два века заменялась чаще всего аллегорическими композициями, такими как «Убиение Каином Авеля» или «Исаак, приносимый в жертву Авраамом»,

Крест

Krest12

или «Моисей, молящийся с крестовидно распростертыми руками», пеликан, напояющий птенцов своей кровью;

Krest13

Krest14

либо символическими изображениями якоря, отдаленно напоминающего крест, медного змия, вознесенного в пустыне Моисеем наподобие креста,

Krest15

Krest16

или же в виде косого или наклоненного креста (crux decussata).

Krest17

Последний символ, то есть crux decussata, был самым идеальным шифром, почему и получил наибольшее распространение. Внешне, при первом взгляде, он не имел ничего общего с известным орудием казни, напоминал одну из букв латинского или греческого алфавита, однако для посвященных он изображал Крест Господень в тот момент, когда Иисус Христос нес его на плече к месту Своей казни.

Со второй половины II века к этому символу стали добавлять еще одну продольную линию:

Krest18

Эта добавка была связана с тем, что символ наклоненного креста все чаще стал ассоциироваться с буквой греческого алфавита «Х», с которой начинается в греческом языке слово Христос.

Добавление же еще одной продольной линии окончательно превратило символ Креста в монограмму имени Христова с изображением начальных его букв.

Krest19Krest20

В некоторых вариантах вместо буквы «I" — первой буквы имени «Иисус», «Р» — вторая букву имени «Христос».

Krest21

Это написание очень часто встречалось на христианских памятниках III века. Именно этот символ получил известное наименование Хризма. Хотя он и являлся фактически монограммой имени Христова, однако в практическом применении изображал собою Крест и именовался довольно часто Крестом. У древних церковных писателей есть прямые указания на то, что монограмма была особого рода формой Креста Христова.

Krest22

Христианский поэт Пруденций, рассказывая о распоряжении Константина Великого начертать монограмму на воинских щитах и знаменах, называет ее Крестом.

Krest23

Krest24

Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ, на гробницах своих усопших.

Krest25

С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей св. мучеников или Древа Креста Господня и на этих медальонах изображалась монограмма с именем Христовым. Это были прообразы будущих нательных Крестов.

Krest26

Замена настоящих изображений символами была обусловлена гонениями и преследованиями. С прекращением гонений закончится и время символических изображений.

Krest28

Явление императору Константину Великому 28 октября 312 года перед битвой на Мольвийском мосту знамени Христова стало настоящим триумфом Креста.

Krest29

Krest30

Христограмма, которую увидел Константин, стала его личным знаком, который он повелел изобразить не только на своих знаменах и доспехах, но и на доспехах своих воинов.

Krest31

После одержанной блистательной победы Император приказал сделать так называемый Лабарум — императорскую хоругвь или штандарт. Лабарум представлял собой продолговатый крест, с поперечной реи которого спускался вышитый золотом и украшенный драгоценными камнями кусок шелковой ткани с изображениями Константина и его сыновей; на вершине креста был прикреплен золотой венок, внутри которого была монограмма Христа.

Krest32

Krest33

Krest34

Со времени Константина labarum сделался знаменем Восточной Римской империи. Императором Константином Великим было установлено, перед сражением с неприятелем, совершать обхождение войска священником с крестом-хоругвью.

Krest35

Ни одного экземпляра лабарума не сохранилось до нашего времени, но судя по изображениям его на разных памятниках, форма знамени была разнообразна в подробностях. Ближайшие преемники Константина сохранили лабарум; император-язычник Юлиан Отступник снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. По словам историка Сократа Схоластика, первоначальный labarum, как реликвия, хранился в его время (около 430) в константинопольском дворце, а если верить Феофану, его видели там ещё в IX веке. Носившие Лабарум, назывались драконариями или векзилиферами. Впоследствии Лабарум стал достоянием Церкви, присутствие его обязательно до сих пор в каждом православном храме. В настоящее время Константинов Лабарум — это не что иное, как хоругвь.

Хоугвь

Только на хоругвях медальоны с изображением царей заменены теперь иконами Царя Славы Христа или Пресвятой Богородицы, или святых угодников Божиих. Венчающая хоругвь Христограмма, символизировавшая в эпоху гонений Крест, заменена теперь самим изображением Животворящего Креста.

Хоругвь

Особенно Христограмма или Хризма получила широкое распространение после издания Миланского эдикта. Изображение Христограммы напрямую ассоциировалось с Крестом. Хризмой увенчивались купала церквей.

Krest38

После I Вселенского Собора в ответ на Арианскую ересь Христограмма получила новое смысловое наполнение. Она стала ассоциироваться на столько с Крестом, сколько с Самим Спасителем. Хризма была вписана в круг — символ вечности, а по бокам были добавлены буквы греческого алфавита «α» и «ω» как символы присносущности Христа и единосущности Отцу.

Krest39

Тем не менее распространение Хризмы было не долгим: с окончанием гонений прошло и время символов. Христограмма стала замещаться изображением самого Креста Господня, которое вскоре и вовсе вытеснило ее. Постепенно вытеснение началось с того, что «зашифрованный» наклоном или подобием буквы «Х» крест принял правильное положение.

Krest40

Krest41

Император Валент (364−378 гг.) на своих монетах уже вместо монограммы использует изображение четырехконечного креста. Богослужебное применение изображения Креста в крестных ходах начинается с 370-х годов, причем Крест стал символом Божьего ограждения, о чем свидетельствуют слова молитвы: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла». Так в 400 г. при переносе мощей св. мучеников из Константинополя в пригород Дрипии христиане несли серебряные кресты, конструкция которых была изобретена самим свт. Иоанном Златоустом, а их изготовление оплачено императрицей Евдокией (400−404 гг.).

Krest42

Krest43

Krest44

Krest45

С IV — VI вв. широко распространяется практика ношения нательных крестов, в середину которых по-прежнему еще вписана Христограмма, как некогда изображалась она на нательных медальонах.

Krest46

С середины V в. вместо Хризмы изображается Сам Христос, но не распятый, а как бы стоящий на фоне Креста с распростертыми руками и в одеянии.

Krest48

Krest47

Непосредственно само распятие, по мнению одних авторов, получило начало в последней четверти VI в., по мнению других — в период времени от VII до IX в. В настоящее время самым древним изображением с Распятым Спасителем признано находящееся на дверях Сабины в Риме, относящееся к V—VI вв. Таким образом почитание Креста не прекратилось даже в эпоху иконоборчества. Наоборот, иконоборцы считали его главным украшением храма.

Krest49

Церквоь св. Ирины в Константинополе

Krest50

Особенность первых по времени распятий состоит в том, что на них Иисус Христос изображается большей частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. Не ранее, как в эпоху Возрождения, выражение лица становится страдальческим. На Востоке Распятый Спаситель изображается всегда с небольшой темной бородою, с длинными волосами; на Западе, до готического периода — большей частью без бороды, позже с бородою; в западных изображениях иногда на голове Его корона, в восточных (с XI в.) голова окружена нимбом. Обнаженный Христос, препоясанный по чреслам становится преобладающим лишь в эпоху Возрождения, сначала на Западе, потом — на Востоке. Терновый венец появляется не ранее XIII века.

Krest51

Krest52

Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на отношение Западной Церкви ко многим сторонам своей жизни, в том числе и на почитание Креста. Восточная Церковь, хотя и испытала это влияние, но в меньшей степени. С этого времени пути Запада и Востока разошлись кардинально.

Как это проявилось в почитании и изображении Креста, мы рассмотрим в следующей статье.

А. Тарасов, специально для портала «Русский Афон»

http://afonit.info/biblioteka/publikatsii/k-istorii-pochitaniya-kresta-na-vostoke-i-zapade

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru