Русская линия
Православие и современностьМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)11.03.2016 

Пост дан нам для того, чтобы победить себя

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков"… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Владыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью?

— Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Пост­ной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с церковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и попытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать.

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — работы, семьи, детей — наша жизнь наполнена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая телевизором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас буквально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного времени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить похристиански.

Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для человека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками.

— Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

— О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится видеть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром­кости, что все вокруг дрожит…

Настоящее веселье души — это радость человека, ощущающего свою близость к Богу. Радость человека, сделавшего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути добродетели. И каждое доброе слово, каждая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к тому, что настоящая духовная радость и духовное веселье воцаряются в человеческом сердце.

— Владыка, я попрошу Вас напомнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «составляющие» должны быть у нашего поста?

— Да, пост состоит из целого ряда составляющих. Прежде всего, это воздержание от пищи животного происхождения — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от растительного масла.

Но пост — это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной молитвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается почти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полностью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седмицу Великого поста вечером в наших храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обязательно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

Пост — это время, когда человек дол­жен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотношениям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постараться воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но человек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседневном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не за­ключается только в преодолении недо­статков. На освободившуюся от сорняков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими страстями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражаться, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся садоводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и будут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

— Чаще всего люди, далекие от цер­ковной жизни, задают нам вопрос: жизнь и так непростая, зачем ограни­чивать себя в самых необходимых ве­щах, какой в этом смысл?

—Жизнь непроста, в основном, потому, что мы не можем получить всего, что нам хочется, причем сразу. Для того, чтобы че­ловек не испытывал этих мучений, ему нуж­но воспитывать самого себя, свое сердце, уметь довольствоваться тем, что он имеет, радоваться теми радостями, которые у него есть, — одним словом, быть христианином.

— Владыка, у нас очень много во­просов о посте от наших читателей, попрошу Вас на них ответить. «Встречаю пост с радостью, но и с опасением. Переход на растительную пищу и долгие постовые службы даются с трудом. Где взять силы, как полюбить пост?» — спрашивает Наталья Александровна".

Мы сегодня говорили о пищевой составляющей поста, и я привел строгий вариант пощения. Но каждый раз перед Великим постом мы напоминаем: «суббота для человека, а не человек для субботы», как сказано в Евангелии. Телесная составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аскетических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не тело-убийцы, а страсто-убийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью лю­ди больные, пожилые, беременные и кор­мящие женщины, военнослужащие, нахо­дящиеся при исполнении служебных обязанностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древнее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько состав­ляющих. Допустим, ты по состоянию здоровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сай­тах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, чело­век молодой и здоровый может ему следовать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдержать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня.».

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вызывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту — не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Что касается долгих служб, я уже сказал: по крайней мере, надо стараться посетить какую-то часть из них. Но здесь опять же необходимо терпение, потому что одно дело, когда мы пытаемся применить правила поста к нашему состоянию — и другое дело, когда мы жалуемся на дискомфорт в принципе. То есть: «Я пощусь, но мне неуютно, неприятно, мне это не нравится». Пост дан нам для того, чтобы человек мог победить себя, это очень важно. Ведь с детства мы, наоборот, приучаемся угождать себе, требовать: «Дай, мама!», «Дай, бабушка!». «Дай, Господи!» — немедленно и все сразу. С этим обязательно нужно бороться.

Как полюбить пост? Нужно начинать исполнять все то, о чем мы говорили, тог­да Господь подает и радость, и удовлетворение, и самые добрые чувства. Я знаю многих людей, которые радуются: «Слава Богу, скоро пост!» — и говорят это совер­шенно искренне.

— Ирина пишет Вам: «Владыка, на первой неделе Великого поста читается Канон преподобного Андрея Критского. Если не удается бывать на службе, когда читают канон в храме, нет возможности уйти с работы по­раньше, можно ли читать канон дома самостоятельно?».

— В наших городских храмах вечер­няя служба на первой неделе поста, с по­недельника по четверг, по моему благо­словению начинается несколько позже — в шесть часов, чтобы как можно больше людей смогли прийти на чтение Великого покаянного канона. Если все же человек не успевает, прочитать канон дома будет хорошо и правильно.

— Еще вопрос от нашего читателя: «Постом в храме очень много читают Псалтирь. Некоторые псалмы очень ложатся на сердце, в основном те, где содержатся молитвенные прошения, славословия. А есть псалмы, которые остаются „чужими“ — те, в которых говорится больше об истории еврейского народа или даже призываются кары на голову грешников. Тут сердце остается глухим, я очень рассеиваюсь и как-то выпадаю из службы. Что делать, как такие псалмы воспринимать? Ирина».

— Псалтирь иногда называют поэтическим переложением всех остальных книг Ветхого Завета, истории богоизбранного народа. История эта очень поучительная, иначе бы она не сохранялась в памяти христианской Церкви. Это история отпадения от Бога и воз­вращения к Нему — то, что повторяется в жизни всех народов и каждого человека. Вот почему псалмы не просто глубоки и поэтичны, но и актуальны для каждого из нас. Я бы посоветовал автору этого вопроса, да и всем нашим читателям, обязательно ознакомиться, во-первых, с текстами псалмов на русском языке, чтобы лучше их понять. Есть параллельные издания Псалтири, где на одной странице напечатан псалом на славянском, а на другой — на русском языке. Иногда все-таки синтаксические формы церковнославянского языка несколько затемняют для современного читателя смысл текста. А во-вторых, нужно обязательно ознакомиться с толкованиями святых отцов. Скажем, знаменитый 108-й псалом и целый ряд других — ведь Церковь понимает их не в прямом смысле, как призывание проклятия на чьи-то головы, а в духовном. Скажем, перед Великим постом в храмах поется известный псалом «На реках Вавилонских…», который заканчивается словами: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кажется, очень жестокий образ. Но если помнить, что под младенцами Церковь имеет в виду начатки греховных помышлений, то становится понятным, почему этот псалом поется за богослужением.

— «Не так давно открыл для себя такую службу, как Литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее основной смысл? Будет ли в храмах Саратовской епархии Преждеосвященная совершаться вечером?» — спрашивает Алексей.

— В древние времена христиане жили более глубокой, более насыщенной литургической жизнью. Поскольку в будние дни Великого поста полная Божественная литургия не совершается (она служится только по субботам и воскресеньям), пять дней без Причащения для христиан древности были немыслимыми. Нам сегодня трудно это понять, мы причащаемся гораздо реже. И вот для того, чтобы можно было причаститься и в будни, был составлен особый чин, когда Причащение совершается Святыми Дарами, заготовленными на предыдущей полной Литургии. По сути это вечерня, к которой добавляются несколько особых песнопений, без Евхаристического канона.

По уставу Преждеосвященная Ли­тургия должна совершаться вечером. Но есть одна сложность: для того, чтобы причаститься, мы должны поститься как в древности — весь день до захода солнца. Это не всегда возможно, особенно для людей в возрасте. Поэтому Священным Синодом было вынесено определение, что в случае вечернего служения Литургии Преждеосвященных Даров можно поститься начиная с двенадцати часов дня. Это компромисс, но он дает возможность людям участвовать в этом богослужении в вечернее время, после работы.

В этом году во многих наших храмах Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться вечером по средам, по­скольку в пятницу это не очень удобно: обычно в пятницу вечером в пост совершается парастас — особое заупокойное богослужение.

— Вопрос от Елены: «Ребенку восемь лет. Достаточно ли будет для него, если он ради поста откажется от компьютерных игр на это время, или нужно обязательно ввести еще какие-то ограничения в питании?».

Будет неплохо, и даже полезно еще от чего-то отказаться, например, от сладостей, мороженого, конфет. Вообще, детей лучше подводить к посту постепенно, так, чтобы более строгий пост для них ассоциировался с взрослением. Я знаю многодетные семьи, где дети стремятся поститься. Для них пост — признак более серьезного отношения к ним самим. Мне кажется, это правильный путь.

— Алексей задает вопрос: «Мой вопрос о пище, разрешенной в пост. Если, например, в календаре указано, что в этот день нельзя вкушать пищу с маслом, можно ли употреблять продукты, которые даже в сыром виде содержат в себе большое количество масла, например, ядра подсолнечных семечек, арахис, оливки? Просто не хочется себя обманывать, а Бога — тем более».

Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По­том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок», «А белый хлеб обмазывают яйцом», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?». Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть лю­ди, которые оцеживают комаров, но по­глощают верблюдов.

Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал себе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то причинам постишься не так строго — спокойно кушаешь и Бога благодаришь.

Газета «Православная вера» № 05 (533), подготовила Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/post-dan-nam-dlya-togo-chtoby-pobedit-sebya


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика