Православие и современность | Священник Василий Куценко | 08.03.2016 |
Священномученик Поликарп, епископ Смирнский — один из самых древних святых, почитаемых христианской Церковью, принявший мученическую смерть в 155 году. Его считают последним из мужей апостольских — святых отцов Церкви конца первого — начала II века, являвшихся учениками апостолов — самовидцев Господа Иисуса Христа. Память святого Поликарпа Смирнского совершается Церковью 23 февраля по Юлианскому календарю (по Григорианскому календарю в високосные годы — 7.03, в невисокосные — 8.03).
Смирна — древнейший город, основанный, вероятно, за 3000 лет до Рождества Христа. Еще при жизни апостолов город был просвещен благой вестью христианской проповеди. В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова можно прочесть: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат)… Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни(Откр. 2, 8−10). Эти слова в полной мере исполнились на святом Поликарпе, который, уже будучи глубоким старцем, засвидетельствовал свою верность Господу Иисусу мученической смертью.
Что мы знаем о святом Поликарпе?
Ученик святого Поликарпа — епископ Лионский Ириней (также окончивший жизнь мученически) писал о своем наставнике: «Поликарп не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости, — ибо он жил долго и в глубокой старости окончил эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, — он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь, и что одно только истинно» [1].
Западный апологет (защитник христианства) Тертуллиан сообщает, что святой Поликарп был назначен епископом Смирны самим апостолом и евангелистом Иоанном Богословом [2].
Старший современник святого Поликарпа — священномученик Игнатий Антиохийский в послании к христианам Смирны, называет его «богодостойным епископом» [3], а в личном послании к Поликарпу пишет: «Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге» [4].
Из приведенных свидетельств, становится ясно, сколь почитаем был Смирнский святитель еще при жизни. Но особенным образом почитание святого Поликарпа проявилось после его мученической кончины.
Сразу после казни святого было составлено «Мученичество святого Поликарпа», которое христиане Смирны послали христианам города Филомелии. Текст «Мученичества» был основан на свидетельстве очевидцев из числа христиан, присутствовавших на казни. Интересно то, что «Мученичество» стало первым дошедшим до нас описанием мученической смерти конкретного исторического лица [5]. Но еще более важно, что «Мученичество святого Поликарпа» стало первым свидетельством о том, что уже в самое древнее время в христианской Церкви существовало почитание мучеников, а также их останков — святых мощей.
Почитание мучеников в древней Церкви
Когда святой Поликарп был казнен, христиане хотели забрать его тело: «Когда завистливый и лукавый соперник и противник праведных увидел величие мученичества его (Поликарпа) и безукоризненное от самого начала житие его, и что увенчан он венцом нетления и получил непререкаемую награду, то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь частицу его святого тело» [6].
После этого следует очень интересное и важное описание дальнейших событий: «И вот внушил он (диавол) Никите (знатный человек, уговаривавший святого принести жертвы языческим богам) <…> обратиться к начальнику, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. Ибо мы покланяемся ему как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность их к своему Царю и Учителю. Да даст и нам быть их общникам и соучениками» [7]. Эти слова становятся и одним из первых объяснений отличия между «поклонением» Христу, как Богу и Спасителю и «почитанием» святых, которое является проявлением «любви» к тем, кто явил пример истинной христианской жизни и смерти.
Священномученик Поликарп был не единственным, пострадавшим в то гонение, но именно его выделяют христиане, потому что он «был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию, все подражать желают» [8].
Тело святого Поликарпа было сожжено, но все равно христиане «взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало; там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать рождения его мученика, в память подвизавшихся за веру до нас и в наставление и приготовление для будущих подвижников» [9]. В этих словах содержится еще одно интересное и важное свидетельство о том, что день смерти мученика (из приведенной цитаты следует, что христиане Смирны готовились к празднованию первой годовщины со дня смерти святого Поликарпа) стал считаться «днем рождения» святого для вечной жизни. Впервые эту мысль высказал друг святого Поликарпа — священномученик Игнатий Богоносец. В послании к христианам Рима, он просит их: «Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим; не отдавайте меня миру» [10].
Святого Игнатия везли на корабле в Рим, где он должен был предстать пред судом императора. Святой беспокоился о том, что римские христиане могут попытаться воспрепятствовать его мученической смерти. Из процитированных слов видно, что для святого Игнатия — смерть за Христа станет настоящей жизнью (поэтому он и пишет — «не препятствуйте мне жить»).
Наставления священномученика Поликарпа Смирнского
Кроме свидетельства очевидцев, описавших мученическую кончину святого Поликарпа и его последующее почитание христианами, сохранился текст, автором которого является сам Поликарп Смирнский. Это его послание «К Филлипийцам». В нем есть замечательные слова — увещание к добродетели: «Стойте в добродетелях и следуйте примеру Господа; будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников (1 Пт. 2, 12) и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению» [11].
Как просты эти слова на первый взгляд, но какая глубина скрыта в этой простоте. Начать со «следования Господу», чтобы сохранить братскую любовь и твердость в вере, стяжать кротость и милосердие друг к другу. Все эти добродетели святой Поликарп — ученик апостолов, наставник христиан и мученик — явил и в своей истинно евангельской жизни, и призывает к этому всех нас.
[1] Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, V, 3 (4). Пояснение к сноскам: цифры после названия цитированного сочинения означают — V — номер книги, 3 — номер главы в книге, (4) — номер параграфа в главе. В остальных случаях — указывается или номер главы (если трактат разделен только на главы) или номер главы и параграфа.
[2] Тертуллиан. О прескрипции против еретиков, XXXII.
[3] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Смирнянам, XII.
[4] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Поликарпу Смирнскому, I.
[5] Писания мужей апостольских. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — С. 394.
[6] Мученичество святого Поликарпа, 17, (1).
[7] Мученичество святого Поликарпа, 17, (2−3).
[8] Мученичество святого Поликарпа, 19, (1).
[9] Мученичество святого Поликарпа, 18, (2−3).
[10] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Римлянам, VI.
[11] Сщмч. Поликарп Смирнский. К Филиппийцам, X.
|