Православие и современность | Игумен Нектарий (Морозов) | 03.03.2016 |
Слухи — довольно частое явление и нашей обычной, и, к сожалению, приходской жизни. Как не оказаться втянутым в их водоворот? Бывают ли случаи, когда нужно напрямую прояснить ситуацию с человеком, о котором слух распространяется? Какими святоотеческими примерами хорошо руководствоваться в отношении различных сплетен? Об этом — в сегодняшней беседе с игуменом Нектарием (Морозовым).
Конец света и кризис в придачу.
— Хотелось бы начать, наверное, с глобальных слухов, которые нас периодически настигают, таких как «будет мировая война», «будет конец света», или чуть менее глобальных — «будет небывалый кризис», например. Как к таким пугающим вещам относиться верующему человеку?
— Я думаю, что человек должен просто внимательно относиться к тому, что происходит в его собственной жизни, в жизни страны, в которой он живет, и мира в целом. И в доступной ему мере анализировать происходящее, а также обращаться к анализу тех людей, которых можно обоснованно считать компетентными. Нужно задаваться вопросом: какую реальную почву имеет под собой то, что мы где-то слышим? Как говорит Господь: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово (Мф.16, 2−3). Думаю, что надо руководствоваться примерно такими вещами, которые нашему постижению открыты. Допустим, я вижу, что холодает, что падают на землю снежинки, и я понимаю, что, наверное, мне нужно более тепло одеться, включить в квартире отопление. А если мне кто-то говорит о том, что похолодает, но я не вижу никаких признаков этого, то к таким словам я имею право относиться двояко: предположить, что, возможно, так оно и будет, но в то же время, поскольку нет оснований полагать, что это действительно так будет, оставить этот вопрос себе на рассмотрение.
То же самое — и со слухами, которые касаются каких-то общественных потрясений, войн, катаклизмов и конца бытия этого видимого мира, — все это когда-либо будет; безусловно, готовиться к этому внутренне так или иначе надо. Но поддаваться той панике, тому ажиотажу, который оказывается сопряжен с подобного рода вещами, ни в коем случае не стоит.
Не пытаться оправдываться
— Хорошо. А если слух касается человека лично, если о нем пущена сплетня в какой-то среде? Как вести себя в случае, если мы узнали, что о нас какая-то информация распространяется?
— На чужой роток, безусловно, не накинешь платок, особенно когда этих ртов много и особенно когда идет речь о людях, которые произносят какие-то слова, высказывают какие-то утверждения, совершенно не задаваясь вопросом о том, как они будут потом отвечать перед Богом за то, что они говорили — не испытав, не узнав, правда ли это, правда частично или совсем не правда. Если о нас идет какая-то молва, мы должны понимать, что отрегулировать этот процесс не можем никак. О нас что-то говорят — и нам предстоит претерпевать последствия этого.
Мне кажется, не надо относиться трагически к тому, что чье-то мнение о нас изменится к худшему. Есть люди, которые нас знают, имеют опыт непосредственного с нами общения, и если кто-то из них решает судить о нас не по этому общению и нашим поступкам, а по тому, что где-то услышал, то, наверное, не стоит сожалеть о том, что человек изменил о нас свое мнение и наши с ним отношения разрушатся. Действительно, лучше пусть они разрушатся на этой стадии, а не позднее, в момент какого-то более серьезного испытания.
— В такие моменты, особенно если человек нам очень дорог, нередко хочется поговорить, объясниться. Этого нельзя делать?
— Если такая возможность есть, то, наверное, не стоит ею пренебрегать. Но если человек нас не понял или не захотел слушать и предпочел опять-таки поверить слуху, то, значит, так тому и быть.
В подобных ситуациях нам, как и всегда, нужно в первую очередь обращаться к Евангелию. А там мы видим Того, Кто был постоянно объектом каких-то слухов, клеветы и прямых обвинений, — это Сам Господь. Чего только о Нем не говорили! Самое распространенное — что Этот Человек ест с мытарями и грешниками, то есть подразумевалось, что Он Сам такой же, что Он с ними заодно и у них одна область интересов. И что же, Господь оправдывался? Господь об этом как-то переживал? Нет. Кто видел в Нем Того, Кем Он был, тот видел, а кто не хотел видеть, тот следовал за распространителями подобных слухов.
В жизни многих святых мы тоже можем видеть примеры того, как они становились жертвами слухов, а подчас и клеветы. Например, жизнь святителя Нектария Эгинского вся прошла под постоянным прессом ложных обвинений. Как известно, он был в свое время по навету низведен с епископской кафедры и всю оставшуюся жизнь пребывал в таком бесправном положении. Фактически он уже отошел ко Господу, уже был канонизирован, прославлялся как святой, но еще не был реабилитирован — церковный документ о его реабилитации вышел совсем недавно. Но в конечном итоге для него, как и для других святых, это служило только лишь к духовному усовершенствованию.
Промолчать или разобраться?
— Как быть, если нам рассказали нечто о чьих-то поступках и нас это встревожило, взволновало?
— Здесь можно вспомнить случай из жизни преподобного Пимена Великого. К нему пришел какой-то брат и стал говорить: а вот в таком-то монастыре происходят такие вещи. Преподобный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный человек», — заметил брат. «Был бы верный, не сказал бы», — ответил преподобный Пимен.
Мы не всегда можем отреагировать так же, потому что, в отличие от преподобного Пимена, живем не в отшельничестве, а более тесно соприкасаемся с миром, с людьми. Здесь стоит рассуждать так. Если сказанное не имеет непосредственного отношения к нашей жизни, это нужно просто от себя отодвинуть. Ни от нас это не зависит, ни мы от этого не зависим.
Если же это что-то, что нашей жизни касается, мы должны постараться разобраться. Бывает, например, что есть два человека, с обоими мы общаемся, к обоим хорошо относимся — и вот от кого-то узнаём, что один из них по отношению к другому поступил непорядочно, возможно даже подло. Можем ли мы это проигнорировать? Я считаю, что нет, по многим причинам. Если такие действия на самом деле имели место, тот человек, который пострадал, будет испытывать боль оттого, что мы как ни в чем не бывало общаемся с его обидчиком. Если же сказанное нам является неправдой, значит одного из наших знакомых оклеветали, и важно, чтобы мы это понимали и оказали бы ему поддержку.
Как правило, в любой подобной ситуации замешано несколько сторон, и общение со всеми этими сторонами выявляет, что же произошло на самом деле. При этом очень важно самому не стать разносчиком слухов. Единственное, когда мы можем сказать: «Я услышал то-то, правда это или нет, не знаю, но тебе говорю», — это когда человека нужно непосредственно от чего-то предостеречь, и это имеет смысл говорить только между близкими людьми. Но если можно избежать этого разговора, лучше все-таки его избежать — в молчании нам приходится раскаиваться гораздо реже, чем в словах.
Приход — территория сплетен?
— Почему так много слухов возникает в приходской жизни, передается из уст в уста церковными людьми?
— Потому что любая среда — даже необязательно замкнутая, но в которой люди объединены чем-либо — порождает те или иные нездоровые разговоры, и порой это приобретает очень болезненный характер. Мне иногда даже кажется, что можно взять смоделировать какой-то слух о себе самом, запустить ради эксперимента — и через некоторое время появятся люди, которые тебе же самому приведут массу доказательств, что это все в твоей жизни правда. Или, например, периодически появляются слухи о том, что куда-то переводят правящего архиерея, — и все уже «доподлинно» знают, куда его переводят, когда его переводят, кого переводят на его место. Причем нет никаких объективных оснований верить этому. Но очень многие люди оказываются почему-то убеждены, что именно так и есть.
В церковной, приходской среде эту болезнь нужно обязательно изживать. Причем это касается как «плохих», так и «хороших» слухов, а также совершенно нейтральных — мы просто не должны принимать их как что-то, на что можно опираться. И конечно, нужно помнить, что «коллекционирование» слухов — серьезный грех, потому что, распространяя вокруг себя подобного рода информацию, мы находимся в постоянном общении с отцом всякой лжи, то есть с диаволом.
— Как человеку, который к такому греху склонен, от него удержаться?
— Можно, наверное, почаще приводить себе на память известные слова преподобного старца Паисия о «мухах» и «пчелах». Пчелы собирают мед, который приносит людям пользу, здоровье, сладок на вкус. А вот мухи всю свою жизнь копаются в чем-то совершенно не похожем на мед. Почему «мух», в иносказательном смысле, туда тянет? Потому что сплетни — это такое переливание из пустого в порожнее, при котором человек получает иллюзию участия в жизни — он возмущается, радуется, к чему-то призывает других, — но при этом от него не требуется никаких реальных действий. Таких людей жалко, потому что настоящая жизнь гораздо интереснее, многограннее, шире, чем область слухов, и пребывание в этой области — существование совершенно бесплодное.
Газета «Петропавловский листок» № 02, февраль 2016
Подготовили Ольга Протасова и Елена Сапаева
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/esli-vokrug-khodyat-slukhi