Русский Афон | Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) | 22.02.2016 |
О миссии Афона в современном мире, значении подвига афонских монахов и 1000-летнем юбилее русского присутствия на Святой Горе в эксклюзивном интервью порталу «Русский Афон» (www.afonit.info) поделился Высокопреосвященный Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
— Ваше Высокопреосвященство, скажите пожалуйста, какое значение имеют для исторической Руси 1000-летние духовные связи с Афоном?
— Афонское монашество всегда было образцом и идеалом для русского монашества. Основатели русского монашества, создавая свои обители, перенимали Афонские уставы, словно зажигая свои свечи от Афонской лампады. Русское монашество с первых дней своего существования и до нашего времени неразрывно связано со Святой Горой. Значение Афона с точки зрения духовной жизни переоценить нельзя. Русь видела для себя образец в Византии, а для русских монахов самым главным ориентиром в организации монашеской жизни, конечно же, был Афон. Здесь они черпали опыт иноческого делания. Афон дал импульс для развития русского монашества в домонгольский период истории Киевской Руси; Афон стоял у истоков возрождения русского общежительного монашества в эпоху Московской Руси. На рубеже XVIII и XIX веков вновь пришло духовное просвещение со Святой Горы в лице преп. старца Паисия (Величковского). И в настоящее время, когда возрождается церковная жизнь на Руси, живой духовный опыт Афона становится вновь востребованным.
— В чем, по Вашему, владыка, состоит миссия Афона в современном мире? Что может сказать или предложить Афон современному православному человеку, который ведет не монашеский, а мирской образ жизни?
— От Афона не нужно ожидать никакой словесной проповеди, нужно просто прийти туда, смотреть и назидаться. Мы православные, живущие в миру, подвержены действию суеты. Но когда мы приезжаем на Афон, то видим, что здесь все — по-другому. Здесь все гармонично совершается, все устроено богоугодно, все подчинено определенному распорядку — молитва, труд, отдых. Афон проповедует без слов. Поэтому в каждый приезд мы черпаем для себя пользу; мы видим, как настроить нам свою жизнь, даже церковную жизнь. Православные миряне во время паломничества по Афону, когда окунаются в эту Афонскую действительность, приобретают огромную пользу; они ощущают благодать от той повседневной монастырской жизни, участниками которой стали на несколько дней.
Призвание служения Афона миру состоит в том, чтобы показывать пример, быть образцом для православных христиан, живущих в миру. Афон является для нас эталоном духовной жизни. Люди, которые приходят подвизаться на Афон, они приходят искать Царствия Божия. Здесь обретают они мир, покой, очищение своих душ; достигнув этого, они потом приносят пользу и другим, которые приезжают сюда. Поэтому я считаю, что Афон являет для нас огромный пример в духовной жизни.
— Сопоставим ли юбилей 1000-летия русского афонского монашества с юбилеем 1000-летия Крещения Руси? Является ли эта дата такой же важной исторической вехой для Русского Православия, как и юбилей 1988 года?
— Я думаю, что действительно, юбилей 2016 года — очень значимая веха нашей истории. Крещение Руси — это было важное празднование более для мирских людей, которые впервые после безбожной эпохи осознали свою причастность к 1000-летнему духовному наследию Русского Православия. Эти люди впервые увидели и осознали, что есть другая жизнь, жизнь в Церкви, жизнь с Богом. 1000-летие Русского монашества на Афоне, на мой взгляд, предлагает нам более глубокие смыслы, которые побуждает всех церковных людей, не только монашествующих, осознать себя носителям 1000-летней духовной традиции, которую мы унаследовали от Афона, от Византии. На Афоне был духовный центр всего восточного Православия. Практически все православные народы имели здесь свои монастыри, через которые просвещались и назидались святогорской практикой духовной жизни во Христе. Сегодня, когда мы восстанавливаем тысячи монастырей, очень важно сверять подвижническую практику с практикой Афона. Ведь после безбожной эпохи нам все приходится восстанавливать заново, практически с нуля. Очень важно наладить в новых монастырях правильные духовные отношения, и Афон, конечно же, первый образец для нас, потому что здесь непрерывная 1000-летняя традиция.
— Чем лично для Вас, владыко, является Святая Гора Афон?
— На протяжения четверти века я каждый год бываю на Афоне, где стараюсь умирить свои страсти, потому что мир диктует свой темп жизни. Приезжаешь на Афон и здесь совсем другое впечатление: умиротворенность, безмятежность, труд, молитва.
Я очень люблю наш Русский Пантелеимонов монастырь и стараюсь всегда быть и жить в нашем монастыре. Другие монастыри я мало посещаю, больше люблю здесь пребывать, молиться со своей братией. Духовное общение с ними для меня особенная ценность. Сейчас монастырь пополнился монахами, очень много молодых братий, это очень важно, что молодые люди идут. К сухому источнику, говорит народная мудрость, тропа не ведет. Их привлекает туда благодать. Сам Господь призывает их, потому что увидел в них потенциал для прославления Своего величия. Я лично ими восхищаюсь, потому что они в таком юном возрасте захотели нести подвиг на самой передовой, в борьбе со злом и страстями. Это не каждому Господь поручает, а их Он призвал. Я и сам в молодости мечтал когда-то приехать на Афон. У меня была мечта после Духовной академии туда приехать. Но меня не выпустили из СССР. И теперь каждый год я стараюсь бывать на Афоне и посещать наш Русский монастырь.
В монастыре возрождается духовная жизнь. Мне довелось быть на одном из братских собраний, а также на курсах изучения Священного Писания. Братия вместе со своими духовными наставниками изучают Божественные Писания, делают доклады, осмысленно учат псалмы.
Сейчас обитель стала очень красивая. Потому что красота пришла в обитель вместе с внутренней красотой монахов. Они стали духовно молитвенно красивыми, и, соответственно, это выразилось и во внешности. Божия благодать всегда так делает: если что-то красиво внутри, оно красиво и снаружи. Пока мы были руинами внутренними, у нас ничего не было, как только внутренние руины очистились, сразу и снаружи появилась гармония. Я благодарю Бога за это чудо возрождения нашей родной Русской обители на Афоне.
— Пантелеимонов монастырь недавно отмечал 100-летие своего Игумена схиархимандрита Иеремии. Вы много десятков лет лично знаете о. Иеремию. Как видится Вам духовный образ этого старца?
— Господь сподобил всех нас быть современниками этого благодатного Афонского старца, назидаться его примером, быть свидетелями его подвигов. Вот уже 40 лет он подвизается на Святой Горе и несет послушание Игумена русских святогорцев. Он является для всех нас образцом, маяком, который указывает нам, как искать Царствия Божия, как надо спасаться, что нужно делать для того, чтобы достичь спасения. А делать нужно не много: нужно жить по заповедям Божиим, не отвлекаться умом на постороннее, жить всегда в труде, всегда в молитве, в самопринуждении, и всегда возделывать и хранить в своем сердце любовь к Богу и ближнему. Вот самое главное делание о. Игумена Иеремии.
От о. Иеремии не нужно ожидать никаких слов, просто — смотри на Игумена. Его жизнь показывает, как человек без всякой суеты, спокойно, с молитвой, с упованием на Промысел Божий, несет свой крест, свое послушание. И Бог не посрамляет его упования, помогает, собирает братию, возрождает монастырь из пепла. Ведь — его молитвами все это совершается. Его жизнь — огромный пример для нас. Надо довериться Богу. Бог все совершает, когда человек молится и живет по Его заповедям.
Я знаю о. Иеремию уже 40 лет. Я вижу, что он постоянно в движении, постоянно на работе, постоянно на службе. Я вижу его любовь к братии — это настоящий пастырь и отец. Сколько в нем света, жизни, любви, благодати. И сохраняет Господь его для нас грешных, чтобы мы видели его пример, что так — можно жить; что так — можно спасаться и в наше время; что можно душу свою очистить, умиротвориться и стяжать благодать. О. Игумен получил от Бога такую милость — быть примером для русских монахов, для греческих монахов, для всех, кто любит Русскую святогорскую обитель нашу, кто приезжает сюда и восхищается ее красотой.
— В этот год юбилея русского монашества на Афоне, что бы Вы пожелали вашим соотечественникам-святогорцам?
— Брать пример с о. Игумена Иеремии и со старших монахов; следовать путем крестоношения терпеливо, спокойно, ни о чем не задумываясь, ни каких планов не строя, и думать только об одном: Господь привел вас на Святую Гору с одной целью — для того, чтобы вы своей жизнью служили для Его славы. Не уроните эту честь. Благодарите Бога, что дал вам такую радость — находиться на Святой Горе. Отсюда — никуда. Ни шагу назад без благословения священноначалия. Живите так, и вы достигните святости. Надо поставить цель. Если цель — святость, то только здесь; праведность — только здесь, спасение — только здесь; Царство Небесное — только здесь. Здесь — точка вашего служения Богу и личного спасения.
Интервью записано в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, специально для портала «Русский Афон»
|