Русский вестник | 08.09.2005 |
На месте могилы Владимира Федоровича 22 августа региональной православной организацией «Православные витязи» был развернут полевой храм, освящённый во имя преподобного Серафима Саровского. Всенощное бдение по празднеству Преображения Господня и преподобному Серафиму Саровскому состоялось вечером 22 августа, ночью читался псалтирь. А 23 августа в 9 часов утра была совершена Божественная литургия с участием архиепископа Рязанского и Касимовского Павла. На богослужение из Свято-Иоанно-#Богословского монастыря привезена икона преподобного Серафима Саровского, написанная до революции, с частью его святых мощей.
В.Ф. фон дер Лауниц родился 10/23 августа 1855 г. и происходил из древнего прибалтийского рода. Род Лауницов был известен в России с 15-го в. Один из основателей российской ветви был в числе сопровождавших наследницу Византийского Императорского престола принцессу Софию Палеолог, будущую супругу Великого Князя Московского Ивана 3-го, которая прибыла в Россию в 1472 г. Отцом Владимира Федоровича был генерал-лейтенант, участник целого ряда военных кампаний служивший в одном полку с М.Ю.Лермонтовым. Впоследствии старшая дочь Владимира Федоровича Мария вышла замуж за В.М.Лермонтова, представителя этого знаменитого рода.
Закончив Пажеский корпус, В.Ф. фон дер Лауниц в составе Гродненского гусарского полка добровольно отправился на войну, с юных лет являя собой образец верности воинскому и гражданскому долгу.
Уйдя в отставку в чине полковника, он был избран предводителем харьковского дворянства, строил, в том числе и на собственные средства, церковно-приходские школы для крестьянских детей. Будучи вице-губернатором Архангельска, активно помогал Соловецкому монастырю. Владимир Федорович строил храмы, часовни, школы на территории Харьковской и Тамбовской епархий, заботился о сельском духовенстве, принимал активное участие в церковно-приходской жизни. «Мне особенно пленительною казалась его глубокая религиозность, — писал еп. Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). — С благоговением вспоминаю крестные ходы в Харькове и Тамбове, в которых он с особой ревностью участвовал, сам неся святыни чудотворных икон». Святейший Синод неоднократно отмечал его усердие награждениями и представлениями к Высочайшим наградам.
В 1903 г. Владимир Федорович, занимая пост губернатора Тамбова, стал одним из инициаторов и организаторов торжеств по прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского, причем многие подготовительные мероприятия, видя нехватку средств, он проводил за свой счет. Церковь высоко оценила его заслуги, благословив крестом с частицей мощей святого Серафима Саровского, частью мантии и камня, на котором молился великий пастырь русского народа, с иконописным изображением и наперсной иконой преподобного.
В годы революционных брожений начала ХХ в. Лауниц продолжал оставаться на позициях Православной Русской государственности и, видя свой долг в защите устоев Русской Церкви и Русского государства, решительными и продуманными действиями сумел остановить распространение смуты на территории своей губернии. Его увещевания одураченных агитаторами крестьян в сочетании с твердыми мерами по наведению порядка стабилизировали обстановку, позволили избежать кровопролития и гибели людей. Известны даже случаи, когда виновные возвращали награбленное и приносили церковное покаяние.
31 декабря 1905 г., в разгар революционной смуты, Государь Император Николай 2-й, высоко ценивший Владимира Федоровича, назначил генерал-майора фон дер Лауница градоначальником столицы Российской Империи — Санкт-Петербурга. Теплые отношения связывали В.Ф. фон дер Лауница со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским, они вместе подвизались на ниве служения Русской Православной Церкви и Отечеству. Особенной заботой и покровительством Лауница пользовался Союз Русского Народа, и со многими черносотенцами он поддерживал личные тесные отношения.
Честность и неподкупность Лауница, чистота его православной веры вызывали ненависть со стороны антирусских, антиправославных сил. В революционном списке приговоренных к смерти он стоял на третьем месте (после Императора Николая 2-го и П.А. Столыпина). 21 декабря 1906 г., после Божественной литургии, Владимир Федорович был злодейски убит террористами-революционерами на пороге храма. Отпевал его в Рождественский сочельник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, а провожал в последний путь весь Петербург. Со станции Н. Мальцево до имения Каргашино его останки несли на руках крестным ходом с хоругвями и иконами. Согласно завещанию Лауница он был похоронен на родине в с. Каргашине за алтарем сельского храма.
Государь Император Николай 2-й по достоинству оценил заслуги В.Ф. фон дер Лауница: над его склепом с хрустальным гробом по Высочайшему повелению был установлен трехметровый крест из черного гранита, изображающий Голгофу.
После революции в начале 1920-х храм в с. Каргашине и место захоронения Владимира Федоровича подверглись осквернению, которое было совершено под руководством председателя Елатомского (Сасовского) уездного комитета большевиков и уездного исполкома А.Н.Янина, устанавливавшего советскую власть в Сасовском районе, куда он был направлен из революционного Петрограда. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что тело Владимира Федоровича сохранилось нетленным. В 2000 г. материалы о его жизни, трудах и мученической кончине были переданы в комиссию по канонизации при Св. Синоде Русской Православной Церкви.