Русская линия
Православие.RuПротоиерей Олег Стеняев25.01.2016 

Какого мы духа?

Сегодня много «горячих голов», много тех, кто считает, что закон силы — это самый правильный закон. И потому надо наводить страх и ужас, использовать максимально силу для достижения целей. Это происходит и на межличностном, и на межгосударственном уровнях.

В Евангелии есть такая история: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 51−55).

Так какого же мы духа? К чему призывает нас Спаситель? И как должно вести себя государство в этом мире, например наша страна? Оправданна ли сила?

Иногда мы, христиане, действительно, забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная толковая Библия Лопухина объясняет так этот эпизод Евангелия от Луки: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома, желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия тоже имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа». Господь не оставил сынов громовых без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). Святые отцы поясняют: «Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» (блаженный Феофилакт).

Воинственные настроения человека — это проявление его греховной испорченности

Если говорить о военных конфликтах, то они греховны по определению. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Так как войны постоянно произрастают от корня грехов, то стражи законов и точные блюстители правосудия, обуздывая большую часть грехов, могут уничтожить и поводы к войне». То есть очень важно, когда мы помогаем людям избавляться от грехов и сами преодолеваем греховность в собственной жизни. Потому что для многих такие воинственные настроения — это просто рецидив личной греховной испорченности.

Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Хотя умерщвление неприятелей считается делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги, однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то оно <умерщвление> не невинно, почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями». И мы знаем Первое каноническое послание святителя Василия Великого, правило 13-е, где сказано: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». Такое вот строгое решение было высказано святителем Василием Великим: в каком бы военном конфликте человек ни принимал участия, он, как запятнанный человеческой кровью, должен воздерживаться от приобщения Святых Тайн. Хотя непосредственно во время военного конфликта мы людей исповедуем и причащаем. А вот потом они обязательно несут епитимью.

К сожалению, сейчас почти не осталось в живых тех, кто не понаслышке знает, что такое война. Если бы эти люди были живы, то милитаристские настроения они бы давили в зародыше. А то у некоторых вместо голов, действительно, словно бы боеголовки, а им бы надо осознать, насколько это ужасно — любое военное столкновение. Люди старшего поколения, пережившие войну, побывавшие под немцем, сталкивавшиеся с ужасами войны, понимали опасность милитаристских настроений. Как мы знаем, в Советском Союзе даже пропаганда войны была запрещена. А сейчас выросло новое поколение, привыкшее к «запасам жизней» в компьютерных играх. Им всё кажется, что, погибнув, они потом «используют» вторую жизнь, потом третью и так далее. Но ведь в реальности такого не бывает.

Мы должны молиться о том, чтобы мир сохранялся на нашей земле и чтобы конфликтные ситуации находили политическое разрешение

Новое поколение — это люди без личного опыта соприкосновения с таким греховным явлением, как военный конфликт. Поэтому надо, как и сказано в Священном Писании, искать мира, стремиться к миру. И мы должны молиться о том, чтобы мир сохранялся на нашей земле и чтобы конфликтные ситуации находили политическое разрешение — это лучше, нежели прибегать к каким-то крайним мерам.

Но будем помнить, что блаженный Августин писал о том, как можно и как нельзя поступать в ситуации, которая может обернуться войной. Во-первых, «согласно служащему поддержанию мира среди смертных естественному порядку, необходимо, чтобы право задумывать и объявлять войну принадлежало бы тем, кто обладает наивысшей властью». То есть если общество вынуждено прибегать к таким мерам, как военные действия, это не должно быть спонтанным. Во-вторых, Августин настаивает на том, что необходимо наличие справедливой причины, а именно, чтобы атакованные были атакованы, потому что заслужили это некоторым своим поступком. Поэтому Августин говорит: «Война представляется справедливой тогда, когда она является возмездием за несправедливость, когда должно покарать народ или государство, возместить причиненное зло или вернуть то, что несправедливо захвачено». То есть нужно, чтобы воюющая сторона имела правильное намерение, поэтому Августин свидетельствует: «Истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра». Но: «Страсть к нанесению ущерба, жестокая жажда мести, безжалостность и неумолимость, лихорадочное отвращение, вожделение власти и тому подобное — всё это по праву считается проклятием войны».

Поэтому, насколько есть возможность, люди должны противостоять милитаристским настроениям. Прежде всего, в себе каждый должен преодолевать такие настроения и просить Бога о сохранении мира. Хотя бы ради памяти наших предков, которые на себе испытали тяготы военного лихолетья.

http://www.pravoslavie.ru/89 898.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru