Русская линия | Михаил Щеглов | 20.01.2016 |
Удивителен и совсем неизведан русский человек.
Понимаешь это со всей очевидностью, идя крещенской ночью вдоль длинной очереди к Иордани, устроенной на водоёме в твоём городе России.
Тем более — Казань, где порой иным людям и непонятно — а есть ли тут вообще русские как таковые? По внешней оболочке и СМИ — непонятно, есть ли?…
Ан, есть! Вот, в поминальные родительские дни, когда на улицах, остановках транспорта или на путях к личному автомобилю — вдруг Бог весть, откуда берутся буквально толпы людей — с инвентарём в руках и заботой в глазах.
И в Крещение Господне — лютый ли мороз, пронизывающий ли ветер, как нынче, или потеплее, хотя вода — практически одинакова везде в России в это время .
19 января 2016 года. Казань, центр города, река Казанка в километре от её впадения в Волгу. Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани, как церковь — освящён в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя. Между прочим, по архитектуре — один из трёх на Земле — пирамидальный, выполненный в форме воинской палатки, увенчанный георгиевским крестом. Ещё один — на Шипке в Болгарии, а третий — в Севастополе.
Сакральное для всякого русского человека место, особенно — для тех, кто здесь живёт. Для «всякого», а не только для казанских русских - потому что Россия только с присоединением Казанского ханства стала так называемой многонациональной. И с именно этого момента — принятия казанских земель в свой состав каждый русский человек несёт новую нагрузку, новое, по иному не скажешь, служение. Татары, ведь надо запомнить — не славяне и не христиане. Но чем они сейчас — не часть России, неотъемлемая?
А должны ли в связи с этим мы, русские, от соседства татар — стать меньше русскими, православными? Нет!
Вот, как и полагается, по всем церквям митрополии Казанской и Татарстанской на праздник Крещения прошли церковные службы и Великое водосвятие.
В Раифском Богородицком монастыре полуночную литургию отслужил владыка Феофан. Прошли водосвятия и на десятках других открытых водоёмов Казанского края. Но здесь, у Храма-памятника — особое дело, понятно — символическое. Церковь эта сейчас канонически принадлежит казанскому Кизическому монастырю, где своё наместническое служение несёт игумен Пимен (Ивентьев). Лично он и прибыл после долгих монастырских крещенских служб на Иордань к Храму-памятнику для совершения нового богослужения, которого тут традиционно уже ждала добрая сотня казанцев, а новые — всё прибывали. Прибыл на мотто-санях и отряд МЧС, который дежурил тут же для всякой острой надобности.
Служили с иродиаконом, и, что тоже символично — первым настоятелем Храма-памятника в постсоветское время — протоиереем Феодором Ситкиным.
После водосвятия с сакральным «во Иордане..» — проповедь, благословение на погружение во славу Божью тем, кто готов духом, дальше — слово за народом, потянувшемся к святой купели…. https://youtu.be/BroF9kqPHxk
К слову, нынешняя купель здесь, как выяснилось после службы в разговоре со святыми отцами, оказалась юбилейной, первая была устроена ровно десять лет назад!
Жаль, нет кадров, как мотто-сани МЧС промчали нас от проруби и храма к тракту. Как-то получилось — предложили батюшке сесть на единственное пассажирское место, а нам, двоим грешным — в корыто, прицепленное сзади к мотосаням разрешили запрыгнуть. Вот, катим с приличной скоростью мимо верениц людей с поднятой развевающейся на ветру хоругвью Нерукотворенного образа Христа-Спасителя в этом корыте, одной рукой держа древко, а второй вцепившись в борт корыта, и орём людям: «С праздником, православные!» А в ответ, весело: «Спасибо! И Вас!»
..Купание в крещенской купели — сугубо интимное личное событие для каждого человека, и в этом понимании видишь всякого, кто приходит сюда.
Вот, вместе с друзьями, днём работавшими и пожелавшими придти к купели после работы — прибыли сюда ещё и поздно вечером. Вереница людей, кажется, стала только больше. Снег, обильно выпавший за неделю, давит весом на лёд Казанки, отчего на его поверхность вышла вода. Смешавшись со снегом — не везде замёрзла. Спонтанные тропинки, протоптанные за день притекающими к купели людьми напрямую, чтобы срезать углы — обрываются не закончившись. Люди, провалившись сквозь снег по щиколотку в воду, возвращаются, находят более-менее сухой путь к купели — по намёрзшей уже за день, уплотнённой тысячью пар ног лёдно-снежной гряде.
Кто-то принёс и устроил здесь мостки из досок, кто-то нагрёб из снега возвышения, чтобы одежду сложить, не замочив. Вот, молодая пара: жена служит мужу в его твёрдом личном решении, помогая с одеждой. Вот, старик одинокий, сам себе предоставленный готовится. Вот, девица — совсем молодая, мелкая, одна — решилась! А здесь — целая семья — с малыми детками, термосами, полотенцами и халатами. Сотрудники поддержку оказывают, контролируют чтоб не вышло чего. И, так — до глубокой ночи, бесконечная вереница людей, идущих сюда на свой личный подвиг. Не унывающе, весело!
Жива Русь, неистребима!
Сотрудники — всем помогут, бдительности не теряют.
Всего же три дня — от 19 до 21 января включительно — каждый может совершить этот свой личный подвиг — во Имя Отца и Сына и Святаго Духа трижды погрузиться с головой в крещенскую купель, не забыв утвердить это обращение к Святой Троице возгласом «Аминь»!
Только не следует забывать и разницы между подвигом и безответственной хулиганской выходкой по отношению к себе и близким, и решение принимать надо крайне ответственно — как полагается перед Богом.
Ведь со всей Святой Русью мы в Казани у Храма-памятника Нерукотворенного образа Христа Спасителя на святом месте захоронения воинов, чей подвиг некогда открыл нам и нашим потомкам путь для жизни на этих землях, не совсем обыденно молились под Его одноимённым образом. В день крещения Господа и Бога нашего Иисуса Христа согласно всем четырём Евангелиям явилась людям Вся Святая Троица: Дух Святой спустился на Спасителя в виде голубя, а Бог Отец громогласно вещал с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение! «
И каждый русский человек просто обязан обо всём этом помнить!
И ещё, меня иногда спрашивают — почему ты всё акцентируешь в своих работах — «земля Казанская»?
Отвечаю.
Без Казани и Свияжска — нет России.
А о Свияжске — отдельный сказ.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, православный христианин
19−20 января 2016 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=73883
|