Русская линия
Русская линияСвященник Николай Лызлов14.01.2016 

Материалы по теме «Статистика репрессированных богоборцами»
Великая Отечественная война — преддверие и после

Среди апологетов И.В. Сталина широкое распространение получило мнение о том, что перед Великой Отечественной войной и уж тем более во время её, безбожное государство изменило своё отношение к Церкви, что прекратились гонения на православных, из тюрем и лагерей было выпущено множество священнослужителей и монашествующих — едва ли не все.

О том, что это не так свидетельствуют нижеследующие материалы.

Среди святых Православной Церкви мы встречаем мучеников, пострадавших за Христа в:

1941

17.1. Павел (Филицын), иерей, сщмч.

7.3. Андрей (Гневышев), мч.

26.4. Марфа (Тестова), прмц.

10.5. Иоанн (Спасский), иерей, сщмч.

16.5. Николай (Беневольский), иерей, сщмч.

9.8. Иоанн (Соловьев), иерей, сщмч.

30.9. Иоанн (Коротков), мч.

11.11. Леонид (Муравьев), иерей, сщмч.

12.11. Леонид (Виноградов), иерей, сщмч.

14.11. Петр (Игнатов), мч.

17.11. Исмаил (Базилевский), иерей, сщмч.

21.11. Ольга (Масленникова), мц.

27.11. Сергий (Константинов), протоиерей, сщмч.

11.12. Николай (Крылов), протоиерей, сщмч.

12.12. Сергий (Кочуров), иерей, сщмч.

18.12. Геннадий (Летюк), иеромонах, сщмч.

20.12. Петр (Крестов), протоиерей, сщмч.

Василий (Мирожин), протоиерей, сщмч.

24.12. Иоанн (Богоявленский), иерей, сщмч.

26.12. Емилиан (Киреев), иерей, сщмч.

Василий (Покровский), иерей, сщмч.

1942

6.01. Сергий (Мечёв), протоиерей, сщмч.

11.1. Наталия (Васильева), мц.

Евдокия (Гусева), мц.

Анна (Боровская), мц.

Матрона (Наволокина), мц.

Варвара (Деревягина), мц.

Анна (Попова), мц.

Евдокия (Назина), мц.

Евфросиния (Денисова), мц.

Агриппина (Киселева), мц.

Наталия (Сундукова), мц.

15.1. Василий Петров, мч.

20.1. Иоанн (Любимов), мч.

28.1. Михаил (Самсонов), протоиерей, сщмч.

18.2. Михаил (Амелюшкин), мч.

Александра (Каспарова), прмц.

20.2. Алексий (Троицкий), иерей, сщмч.

21.2. Александр (Абиссов), иерей, сщмч.

4.3. Димитрий (Волков), мч.

7.3. Филарет (Пряхин), игумен, прмч.

14.3. Александр (Ильенков), иерей, сщмч.

21.3. Владимир (Ушков), мч.

30.3. Виктор (Киранов), протоиерей, сщмч.

22.4. Гавриил (Фомин), мч.

23.4. Димитрий (Вдовин), мч.

30.4. Феодор (Недосекин), иерей, сщмч.

1.5. Тамара (Сатси), игумения, прмц.

5.5. Димитрий (Власенков), мч.

17.5. Иоанн (Васильев), иерей, сщмч.

31.5. Василий (Крылов), иерей, сщмч.

4.6. Михаил (Борисов), протоиерей, сщмч.

10.6. Гермогена (Кадомцева), инокиня, прмц.

12.6. Василий (Смоленский), протоиерей, сщмч.

4.7. Никита (Сухарев), мч.

14.7. Алексий (Дроздов), протодиакон, сщмч.

6.8. Николай (Понгельский), иерей, сщмч.

26.8. Василий (Александрии), мч.

3.9. Игнатий (Даланов), иеромонах, прмч.

22.9. Александр (Виноградов), протоиерей, сщмч.

24.9. Николай (Широгоров), диакон, сщмч.

29.9. Сергий (Лосев), иерей, сщмч.

4.10. Василий (Крымкин), иерей, сщмч.

11.10. Татиана (Чекмазова), послушница, прмц.

20.10. Николай (Казанский), протоиерей, сщмч.

28.10 Димитрий (Касаткин), иерей, сщмч.

29.10. Иоанн (Заседателев), иерей, сщмч.

5.11. Евфросиния (Тимофеева), прмц.

9.11. Сергий (Чернухин), игумен, прмч.

12.11. Матфей (Казарин), протодиакон, сщмч.

16.11. Сергий (Станиславлев), протодиакон, сщмч.

23.11. Феоктиста (Ченцова), мц.

15.12. Борис (Успенский), мч.

31.12. Сергий (Астахов), диакон, сщмч.

Вера (Трукс), мц.

1943

22.1. Павел (Никольский), иерей, сщмч.

14.3. Василий (Константинов-Гришин), иерей, сщмч.

25.3. Сергий (Скворцов), иерей, сщмч.

17.4. Иоанн (Колесников), мч.

19.4. Иаков (Бойков), иерей, сщмч.

17.5. Николай (Тохтуев), протодиакон, сщмч.

21.5. Никифор (Зайцев), мч.

18.6. Николай (Рюриков), протоиерей, сщмч.

30.6. Пелагия (Балакирева), мц.

19.7. Феодор (Богоявленский), иеромонах, сщмч.

17.9. Елена (Чернова), мц.

30.9. Александра (Хворостянникова), послушница, прмц.

1944

26.6. Пелагия (Жидко), инокиня, прмц.

13.7. Иоанн (Демидов), мч.

3.11. Пелагия (Тестова), прмц.

1945

12.2. Стефан (Наливайко), мч.

1946

12.01. Мария (Данилова), мц.

Преподобномученик Серафим (в миру Романович-Шахмуть), архимандрит

В Житие сказано: «После этой миссионерской поездки батюшка служил в Минске в Свято-Духовской церкви и нёс пастырское окормление больниц и детских приютов города. В 1944 г. за свою деятельность по открытию храмов он был арестован в Гродно. Его продержали под следствием ровно 10 месяцев. По обвинению в принадлежности к „немецким контрреволюционным органам“ батюшка был приговорён к 5-ти годам заключения в концлагере. Там вскоре (предположительно в 1946 г.) он скончался от разрыва сердца после страшных мучений, пережитых им в застенках НКВД» («Новомученики, в земле Белорусской просиявшие (23 священномученика минских)» ЦК «Православие.ру»).

1953

16.9. Пётр (Сорокин), диакон, сщмч.

Репрессии против верующих продолжались и после Великой отечественной войны. Всего несколько имён для иллюстрации:

Архимандрит Павел (Груздев)

В своей автобиографии Павел Груздев писал: «.. ходил в храм на клирос, пел и читал, а иногда пономарил. 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению — группа церковнослужителей, возглавляемая архиепископом Варлаамом Ряшенцевым — и обвинён по статье 58, часть 1, пункт 10−11. Судом приговорён к 6-ти годам исправительно-трудовых лагерей. По отбытии срока вернулся на родину. Работал на сенопрессе в качестве рабочего, а в свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе.

1 декабря 1949 г. за старые преступления был сослан в вольную ссылку без лишения прав гражданства на неопределённый срок в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области «..» 20 августа 1954 г. был вызван в спец. комендатуру КГБ, где мне было объявлено что все ограничения с меня сняты.." («Последний Старец» Ярославль, 2007, с.296−297).

Епископ Афанасий

(Сергей Григорьевич Сахаров; 2.7.1887−28.10.1962)

«Священнослужитель Православной Российской Церкви; с июня 1921 года епископ Ковровский. Один из авторов «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим» (Собору Русских святых)

В своей автобиографии «Даты и этапы моей жизни» Афанасий (Сахаров) пишет:

«27 июня (по старому стилю) 1954 г. исполнилось 33 года архиерейства.

За это время:

— на епархиальном служении 33 месяца — 2 года, 9 месяцев и 2 дня;

— на свободе не удел 32 месяца 2 дня;

— в изгнании 76 месяцев 6 дней;

— в узах и «горьких» работах 254 месяца: 21 год, 2 месяца 20 дней

Всего 33 года"

(«Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003, с.298).

«.."18 апреля 1936 арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Однако на допросах об этом речи не шло (сам епископ Афанасий эти обвинения полностью отвергал), а следствие интересовали лишь причины отказа сотрудничать с лояльным по отношению к советской власти митрополитом Сергием. Приговорен к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором, после того, как уголовники похитили у него деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключённых в лагерях в 1937.

В начале Великой Отечественной войны этапирован в Онежские лагеря, прошел пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем.

7 ноября 1943 в ссылке в очередной раз арестован и перевезён в Москву. На допросе 10 апреля 1944 заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии (так в тексте!). Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти». В 1944 приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. Работал ассенизатором, занимался плетением лаптей. С 1947 — на инвалидности по возрасту.

После освобождения из лагеря, в мае 1954 — марте 1955 содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов. В марте 1955 ему было разрешено выехать в город Тутаев".

В бумагах святителя значится:

«В заключении по приговору: 9 января 1943 г. — 9 ноября 1951 г.

Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. — 18 мая 1954 г.

В Зубово-Полянском доме инвалидов: с 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор.

Сверх срока в заключении: 3 года 4 месяца 22 дня".

Епископ Вениамин

(Виктор Дмитриевич Милов; 1877−1955)

28 октября 1929 был арестован, обвинён в нелегальном преподавании детям Закона Божия, 23 ноября того же года приговорён к трём годам лишения свободы, находился в лагере в районе Медвежьегорска. В 1932—1938 — внештатный священник в церкви великомученика Никиты во Владимире. В храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому. 15.6.1938 был вновь арестован, обвинён в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации, под пытками был вынужден признать вину. 31.7.1939 приговорён к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымлаге.

15 июня 1946 освобождён, с июля 1946 жил в братстве Троице-Сергиевой лавры. С 1946 — преподаватель, с 1947 — доцент, в 1948—1949 — профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную им ещё до ареста.

10 февраля 1949 был арестован в последний раз, обвинён в участии в антисоветской организации (по материалам ещё довоенного дела). 15 апреля 1949 выслан на поселение в Казахстан. Первоначально работал сторожем в колхозе в районе города Джамбул, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где был священником Успенской церкви. В 1954 освобождён из ссылки и назначен настоятелем Ильинской церкви в Серпухове.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

«Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного».

Епископ Рыбинский Николай

(Муравьёв-Уральский Владимир Михайлович; 1882−30.03.1961)

Родился в Екатеринбурге. В 1910 окончил Военно-медицинскую академию в С.-Петербурге, в 1912 вольнослушателем — ДА. В 1912 принял монашеский постриг. Иеромонах, затем архимандрит Александро-Невской Лавры. Во время Первой Мировой войны — полковой священник и фронтовой врач. Арестован 03.02.1924 по делу «о православных братствах». 26.09.1924 приговорен к заключению в лагерь на Соловках на 3 года. Освобожден в 09.1927 и лишен права проживания в 6 центральных губ. и поражен в правах на 3 года, затем срок сокращен на четверть. До 1929 работал врачом. С 03.1931 служил настоятелем ставропигиальной церкви подворья Киево-Печерской Лавры в Ленинграде. 29.03.1931 хиротонисан в Москве во епископа Кимрского, викария Тверской епархии и оставлен настоятелем церкви подворья. Подвергся аресту 29.09.1931. Уволен на покой. 12.05.1933 назначен епископом Муромским, но в управление епархией не вступил; с 10.06 по 05.12.1933 — епископ Рыбинский. 07.03.1934 арестован по делу «евлогиевцев» и приговорен к 10 годам Сибирских лагерей. До 1956 — в тюрьмах и лагерях. После освобождения работал врачом в больнице Углича. Скончался в Угличе. Погребен на городском кладбище у стены церкви св. Царевича Димитрия" (ЖМП. 1931. № 5. С. 5; 1961. № 4. С. 41; Резникова И. Православие на Соловках. СПб. 1994. С. 169; АУФСБ СПб ЛО. П-28 582).

Митрополит Мануил

(Виктор Викторович Лемешевский; 1884−1968)

«В общей сложности он провел 25 лет в лагерях, и последний раз был арестован в 1948 году» (Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург).

Митр. Иоанн (Снычев) пишет: «4 сентября 1948 г. Владыка лишён был свободы, а 16 апреля 1949 г. осуждён на десятилетнее пребывания в Потёмкинских лагерях. Жил он уже не в отдельной келье, а в общем бараке со всеми заключёнными „..“ 7 декабря 1955 г. наконец наступил и его черёд. Владыку вызвали и вручили ему справку об освобождении» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн «Митрополит Мануил Лемешевский» СПб., 1993, с. 218,227).

Архиепископ Даниил

(Юзьвьюк, +27.8.1965)

Арестован (1949). Освобождён (1955).

(В книге: Сергей Фомин «Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов) М., 2004, с.297).

Архимандрит Иоанн

(Иван Михайлович Крестьянкин; 11.4.1910−5.2.2006)

Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков.

В 1946 Иоанн был ризничим в возрождённой Троице-Сергиевой лавре, но через полгода продолжил служение в измайловском храме. Одновременно учился на заочном секторе Московской духовной академии, писал кандидатскую работу на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Однако незадолго до защиты, в апреле 1950 он был арестован.

Четыре месяца находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме, в камере с уголовными преступниками. 8 октября 1950 был осуждён по статье 58−10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг на разъезд Чёрная Речка. По воспоминаниям одного из солагерников, Владимира Кабо, «я помню, как он шёл своей легкой стремительной походкой — не шёл, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. У него были длинные черные волосы — заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента.

Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 досрочно освобождён" («Википедия»).

Митрополит Иосиф

(Иван Михайлович Чернов;1893−4.9.1975)

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Деятель Русской православной церкви.

С 14 ноября 1932- епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии. С 16 февраля 1933 управлял Донской и Новочеркасской епархией. В 1935 был арестован. Приговорён к пяти годам лишения свободы по обвинению в «антисоветской агитации». Находился в заключении в Ухто-Ижемских лагерях Коми АССР. Его соузник по лагерю Борис Филиппов, вспоминал о владыке Иосифе:

В декабре 1940 освобождён и вернулся в Таганрог, затем был выселен в Азов. В этот период принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского (с августа 1942). Отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов, несмотря на предложения с их стороны, продолжал поминать на богослужениях митрополита Сергия (Страгородского). В октябре 1943 прибыл в Умань, где 6 ноября 1943 был арестован гестапо по обвинению в том, что «..прислан митрополитом Сергием для работы на оккупированной территории в пользу СССР». Кроме того, подозревался немцами в работе на английскую разведку. Освобождён 12 января 1944.

После освобождения Умани частями Красной Армии выехал в Москву для встречи с Патриархом Сергием, но по дороге был арестован в Киеве 4 июня 1944. Содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону. В феврале 1945 приговорён к 10 годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Челябинском лагере особого назначения, с 1948 — в посёлке Спасск в Карагандинском лагере. Работал на строительстве кирпичного завода, был санитаром. С 1954 находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области. Несмотря на пожилой возраст, был вынужден работать водовозом. В 1956 был освобождён из ссылки" («Википедия»).

Антоний

(Тихон Иванович Голынский; 1889−13.4.1976)

«Архиепископ (?), деятель Катакомбной церкви в России.

В 1938 был арестован в ссылке и отправлен в лагерь. В 1943 г. освобождён по инвалидности, до 1946 вновь находился в ссылке.

В 1946 вернулся в Брянск, имел документы на имя Ивана Ильича Михайловского — в связи с этим во многих источниках он фигурирует как Антоний (Голынский-Михайловский). С 1947 жил в городе Балашове Саратовской области, где возглавлял тайную православную общину. В 1950 г. был вновь арестован и приговорён к 25 годам лишения свободы, заключение отбывал в Потьминских лагерях Мордовии.

В 1956 г. досрочно освобождён, жил в Верхне-Хостинском чай-совхозе в двадцати километрах от Сочи. Затем жил в Донбассе, в посёлке Ирпень под Киевом, с 1966 — в посёлке Буче. Почти каждый день тайно служил литургию. К нему часто приезжали духовные чада из Воркуты, Дальнего Востока, Новосибирска, Москвы и других регионов, в том числе и представители интеллигенции (учёные, художники). Посещали его и клирики Русской православной церкви — в частности, получивший позднее известность как старец игумен Кирилл (Павлов). Сам Антоний (Голынский) выезжал в различные районы страны (Краснодарский край, Белоруссию), где на его тайные богослужения иногда собирались по 40−50 человек. Составил для своих духовных чад рукопись «О молитве Иисусовой и божественной благодати», позднее дважды изданную" («Википедия»).

В другом источнике сказано: «Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) — подвижник благочестия, исповедник, старец, богослов «..»

В годы гонений владыка Антоний многократно подвергался арестам и ссылкам. Выйдя из заключения в 1956 году, до конца своей жизни сохранял нелегальный статус. «..» Скончался 13 апреля 1976 года в возрасте восьмидесяти семи лет" (Духовный Собеседник. 1(41). 2005г).

Иерей Николай Тимофеевич Багрянский

(1895-?)

С 1943 настоятель Петропавловской церкви пос. Вырица. Арестован 25.10.1944. Приговорён 26.12.1944 к 15 годам лагерей. Отбывал срок в Норильсклагере Красноярского края (с. Енисей). 05.04.1947 срок наказания снижен до 10 лет ИТЛ. Справка: УФСБ СПб ЛО. № 10/14−1779 н/с от12.05.1995 (Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян).

Протоиерей Димитрий Сергеевич Дудко

(1922- 28.6.2004)

Священнослужитель Русской православной церкви.

В 1945 году поступил в Московскую духовную семинарию. После её окончания в 1947 году переведён в духовную академию.

20 января 1948 арестован и приговорён к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах по ст. 58−10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда).. Освобождён в 1956 году («Википедия»).

Протоиерей Николай Андреевич Быстряков

(1875−26.11.1949)

В 1896 окончил С.-Петербургскую ДС. Учитель церковно-приходской школы в с. Пчева Новоладожского уезда. 29.01.1899 рукоположен во священника к Воскресенской церкви в Суйде; её настоятель до 10.1944. Арестован 22.10.1944 и приговорен к 15 годам лагерей. Определением Военной коллегии Верховного суда от 05.04.1947 срок лишения свободы сокращен до 10 лет. Скончался в Карагандинском лагере. (Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян).

Протоиерей Алексей Кабардин

(1882−5.4.1961)

Протоиерей Русской православной церкви, последний духовник преподобного Серафима Вырицкого.

28.12.1930 г. был арестован по «делу ленинградского филиала Истинно-православной церкви», а 8 октября 1931 года приговорён к пяти годам лагерей за «участие в контрреволюционной монархической церковной организации» по статье 58−10, 58−11 УК РСФСР. Во время следствия содержался в Доме предварительного заключения в Ленинграде. Отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения.

21 января 1950 года был вновь арестован и приговорён 17 апреля 1950 года военным трибуналом войск МВД Ленокруга к 25 годам лагерей по статье 58−1а-1б УК РСФСР. Одной из причин вынесения приговора было личное знакомство с царской семьёй.

22 мая 1955 года освобождён «без поражения в правах и снятия судимости» из Ангарлага (Заярск) вследствие указа от 27 марта 1953 года «Об амнистии» («Википедия»).

Сергей Иосифович Фудель

(1900−7.3.1977)

«Радость Победы была недолгой. В 1946 году Сергей Фудель был арестован по делу священника Катакомбной церкви Алексия Габрияника. Алексий Габрияник был женат на сестре Николая Голубцова, с которым Сергей Иосифович поддерживал дружеские отношения. Сергея Фуделя снова отправили в ссылку — на этот раз в центр Сибири, под Минусинск» (http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=32&article=6791).

Священник Алексей Габрияник

(1895−17.5.1950)

В 1915—1917 служил рядовым в армии, а с 1917 по 1920 гг. был учителем в одной из деревень Ирбитского уезда Пермской губернии, и одновременно с 1917 г. начал учиться на заочном отделении Московской Духовной Академии. Благодаря своим прекрасным способностям и уму он выделился и был командирован в «Академию (Институт?) народного образования» на социально-исторические курсы, которые закончил в 1922 г. После окончания курсов снова работал учителем. В 1922 г. работал кассиром в г. Сергиеве Московской губернии и осенью того же года поступил на вечернее отделение медицинского факультета МГУ, но, не закончив пятого курса, ушёл «..» В 1925 г. был рукоположен во иерея патриархом Тихоном. (Данные взяты из протокола допроса от 29 марта 1946 г.).

«..» В 1933 г. его вновь арестовали — в Павловске Воронежской обл., обвинив в принадлежности к монархической организации, и он был приговорен к 3 годам ИТЛ, которые провёл в Темниковских лагерях Мордовской АССР.

«..» 3 октября 1946 года его арестовали уже в последний раз, когда он шёл по Петровке к своим духовным детям (нашлась предательница, написавшая на него донос). На этот раз он сидел в Лубянской тюрьме. Приговорили его к 4 годам «за участие в антисоветской церковной организации». Отправили во Владимир, в тюрьму, печально знаменитую своим строгим режимом. В те же годы тут сидел Даниил Андреев. В марте 1950 года его освободили, но только затем, чтобы отправить в ссылку в Красноярский край. Однако отец Алексий умер в пересыльной тюрьме в Кирове" (Ирина Журавлева, д.б.н., Габрияник Алексей Иванович, священник Катакомбной Церкви" Приложение в книге: Сергий Голубцов «Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом»).

Священник Владимир Криволуцкий

(25.11.1888 — 29.3.1956).

«Выпускник юридического факультета Московского университета, Владимир Владимирович Криволуцкий служил в министерстве финансов, во время Первой мировой войны пошёл добровольцем на фронт (окончил артиллерийские курсы). В 1918—1922 гг. находился на военной службе в 33-й артиллерийской бригаде в звании бригадного адъютанта. В 1921 г. слушал лекции в «православной народной академии».

6 марта 1922 г. Криволуцкого рукоположили в диаконы: он служил в том же храме, потом в церкви Спаса Преображения на песках. 9 сентября 1923 г. патриарх Тихон в храме Пимена Великого рукоположил его в священники. С октября 1924 г. он был настоятелем Знаменской церкви в Шереметьевском переулке, а когда её закрыли в 1927-м году — в Никольской церкви в Котельниках.

«..» 21 апреля 1946 года его арестовали на квартире во время пасхальной службы. Были арестованы и Фудель, и Тепнина, и о. Алексей Габрияник. Через месяц арестовали его сына Илью. Осудили на десять лет концлагерей (в Казахстане, в печально знаменитом «Карлаге»), освободили на год раньше из-за болезни" (Библиотека Якова Кротова. Словарь святых; так же Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997 г., 698с.).

Священник Петр Шипков

(1888−3.7.1959)

«Петра Алексеевича с детства отличала глубокая религиозность. На него обратил внимание святейший патриарх Тихон. В 1920 году состоялось рукоположение Петра Шипкова во иереи к храму Димитрия Солунского в Москве. В 1921 году отец Пётр оканчивает Высшие богословские курсы и некоторое время состоит секретарем при Патриархе, в то же время исполняя обязанности секретаря Епархиального совета (до 1925).

Второй арест состоялся 21 декабря 1925 года и был связан с делом митрополита Петра (Полянского). Отца Петра Шипкова обвинили в том, что он «являлся пособником и укрывателем черносотенной церковной организации, поставившей себе задачей ведение антисоветской пропаганды и ряд других действий при посредстве церкви». Ордер на арест подписал сам Ягода. 5 ноября 1926 года особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был оглашен приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Отец Пётр был сослан на Соловки. На Соловках он познакомился со святителем Афанасием (Сахаровым). Как и этот святитель, отец Пётр отказался принять декларацию митрополита Сергия (Страгородского). В результате срок заключения для него был увеличен на 3 года, и он был переведен в Туруханский край.

В 1932 году отец Петр выходит на свободу «..»

Третий раз иерея Петра Шипкова арестовали 15 декабря 1943 года с обвинением: «участие в организации «Антисоветское церковное подполье», групповая антисоветская деятельность «..»

После следствия был вынесен приговор: 5 лет исправительно-трудового лагеря. Для отбывания наказания отец Петр был препровожден в Сиблаг. В 1948 году Особое совещание МГБ СССР снова пересмотрело его дело, и к наказанию была добавлена ссылка в Красноярский край, которую он отбывал в селе Сухово Тасеевского района с 1 января 1949 года по 1952 год. В 1952 году была осуществлена попытка дать священнику еще один срок, но он уже был тяжело болен: батюшка умирал от рака кожи.

Вернувшись из заключения, несмотря на тяжелую болезнь, отец Петр захотел служить на приходе, и был поставлен настоятелем собора в городе Боровске. Литургия была средоточием его жизни. Во время богослужения он преображался: старость, усталость и болезнь отступали от него. Прихожане говорили о нем: «Летающий батюшка». Он имел обыкновение каждый день поминать не только всех своих духовных детей, но и всех, кто хоть раз пришёл к нему в храм с просьбой о поминовении" (Сайт"ПСТГУ. Пострадавшие за Христа 03 июля).

Преподобноисповедник иеромонах Рафаил

(Шейченко, +6/19 июня 1957).

Отцу Рафаилу Господь дал испить чашу исповедничества. Из сорока лет монашеского подвига двадцать он провёл в концлагерях строгого режима, а периоды жизни на свободе — в гонениях, лишениях, болезнях (Оптина пустынь годы гонений. Жития новомучеников и исповедников. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2007, с.81).

В жизнеописании иеромонаха Рафаила (Шейченко) на сайте «Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви» говорится: «12.11.1949 Особое Совещание приговорило отца Рафаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере под городом Кировом, где реально батюшка отсидел 5 лет и 8 месяцев. Отец Рафаил, слабый и совершенно больной (ему уже было за 60 лет), сидел с уголовниками».

Схимонах Иоасаф

(Петр Борисович Моисеев; +25 марта /7 апреля 1976)

Схимонах Иоасаф (Моисеев), один из последних Оптинских старцев, родился в 1887 г. в Калужской губернии. Однажды он вместе с 14 своими братьями сильно провинился перед матерью. Наказанный Петя долго плакал, а потом решил: «Уйду в Оптину». И ушёл. Видя серьезные намерения 13-летнего мальчика, отец настоятель принял его в обитель, лишь потребовав согласия отца. Отец согласился и сам привел его вторично в монастырь, подумав: «Хорошо хоть один монахом станет!» Пётр пел на клиросе, чему научился еще в миру. В 1925 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре он принял монашеский постриг с именем Иосиф. В это время скончался патриарх Московский Тихон, и отец Иосиф получил послушание стоять в Донском монастыре с патриаршим крестом у гроба почившего.

В 1923—1924 гг. Оптину закрыли и изгнали монахов. Уходя из монастыря, отец Иосиф спас схиму преподобного Амвросия, которая, переходя потом из рук в руки и бережно сохраняемая, вернулась в обитель в 1988 г.

Как и многие насельники Оптиной, отец Иосиф понес исповеднический подвиг. Он был несколько раз арестован и 22 года провёл в заключении. Во время частых перегонов у заключенных обычно отбирали нательные кресты, и те старались их спрятать. Однажды, накануне очередного обыска, отец Иосиф подумал: «Как же мне крестик-то спасти?». И вдруг услышал голос: «Не ты Меня спасаешь, а Я тебя. И еще спасу».

В жизнеописании старца неоднократно упоминается о благодатных видениях и знамениях, которые он сподобился видеть. В 1954 году старец освободился и жил в затворе в городе Грязи Липецкой области. Батюшка никогда не оставлял молитвы, даже во время сна мог читать ее вслух. В конце 1950-х годов он был пострижен в великую схиму с именем Иоасаф. Батюшка предвидел, что немного не доживет до открытия Оптиной, которую вернули Церкви через 11 лет после его праведной кончины.

17/30 ноября 2005 г. останки схимонаха Иоасафа были перенесены из Липецкой области в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище" (Саратовская епархия Русской Православной Церкви «Электронная библиотека. „Оптинский патерик“ Глава IV. Мученики и исповедники оптинские»)

Священноисповедник Василий, епископ Кинешемский

(Преображенский; 1876−31.7/13.8.1945)

..В августе 1928 года епископ вернулся в Кинешму и через месяц был арестован. Около полугода епископ Василий пробыл в ивановской тюрьме и был приговорен к трем годам ссылки. «..»

В июле 1933 года епископ Василий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним приговорили одиннадцать человек, в частности священника Павла Березина, Александра Чумакова и монахиню Виталию — к пяти годам, Марию Андреевну Дмитрову и её сестру Елизавету — к трём годам лагерей.

Заключение владыка отбывал неподалеку от Рыбинска на строительстве канала.

В январе 1938 года епископа освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в Рыбинске.

«..» религиозный отдел НКГБ без всякой связи с епископом Василием начал по России разработку дела под условным названием «Проповедники». Арестовывали ВСЕХ, не имевших регистрации епископов и священников, а заодно и тех, кто их знал.

5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Василий был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. Конфискованного имущества у владыки оказалось немного: один ветхий подрясник, деревянный крестик, иконка, детская игрушка, кожаный ремень и расческа. При приёме в тюрьму врач поставил диагноз: миокардит и рекомендовал легкую работу. Владыке было шестьдесят восемь лет.

Допросы начались на следующий же день. И в тот же день ночью. И на следующий день. И на следующий день. И снова ночью. Следователей было двое, и они менялись. Иногда их сменял третий следователь. Епископа допрашивали, не давая ему спать по многу суток.

«..» В январе 1944 года из НКГБ СССР телеграфировали в Ярославль, чтобы епископа Василия переслали этапом в Москву, во внутреннюю тюрьму на Лубянку.

Измученный двухмесячным пребыванием в ярославской тюрьме и допросами, едва живым был доставлен святитель в Москву. При приёме во внутреннюю тюрьму НКГБ 26 января врач поставил диагноз: миокардит, артериосклероз, истощение и выписал направление в больницу.

13 июля епископа перевели в Бутырскую тюрьму и здесь объявили приговор: пять лет ссылки, после чего у владыки случился тяжелый сердечный приступ.

Общим этапом он был отправлен в тюрьму города Красноярска, где ему объявили, что до места ссылки в село Бирилюссы он должен следовать сам. Кроме подрясника, иконки, креста у владыки не было ничего; он нашёл крохотный клочок бумаги и написал заявление в красноярский НКГБ, чтобы из денег, отобранных при аресте, ему выдали хотя бы сто рублей на первоначальное обзаведение.

«..» 13 августа 1945 года епископ почувствовал приближение смерти и позвал жившую у хозяйки монахиню. Он попросил её прочесть канон на исход души. Монахиня начала неспешное чтение, владыка молился. Когда она прочла последнюю молитву, святитель сам твердым голосом произнёс: «Аминь», — и тихо почил.

Через 40 лет, 5/18 октября 1985 года, обретены были честные останки святителя.." (Иеромонах Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним» Книга 2, Тверь, 1995, с.221−232).


+ + +

Как видим, значительная часть репрессированных Советской властью священнослужителей и мирян (в том числе и канонизированных Церковью в лике исповедников) вышли из лагерей только после смерти «лучшего друга всех православных», «тайного христианина» Иосифа Виссарионовича Сталина, во времена правления столь нелюбимого сталинистами Н.С. Хрущёва.

Д.и.н. С.Л. Фирсов пишет: «В начале 30-хгг в СССР уже нельзя было найти хотя бы один действующий монастырь, а действующих храмов, даже в больших городах, почти не осталось (или не осталось совсем). С 1932 г в стране началась безбожная пятилетка, повторённая в 1937 г вновь. Веру конечно не истребили (что доказала официально непризнанная перепись населения 1937г), но Церковь как социальный институт почти уничтожили. В одном только тридцать седьмом репрессировали 136 900 представителей православного духовенства, из которых 85 300 расстреляли, в 1938 г на 28 300 репрессированных пришлось 21 500 расстрелянных, в 1939 г соответственно — 1500 и 900; в 1940 г — 5100 и 1100; в 1941 — 4000 и 1900. Цифры говорят за себя: стратегическую свою задачу богоборческие власти выполняли с потрясающей последовательностью» (С.Л. Фирсов «Время в судьбе. Святейший патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородсий). О генезисе „сергианства“ в русской церковной традиции ХХ века» С-Пб, 2005, с.194−195).

http://rusk.ru/st.php?idar=73838

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru