Русский Афон | 11.01.2016 |
В Петербурге к Рождеству Христову и в честь 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон открылась художественная выставка «Встреча с Афоном. Живопись», — сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Выставка будет действовать до 25 января. На ней представлены работы талантливого художника и афонского монаха о. Ефрема (Макарова Владимира Павловича, 1932−2014). Как отмечают организаторы из Русского музея, выставка «призвана познакомить зрителей с духовным поиском и служением монаха Ефрема — известного реставратора и иконописца, художника, с 1992 по 2014 гг. проживавшего в Греции и связавшего свою жизнь с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. В Греции он воссоздал множество икон, мозаик и росписей как в Свято-Пантелеимоновом монастыре, так и в других монастырях на Святой Горе Афон».
Каноничные образы Спасителя и святых, созданные в лучших традициях русской иконописи. А рядом с ними — выполненные в импрессионистской манере афонские пейзажи. Такое удивительное сочетание можно наблюдать на выставке художника и иконописца о. Ефрема.
На выставке представлены иконы, живописные произведения и акварели — работы религиозного содержания, пейзажи и натюрморты, выполненные отцом Ефремом в 2007—2014 годы, а также документальные материалы: фотографии, связанные со временем его пребывания на Святой Горе Афон.
Многие иконы отца Ефрема хорошо известны в России. Одна из них — икона прп. Силуана Афонского. Образ старца, который В.П.Макаров написал через два года по прибытии на Святую Гору по благословлению своих духовных наставников, попал на открытки и обложки книг и стал теперь общепринятым.
Отец Ефрем (в миру Владимир Павлович Макаров) родился 7 февраля 1938 года. Став художником-реставратором иконописи и монументальной живописи, он в советское время прикладывал неимоверные усилия к сохранению бесценных иконописных шедевров и святынь. С 1983 года работал в составе бригады Ленинградской областной реставрационной мастерской над сохранением настенной живописи Спасо-Преображенского собора на Валааме, вернул к жизни много пострадавших в годы господствующего атеизма икон, которые сегодня находятся в музее Валаамского монастыря. А в свободное время постоянно писал пейзажи.
Поворотным событием в жизни и творчестве художника-реставратора стала командировка на Святую гору Афон, куда в 1992 году он прибыл реставрировать фрески и иконы русского Свято-Пантелеимонова монастыря. По его собственному свидетельству, «на русском Афоне он нашел то, что искал всю жизнь», поэтому и остался здесь навсегда. В 1998 году Владимир Макаров был зачислен в число братии, в 2005 году принял монашеский постриг с именем Ефрем.
Его талант иконописца сразу был замечен в Греции. Последовали приглашения работать в разные монастыри Святой горы: он занимался реставрацией и писал новые иконы и фрески. Образ святого Силуана Афонского, который был написан им на стене Покровского корпуса вскоре по прибытии в русский монастырь, попал на открытки и обложки книг о старце.
Он не оставлял живопись на протяжении всей жизни. Подобно дневниковым записям, живописные работы отражают духовный путь художника и монаха. Афонские пейзажи передают восхищение художника Божиим миром и радость бытия: динамично наложенные мазки, играющие всеми красками, яркие чистые цвета. Это состояние художник пронес через всю жизнь: лучащаяся радостью картина «Жизнь на Афоне» написана им, уже монахом, всего за два года до смерти. Размышления инока об «узком пути и тесных вратах, ведущих в жизнь вечную», передает картина «Философия. Молитвенная тропа». Подобно тому, как это происходит в обратной перспективе, тропа не сужается, а расширяется, приближаясь к Небу. Практически монохромная, выполненная в оттенках синего, картина подчеркивает отрешенность раздумий. Пейзажи монаха Ефрема (Владимира Макарова) быстро получили признание и отклик у зрителей. Сегодня многие его работы находятся в музеях и частных коллекциях.
Друг художника историк Михаил Талалай вспоминает, как однажды, в первые годы пребывания Владимира на Афоне, один богатый грек пригласил его расписать фресками свой дом. Это сулило большой заработок, и кто-то из братии пошутил, что Владимир в монастырь не вернется. «Именно у моего богатого грека, — рассказывал отец Ефрем, — я осознал, что нет мне более места в миру. Всё с ним было хорошо. И церковь расписываю. И паломничаю в дальние места, даже на Кипр, к Киккской Божией Матери, съездил. Грек упрашивал меня остаться навсегда, другие заказы обещал найти. А я ему — отпусти меня на Афон, монахом хочу стать. Держать меня не стали…» Михаил Талалай расспрашивал монаха и живописца о пройденном пути незадолго до его кончины. «Отец Ефрем взял с полки старинную книгу и погрузился в видавшее виды продавленное кресло. „Что еще надобно? — сказал он мне свою последнюю фразу, — Вот эта книга святых отцов и Афон. Больше ничего“».
Экспозиция в Строгановском дворце (филиал Русского музея) будет работать каждый день до 25 января, с 10 до 17 часов по адресу: Невский пр., д. 17.
Использована информация Rusmuseum.ru, Aquaviva.ru и др.