Русская линия
Татьянин день Валерий Камнев14.12.2015 

Верят ли современные учёные в Бога?

Международная команда учёных, работающих в рамках"Программы религиозной и общественной жизни" Университета Райса, провела первое в мире глобальное исследование об отношении учёных к религии. Главный вопрос, на который они пытались ответить, — насколько учёные нерелигиозны по сравнению с окружающими людьми, верно ли устоявшееся мнение, что почти все они атеисты.

Количество верующих учёных в разных странах мира

Чтобы получить ответ, 101 человек — исследователи и студенты — четыре года изучали ситуацию в восьми странах мира: Великобритании, Гонконге, Индии, Италии, США, Тайване, Турции и Франции.

Это исследование относится к числу тех, когда учёные рассматривают вопрос, ответ на который ясен заранее — правда, качественный, приблизительный и не на сто процентов достоверный. Известно, что есть три разных способа познания мира — наука, религия и искусство. Поэтому несмотря на вечный конфликт между верой и знанием, между ними нет и не может быть противопоставления, так что у учёного нет особенных оснований быть убеждённым атеистом.

<

Количество воцерковлённых учёных в разных странах мира

Результат, опубликованный в докладе на сайте Института Райса и отправленный сразу в 17 научных журналов, как и следовало ожидать, опроверг «устоявшееся мнение». Выяснилось, что более половины учёных Индии, Италии, Тайваня и Турции считают себя верующими или, по крайней мере, признают существование Высшей силы. Аутсайдерами в этом смысле оказались США (34% верующих учёных), Великобритания (35%) и Франция (24%).

Чтобы получить не качественный, а конкретный ответ, выраженный в столь любимых учёными числах, исследователи отобрали около 22 тысяч физиков и биологов. 9422 из них согласились заполнить анкеты, а 609 подверглись пространным личным интервью.

Как часто учёные молятся

Также выяснилось, что обычно учёные несколько реже верят в Бога, чем остальное население их страны. Это правило не без исключений: в Гонконге 39% учёных идентифицировали себя как верующих, тогда как среди общего населения верующих всего 20%. То же самое и в Тайване, где верующих учёных 54% при 40% верующих жителей всей страны. А некоторые цифры просто поражают — например, в Гонконге число «убеждённых атеистов» среди общего населения (55%) оказалось в два раза больше учёных с такими же убеждениями (26%).

Любопытно и отношение академического сообщества к существованию конфликта между религией и наукой — его наличие признает меньшинство учёных во всех восьми странах. Самой светской страной в этом смысле оказалась Великобритания — там конфликт признали 32% учёных; в США убеждённых в его существовании оказалось 29%, дальше по убыванию.

Количество верующих учёных по сравнению с общим количеством верующих

В чём-то распространённые стереотипы подтвердились: среди учёных-женщин верующих оказалось больше, чем среди мужчин, хотя конкретных цифр в докладе не приводится.

К сожалению, ситуация в России предметом исследования не стала. Возможно, именно здесь были бы получены самые интересные результаты, ведь на протяжении десятилетий в советских школах и вузах учили, что наука и религия несовместимы. Как сообщил «Татьянину Дню» старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Павел Костылев, подобных опросов в нашей стране не проводилось, однако около 30−35% российских учёных, по его мнению, в той или иной степени разделяют религиозные ценности.

Воцерковлённые учёные по сравнению с общим числом воцерковлённых

— Сюда, конечно, — говорит он, — входят и те люди, кто лично себя верующим не считает, однако полагает, что «религия — это хорошо». Воцерковлённых учёных, я уверен, в России намного меньше.

Да и вообще подобное исследование, считает Костылев, в России могло бы столкнуться с серьезными затруднениями.

Учёные-атеисты по сравнению с общим количеством атеистов

— У нас особая ситуация, особые отношения между религией и обществом, специфическая история отношений между государством и религией, — поясняет религиовед. — Из-за всего этого доверие к респонденту подобного исследования падает: неверующий по разным причинам и в разное время может назвать себя верующим, а верующий — не проявлять себя таковым. Хотя сегодня, конечно, «модно» быть верующим.

«Татьянин день» продолжит писать о взаимоотношениях науки и религии. Уверены, эта тема скрывает немало сюрпризов и неожиданных поворотов.

Инфографика взята из текста упомянутого доклада

http://www.taday.ru/person/2 148 782/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru