Православие.Ru | Протоиерей Игорь Пчелинцев | 07.12.2015 |
Синай для христианина особое место. Тут Бог явился Моисею, говорил с ним и дал ему Десять заповедей; здесь, в монастыре святой Екатерины у подножия горы, подвизался Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской. И сама гора с ее крутыми ступенями — зримый символ подвижничества.
Увы, в наши дни слово «Синай» все чаще звучит в военных сводках и трагических новостях: Синайский полуостров не раз становился ареной военных столкновений с радикальными исламистами, а его северная часть сейчас контролируется боевиками ИГИЛ. Для россиян Синай теперь и место, где прервалась жизнь 224 пассажиров разбившегося лайнера.
Но святое место всегда будет притягивать к себе паломников. Потому что Литургия в храме Святой Троицы на вершине горы Синай — это особое ощущение присутствия Божия.
Протоиерей Игорь Пчелинцев вместе с другими паломниками Русской духовной миссии в Иерусалиме совершил паломничество на гору Синай. Об этом — его фоторепортаж.
Я впервые был на Синае и вообще в Египте. Путь оказался не очень близкий. В 4:30 мы выехали из Тель-Авива.
От границы Израиля до горы Синай — 220 км. Быстроходные египетские маршрутки для туристов преодолевают это расстояние за два часа, но теперь на 200 км приходится 12 блокпостов. Иногда проверяют документы, иногда просто смотрят и подписывают водителю какую-то бумажку типа путевки. Это связано с ИГИЛ. Недалеко отсюда на днях шел бой, и на израильской границе было убито до 50 боевиков ИГИЛ. Но в туристических районах обычно всё спокойно, напряженность существует в Северном Синае (это путешествие совершалось еще до того, как в Северном Синае произошла страшная катастрофа с российским самолетом, унесшая жизни 224 человек).
Мы прибыли в монастырь святой Екатерины к началу вечерней службы. Разместились в гостинице и пошли на вечерню. Служба не очень длинная, совершает ее иеромонах, в алтарь не входит, всё положенное произносит или перед царскими вратами посреди храма, или со своего места как бы на левом клиросе. Читают и поют антифонно — один иеромонах и один мирянин, стоя в стасидиях напротив друг друга. Еще один иеромонах совершал каждение во время службы.
После вечерни паломникам выносят для поклонения мощи святой Екатерины и раздают на благословение колечки с ее надписанием. Кому одно, кому два, мне досталось три, разных размеров.
Потом все идут к Неопалимой Купине. Прикладываются к месту под престолом другого придела — там, где стоял пророк Моисей. При входе все непременно снимают обувь — в напоминание о библейских словах. Сама Купина находится за алтарем главной базилики монастыря — храма Преображения Господня. К ней сейчас нет прохода, поскольку паломники всё норовили отломить по веточке.
В храме не разрешается снимать, поэтому фото из главной монастырской церкви не будет.
Кстати, со времени своего основания в IV веке и обустройства императором Юстинианом в VI столетии монастырь носил посвящение в честь Преображения Господня, но к XI веку прочно утвердилось название в честь святой великомученицы Екатерины.
После службы и поклонения святыням все перешли в небольшой монастырский музей: тут иконы, древние манускрипты, церковная утварь — историческое наследие. Мне больше всего хотелось посмотреть «живьем» на икону Синайского Спасителя — это моя самая любимая икона Господа. И мы ее увидели! Жаль только, что в лавке не нашлось качественной репродукции ее, всюду искаженные цвета и/или скверное качество печати. А так хотелось иметь ее дома.
Несколько отдохнув после вечерней службы и скромного ужина, прочитав правило к Литургии, мы вышли из монастыря святой Екатерины где-то в 11 вечера.
Надо сказать, что нашей группе, благодаря переговорам отца Леонтия, а он владеет греческим, удалось получить благословение на совершение Литургии на вершине горы. Как сказал благочинный монастыря, выдавая ключи от храма в обмен на наши с отцом Леонтием паспорта и разрешения на служение, полученные от Иерусалимского патриарха Феофила, это скорее исключение, чем правило, да и к тому же в храме не закончен ремонт и нам придется служить в не очень хороших условиях. Но мы были готовы на всё — слава Богу, что получили благословение на службу. Осталось немногое — взойти на гору.
В полной темноте под звездным небом мы дошли сначала до площадки, где гиды опрашивают народ, кто поедет наверх на верблюде. Тут же из темноты выходят погонщики и разбирают паломников, ведут их к верблюдам, дремлющим среди камней.
Погонщик периодически меня спрашивал по-русски: «Как верблюда, фазер?»
Мы пошли немного в стороне от пешеходной тропы — было интересно со стороны смотреть, как по тропинке поднимается цепочка людей с фонариками, освещая себе путь. Безмолвие и молитва. Так мы поднялись до высоты 2000 метров. Дальше всё равно надо было идти пешком: начинались «ступени». 750 каменных ступеней, и до них еще с полкилометра по тропе пешком. Так как готовились к службе, то не пили ни воды, ни чая, что, конечно, не облегчало подъема.
До храма Святой Троицы на вершине мы дошли к примерно 2:30.
После половины третьего уже все собрались, подготовили к службе всё и начали. Причащались почти все из нашей группы и еще паломники от Елеонского монастыря.