Русская линия
ИноСМИ.ru26.11.2015 

Секреты кибер-армии Исламского государства
Паскаль-Эмманюэль Гобри, Atlantico, Франция

У Исламского государства есть не только вооруженные боевики на Ближнем Востоке и в наших городах, но и кибер-оружие, которое является ключевой составляющей его ударной силы. Его главные задачи — это обеспечение связи различных составляющих ИГ и продвижение его пропаганды.

Обе эти функции чрезвычайно важны в мире XXI века. Связь необходима для координации ячеек ИГ по всему миру, а пропаганда позволила движению привлечь, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч иностранных боевиков, которые присоединились к нему после провозглашения халифата.

Связь

Сегодня ни для кого не секрет, что государства следят за всеми средствами электронной связи.

Честно говоря, об этом знали и раньше, а если не знали, то хотя бы подозревали. В полной мере это относится и к ИГ. Все эксперты по борьбе с терроризмом отмечают высокую техническую компетентность движения: оно владеет новейшими методами шифрования связи и умеет пользоваться закрытыми каналами, которые защищены по последнему слову техники.

Иногда все сводится к использованию общедоступных приложений, которые сами обеспечивают усиленное шифрование связи, вроде WhatsApp и чата на PlayStation 4. Тем не менее в ИГ умеют создавать частные виртуальные сети (их обычно применяют для шифрования на крупных предприятиях и в руководящих органах) для обеспечения безопасности связи.

Как сообщает NBC News, у ИГ даже имеется собственная «техподдержка», которая доступна в круглосуточном режиме семь дней в неделю и помогает членам ИГ разрешать любые технические сложности. Она состоит из одной команды в полдюжины опытных инженеров на территории «халифата» и двух десятков экспертов по всему миру (они тоже способны дать ответ в любое время дня и ночи).

В последнее время ИГ стало активно пользоваться мессенджером Telegram. Как отмечает Памела Энджел из Business Insider, это приложение делает упор на защищенность связи и использует для этого все последние технологии. Причины легко понять: Telegram создал Павел Дуров. В прошлом он был хозяином «ВКонтакте», «российского Facebook», пока его предприятие не конфисковали союзники Владимира Путина. По словам Дурова, произошло это из-за его отказа позволить Кремлю шпионить за пользователями социальной сети. Тогда Дуров создал Telegram, чтобы предоставить всем желающим железобетонную защиту частной жизни. Сегодня в его сервисе насчитывается 60 миллионов пользователей.

Как бы то ни было, Telegram стал инструментом пропаганды ИГ. Дело в том, что приложение предлагает не только личный или групповой чат, но и рассылку сообщений от одного нескольким пользователям, что позволяет создать нечто вроде частных СМИ. И раз сейчас Facebook и Twitter все активнее блокируют страницы ИГ и его сторонников, те перенаправили пропаганду в Telegram.

Поначалу Дуров отказывался бороться с деятельностью ИГ в своем сервисе, подчеркивая важность защиты личной жизни. На конференции в Сан-Франциско он заявил, что ИГ всегда найдет способ связи со своими ячейками, и поэтому чувствовать вину нет никаких причин: сохранность личных данных пользователей важнее.

Тем не менее после терактов в Париже в Telegram сменили курс и теперь закрывают каналы ИГ и его сторонников. Организация же в ответ объявила «войну» Telegram.

Такое использование Telegram для личной переписки и пропаганды прекрасно отражает суть двух фронтов кибер-армии ИГ.

Пропаганда ИГ вышла на небывалый для террористического движения уровень.

Пропаганда

Для ИГ пропаганда играет важнейшую роль. В конце концов эффективность терроризма зависит от тех волн, которые провоцируют его акции в общественном сознании. Поэтому пропаганда представляет собой ключевую составляющую цели ИГ по формированию исламского халифата: для этого движению нужно добиться религиозной и политической верности мусульман всего мира. А так же, что куда прозаичнее, привлечь в свои ряды как можно больше боевиков.

Масштабное расследование Грега Миллера и Суада Мекхеннета из The Washington Post (оно опирается на беседы с несколькими «покаявшимися» бойцами ИГ, которые сейчас находятся за решеткой в Марокко) впервые рисует нам четкую картину этой важнейшей детали машины Исламского государства.

По их словам, ядро информационного подразделения ИГ составляют около сотни человек, которые работают в одном хорошо защищенном здании на новейшем оборудовании. В ИГ прекрасно понимают важность этой службы: ее начальники носят звание «эмиров», то есть равны военному руководству организации. Сотрудникам прекрасно платят (иногда в семь раз больше, чем солдатам того же ранга) или даже предоставляют дом и машину.

ИГ держит под жестким контролем информационный поток: у каждого нового «гражданина» сразу же отбирают все камеры, чтобы не дать просочиться ни одному неразрешенному снимку. В командах трудятся мастера своего дела. Часть их них работали еще на «Аль-Каиду» в Ираке (она стала основой ИГ). Кроме того, тут много талантливой молодежи из самых разных стран: до того, как влиться в ряды исламистов, эти люди нередко работали в СМИ.

Пропаганда крайне важна. «Абу Абдулла» рассказал о том, как одна из многих устроенных казней на самом деле была поставлена снимавшей ее группой. Там были таблички на арабском языке, с которых палач зачитывал текст. К тому же, тот несколько раз поднимал и опускал саблю, чтобы оператор смог заснять это с нескольких углов. Жертву обезглавили только тогда, когда режиссер дал на это добро.

Иногда пропагандистская работа оказывается весьма малоприятной. По словам свидетеля, одной из его задач было снимать трупы солдат ИГ на поле боя. Он приподнимал уголки их рта, чтобы изобразить улыбку, и направлял их пальцы к небу, как часто делают боевики.

У пропаганды ИГ есть два направления, которые могут показаться почти противоположными друг другу. Так, например, официальный журнал ИГ Dabiq наполнен ориентированной на внешней мир и до крайности агрессивной пропагандой, которая призвана вселить страх в сердца врагов и привлечь новых сторонников. Направленная же вовнутрь пропаганда стремится почти в советской манере убедить жителей ИГ, что их «страна» — настоящая утопия.

На Западе этого не видно, но информационный отдел ИГ выпускает пропаганду, которая описывает жизнь в ИГ в идиллическом свете: новые больницы, эффективность исламских судов, новое, некоррумпированное руководство (очень существенный момент для стран, которые десятилетиями жили при коррупционных диктаторских режимах).

Майклу Вейсу из The Daily Beast удалось узнать одну гуляющую по ИГ историю. «Халиф» Абу Бакр аль-Багдади инкогнито ездит на машине по стране, чтобы лично оценить положение дел. И тут он врезается в другой автомобиль. Не узнавший его разгневанный водитель осыпает его проклятьями и грозит судом. Тот соглашается. Они идут в местный суд шариата. Судья узнает Багдади, но спрашивает, что тот может сказать в свое оправдание. Багдади признает вину и ему назначают положенный по шариату штраф. Он оплачивает его и уезжает. История, разумеется, выдуманная, но она проливает свет сразу на несколько моментов: стремление ИГ укрепить собственную легенду с помощью подобных басен и привлекательность некоррумпированного, пусть и жестокого режима в регионах, где всем всегда заправляли коррупционные государства.

Таким образом, информационные группы ИГ выпускают ролики, наполненные кровавым насилием или пропагандистской идиллией. Беглецы рассказывают, как солдаты ИГ ездят по деревням, устраивают кинотеатры под открытым небом из простыни, проектора и компьютера, и приглашают жителей на просмотр. Вот, что говорит «Абу Хурарира» о детях и кадрах насилия: «Они не закрывают глаза, они зачарованы происходящим».

Пропагандой занимаются не просто ради славы. Она — ключевой элемент военной стратегии ИГ. Она питает ее ауру террора, которая помогла ему захватить территорию у бежавших без единого выстрела врагов. Наконец, она привлекает множество новых сторонников. Многие дезертиры рассказывают, что присоединиться к джихаду их подтолкнул просмотр видео ИГ. По разным оценкам, за несколько лет в ряды движения влились от 20 000 до 30 000 человек. Тем самым ИГ вывернуло наизнанку стратегию «Аль-Каиды», из которой некогда вышло. Видео «Аль-Каиды» прославляли лидеров организации во главе с Бин Ладеном, тогда как ролики ИГ фокусируются на его бойцах, а сам «халиф» предпочитает держаться инкогнито. Видео «Аль-Каиды» зачастую представляли собой многочасовую ученую проповедь, а небольшие ролики ИГ скорее напоминают зрелищные боевики. В «Аль-Каиде» набирали сторонников лично, в мечетях и прочих радикальных движениях. ИГ же поставило себе на службу интернет и социальные сети.

Оригинал публикации

http://inosmi.ru/politic/20 151 125/234579345.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика