Православие и современность | Священник Василий Куценко | 27.11.2015 |
Как вы думаете — велики ли шансы выходца из крестьян стать во главе Римской империи? Наверное, большинство дало бы на этот вопрос отрицательный ответ. Но история знает такие примеры. Сын крестьянина — император, полководец, реформатор, строитель (кстати, об одной его постройке знает практически весь мир), богослов, поэт (один из приписываемых ему гимнов мы слышим за каждой Литургией) и христианский святой, его полное имя — Флавий Петр Савватий Юстиниан. Сегодня — день его памяти.
Крестьянин, ставший императором
Тот, о ком идет речь, более известен как император Юстиниан I Великий. Он родился в 483 году в семье простых крестьян Савватия и Бигленицы, живших в небольшой деревушке Тавризион рядом с городом Скопье (в настоящее время — столица Республики Македония). Могли ли родители Юстиниана представить, что ожидает их сына? Думаю, нет. Но произошло вот что. Дядя будущего императора — Юстин — поступил на службу в императорскую армию самым обычным солдатом. И ему удалось дослужиться до офицера, а затем и занять очень высокую должность комита экскувиторов, то есть начальника дворцовой стражи.
Высокий придворный чин позволил Юстину привезти в столицу Восточной Римской империи Константинополь своего племянника Юстиниана. Первое, что сделал дядя для племянника, — оплатил его образование. По сообщениям источников, сам Юстин до конца жизни так и не научился писать.
Но это — только начало истории. В 518 году умирает император Анастасий, не оставивший прямого наследника (хотя нужно отметить, что в Константинополе не было закона о престолонаследии). Выбор сената, поддержанного армией и жителями столицы, пал на командующего дворцовой стражи Юстина. Юстиниан же, фактически, стал помощником своего дяди в управлении, а через девять лет наследовал ему на императорском престоле.
Управление империей
Юстиниан стал императором в возрасте 45 лет и управлял империей в течение 38 лет (одно из самых долгих правлений в истории Восточной Римской империи или Византии). Он отдавал себя делу управления целиком и полностью. Не случайно его называли «неспящий император». Придворный историк Прокопий Кесарийский писал, что в своем великолепном дворце глава империи жил подобно отшельнику: мало спал, скудно питался. А самым любимым местом для него стала библиотека.
Прокопий также пишет о том, что двери императорского дворца были открыты для всех — от высочайших имперских сановников и аристократов до самых беднейших жителей. Интересно, что Прокопий Кесарийский в своих книгах создал два образа императора Юстиниана — в трудах «История войн» и «О постройках» император показан как мудрый правитель, в третьем труде, названном «Тайная история», Прокопий собрал все сплетни и слухи об императоре, пытаясь изобразить его жестоким и алчным человеком. Но даже в этом памфлете он говорит об Юстиниане, как о самом доступном человеке в империи.
Горячим желанием императора Юстиниана было восстановление императорской власти на занятых вандальскими и остготскими племенами некогда римских территориях в Италии, Испании и Африке.
К 554 году старая Римская империя, казалось, возникла вновь. Хотя многие земли прежнего Рима так и не удалось вернуть, но Италия, большая часть Северной Африки и часть Испании с островами Средиземного моря находились под властью Нового Рима — Константинополя.
Император поощрял торговлю и ремесла. Много усилий было приложено к установлению прочных торговых связей с такими восточными странами, как Китай и Индия.
Одним из главных достижений эпохи императора Юстиниана стала кодификация римского права: были собраны и изданы римские законы, начиная со времен императора Адриана (117−138 годы). Таким образом, империи была дана единая законодательная основа.
Император-христианин
Находясь во главе огромного государства, император Юстиниан был именно христианским государем, исполненным сознания того, что его императорская власть дана ему Божьей милостью. Понятие «Римская империя» было для него тождественно понятию «христианская империя». Поэтому так много сил он посвятил борьбе с остатками античного язычества и решению проблемы ересей.
Не будет преувеличением назвать императора Юстиниана самым выдающимся богословом той эпохи. Он лично составил около десяти богословских трактатов, а также состоял в переписке с римскими папами Гормиздой и Иоанном и несколькими греческими иерархами. Все трактаты и письма были посвящены важным вопросам православного вероучения и полемике с ересями и заблуждениями.
Нужно сказать, что с одним богословским произведением императора знаком каждый прихожанин — это гимн «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый», исполняемый за каждой Литургией. Параллели гимна с другими сочинениями императора позволяют считать его автором данного текста. В этом песнопении выражена вера Церкви в Господа Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, ради нас родившегося от Девы и победившего грех и смерть Своею смертью. Считается, что этот гимн был введен в богослужение между 531 и 535 годами.
Вершиной церковной деятельности императора стал созыв в 553 году в Константинополе Пятого Вселенского Собора.
Император-строитель
Можно сказать, что даже одного деяния императора Юстиниана было бы достаточно для увековечения его памяти. Этим деянием стала постройка великой церкви — Софийского собора в Константинополе. Старый собор сгорел в 532 году, а освящение нового состоялось в 537 году, таким образом огромный храм, ставший жемчужиной византийской архитектуры, был построен в рекордно короткие сроки — всего за пять лет. Прокопий Кесарийский писал: «Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони».
Но кроме этого император уделял большое внимание постройкам для нужд населения. В Константинополе и в других крупных городах империи были построены странноприимные дома для путешественников, зачастую выполнявшие и функции больниц. В Антиохи, особенно часто страдавшей от землетрясений, император заново отстроил все необходимые здания, а для антиохийской больницы ежегодно выделял 4000 номизм (римских золотых монет). И это лишь часть того, что было сделано императором за почти сорок лет правления.
Император Юстиниан в истории
Нельзя сказать, что годы правления императора Юстиниана были только победоносным маршем. Отнюдь нет. Через пять лет после его вступления на трон в столице вспыхнуло величайшее в истории восстание «Ника», чуть не стоившее императору царского венца. Освободительные войны в Европе и Африке ослабили оборону государства перед извечным врагом греков и римлян — Персией. Церковная деятельность и богословские труды императора не привели к столь желанному воссоединению еретиков с Церковью, хотя и стали важным этапом в развитии православного богословия. Реформы внутри государства не привели к решению всех проблем.
Но император сделал все, что мог. Он делал это, не жалея в первую очередь самого себя, полагаясь во всем на помощь Божию. Он был действительно мудрым правителем и добрым христианином. И не случайно через 100 лет после его смерти отцы Шестого Вселенского Собора, обращаясь к императору Константину IV (667−685 годы), провозгласили: «Сей великий Юстиниан, последний, но величайший из всех императоров, чьи добродетели и благочестие послужили ко всеобщему благу, стал примером, по которому управляется империя и наша христианская держава направляется к лучшему».
В XII веке император Юстиниан и его супруга Феодора были прославлены в лике святых, а их память совершается 14/27 ноября.