Русская линия
Русский вестник Владимир Максимов02.08.2005 

Описание и прочтение новой ратной иконы

1. Общие сведения:

Размеры ратной иконы «Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским — православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества — Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году» — 130×100 см., ковчега — 104×84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый — защитный, воинский, «ратный». Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314−1392) — зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно — «Время общественных бедствий — есть его время!» Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547−1616) — ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест — святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года — в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941−1945).

Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся «на брань» и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза — «Сим победиши!» На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа — над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству — первые всего! Сим победиши!

2. Верхняя часть ратной иконы:

Крылатые ангелы-воины из небесного воинства Архистратига Михаила в бело-красно-золотых одеждах, обращаясь ко всем нам, громогласно трубят в золотые трубы. В их обращении одновременно слышны грозное предупреждение о смертельной опасности и призыв к спасению гибнущей Родины, звонкая победная песнь и восторженный гимн — мужеству и доблести русских ратников, подвигам и воинской славе. Золотыми лавровыми венками-венцами ангелы-воины награждают и венчают воинов-героев, воинов-победителей и воинов-мучеников, отдавших свои жизни за свободу и независимость Земли Русской.

Державный Российский золотой орел 17-го века с размещенным на щите Георгием Победоносцем — дарующим и приносящим Победу — символизируют Российскую Державу и столицу Земли Русской — город-герой Москву. Держава и скипетр в лапах двуглавого орла — знаки и символы царской власти. Избрание законного русского царя Михаила Федоровича Романова (1613) напрямую было связано с освобождением Москвы (1612) и очищением России от иноземных интервентов-поработителей всенародным ополчением Минина и Пожарского.

Москва — столица и сердце Земли Русской, «Третий Рим» и святой небесный град — изображена на ратной иконы в виде башен и зубчатых стен Московского Кремля, золотых куполов Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов, колокольни Ивана Великого и Спасской башни. Грозовые тучи и красный с отблесками закат вокруг Московского Кремля, в котором затаились враги-#интервенты и предатели русского народа — слово знаки беды и смертельной опасности, великого разорения и погибели, поругания святых алтарей и надвигающейся национальной катастрофы, на грань которой была поставлена Россия в Смутное лихолетье начала 17-го века.

Об освобождении Москвы и спасении гибнущей Родины просил Господа-Вседержителя и Пречистую Богородицу святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник Борисо-Глебский, благословивший на подвиг победные русские рати. И сегодня, спустя 400 лет, измученный русский народ снова ждет архангельского трубного гласа, ждет своих спасителей и будущих национальных героев, духовных и ратных вождей, несгибаемых и твердых в вере Иринархов и Гермогенов, ждет мужественных Мининых, Скопиных-Шуйских и Пожарских и храбрых для боя ратников.

3. Центральная часть ратной иконы:

Три святых ратных образа над преподобным Иринархом Затворником — Богородицы Казанской и небесных воинских покровителей — Архистратига Михаила и князей-воинов Бориса и Глеба. Святое воинство на облаках словно несет перед собой победную Казанскую святыню, которая при освобождении Москвы находилась в рядах воинства земного — всенародного ополчения Минина и Пожарского.

Ратная Богородица Казанская — небесная заступница, покровительница и спасительница Земли Русской и путеводительница нижегородского ополчения, даровавшая 4 ноября (22 октября) 1612 года — освобождение Москвы, изгнание интервентов и спасение России в Смутное лихолетье. Одновременно Казанская Богородица — покровительница новой Династии Романовых и Державы Российской на восточных ее рубежах. На праздничный день 4 ноября приходится и день памяти святых основателей и первостроителей Борисо-Глебского монастыря Феодора и Павла.

Ратная икона Архангела Михаила — вождя воинства небесного и святого покровителя победных русских ратей — с огненным карающим мечом. Памяти грозного Архистратига посвящены были два Архангельских собора Московского Кремля. В его честь был назван полководец и воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586−1610), благословленный на победы преподобным Иринархом Затворником.

Ратная икона Бориса и Глеба — святых покровителей Борисо-Глебского монастыря, православного воинства и русских побед. Князья-воины в красных одеждах мучеников с крестами в правой руке и мечами в левой. Они смотрят на современников и потомков, призывая крепко стоять за веру православную, Мать Святую Церковь и свое Отечество.

Образы национальных героев и спасителей Отечества:

Преподобный Иринарх Затворник Борисо-Глебский (1547−1616). Святой чудотворец и молитвенник в возрасте 64 лет изображен в монашеских ветхих одеждах и железных «трудах» — веригах с многочисленными крестами. Правой рукой он благословляет на правое дело и ратный подвиг — национальных героев-вождей, православное воинство и победное русское оружие. В левой руке — медный поклонный крест-распятие. Босые ноги затворника в железных цепях и оковцах. Над головой святого подвижника — золотой нимб и надпись «Преподобный Иринарх Борисо-Глебский». Железные кресты — оковцы и цепи — словно боевые доспехи-«брони» на теле святого победного вождя и воинского покровителя, а медный крест- духовный победный меч и необоримое святое оружие, девиз которого — «Сим победиши!» — вынесен в заглавие ратной иконы.

Полководец и ратный вождь ополчения Димитрий Пожарский (1578−1642) — изображен в возрасте 34 лет (1612). Мужественное его лицо обращено взглядом на чудотворный победный крест. Князь-воин стоит на коленях и внимает словам преподобного Иринарха — «Дерзайте и никого не бойтесь. Без страха идите на Москву и узрите славу Божию!» В правой вытянутой руке-деснице Димитрия Пожарского боевой палаш-меч, склоненный пред медным крестом — спасительным и духовным оружием и православной святыней. Левая рука полководца покоится на сердце. Русский князь одет в пластинчатые доспехи, боевую кольчугу и наручи. Плащ-багряница с застежкой на вороте и кафтан небесно-голубого цвета с золотым узором-орнаментом по краям. За наборным красным поясом виден жезл русского полководца, государственного деятеля и державного патриота, готового — «Иль победить, иль пасть в пылу сраженья — за Русь, за святость алтаря!» (А. С. Пушкин. 1814).

Козьма Минин (?-1616) — земский староста, организатор и вдохновитель всенародного ополчения и выборный человек «Всея Русския Земли», которому в 1612 году было примерно 45 лет. Открытое русское лицо, темно-русые волосы на голове и борода с проседью. Левая рука на груди, а в правой — стальной шлем. Народный герой одет в «юшман» — кольчужную рубаху с железными пластинами-накладками. Коричневый кожаный пояс и такого же цвета простой кафтан с узорным орнаментом по краям. От имени всей Русской Земли и народа он склонился в глубоком почтении перед святым воинским покровителем и чудотворцем Иринархом, молитвами которого и заступничеством Божией Матери в 1612 году была освобождена Москва и спасена Россия.

Молодой богатырь-воин с развевающимся на фоне Московского Кремля — стягом Спаса-Вседержителя красного цвета с золотыми надписями-молитвами и звездами Богородицы по углам. Верхняя часть знамени всенародного ополчения с навершием в виде Голгофы несколько закрывает зубчатые стены, башни и кремлевские соборы. На голове отважного воина — стальной золоченый шлем, в левой руке — древко со знаменем, в правой деснице — карающий победный меч. Грозный архистратиг Михаил на ратной иконе над преподобным Иринархом и «Русский Архистратиг» с ликом 23-летнего юного вождя Михаила Скопина-Шуйского — стоят на защите земного и небесного нашего Отечества. Вооруженные святым оружием, пламенной верой и мечами, они ведут непримиримую борьбу с силами тьмы, зла и погибели и извечными врагами православной России. Грудь богатыря и воина защищают золотые пластинчатые доспехи с державным орлом на зерцале. Красного цвета платье под кольчугой символизирует кровь воинов-мучеников, отдавших свои жизни за свободу и независимость Отчизны. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586−1610) — «заступник и избавитель», «храбрый и мудрый муж» и «оборонитель Государства Московского», надежда и опора Земли Русской! Полководец и государственный деятель, национальный герой и объединитель Родины — с чистым сердцем и светлой душой — он первым поднял знамя общенародной борьбы с предателями и интервентами, передав его после мученической своей кончины, как эстафету, новым героям и спасителям Отечества — Козьме Минину и Димитрию Пожарскому. Под ногами богатыря воинская «арматура» — щит, меч, копье и пушечные ядра — символы и трофеи одержанных над польско-литовскими интервентами русских побед.

Все три фигуры — коленопреклоненного полководца Димитрия Пожарского, склоненного в почтении Козьмы Минина (олицетворяющего русский народ) и стоящего с поднятым мечом и победным Божиим стягом молодого воина-богатыря (олицетворяющего православное воинство) — символизируют поднявшуюся с колен и восставшую на поработителей русскую нацию, благословленную на «брань» и подвиг святыми вождями — Сергием Радонежским, Патриархом Гермогеном, преподобными Дионисием и Иринархом Затворником Борисо-Глебским. «Сим победиши!» — говорит чудотворец и молитвенник Иринарх, вручая свой крест Минину и Пожарскому. «Сим победиши!» — гласит всесокрушающий и победный девиз ратной иконы, благословляющей на освобождение и спасение Родины — России — Отечества новых Мининых, Скопиных-Шуйских и Пожарских.

Знаменателен на ратной иконе и символ «троицы» — три ратных образа над преподобным Иринархом Затворником, три воина-богатыря и Москва — русская столица, державный град и «Третий Рим». Да и сама ратная икона была освящена 19 июня 2005 года — в Праздник Святой Троицы.

4. Нижняя часть ратной иконы:

В центре символы подвига и ратной славы — боевой шлем, сабля, топор и лавровые ветви. И слова памятной разделенной надписи — «Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским — православного Русского воинства, народных героев-вождей и спасителей Отечества — Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году».

5. Оборотная сторона ратной иконы:

«Ратная икона-благословение посвящена духовным и ратным вождям, национальным героям и спасителям Отечества в 1612 году.

Создана трудами иконописца Константина Назарова и радетелей русской воинской славы Владимира Максимова (Москва) и Юрия Каштанова (Смоленск). По благословению игумена Иоанна (Титова) и братии Ростовского Борисо-Глебского монастыря.

В Царствующем граде Москва лета от Рождества Христова 2005, месяца мая 9 дня — в год 60-летия победы народов России в Великой Отечественной войне (1941−1945).

Надеясь на грядущую нашу Победу и возрождение Великой России, мы вновь обращаемся к святому воинскому покровителю, молитвеннику и чудотворцу преподобному Иринарху (1547−1616) — ангелу-хранителю Земли Русской в Смутное время, имя которого с новой силой заблистало на русской небосклоне:

«Святый Чудотворец и Победный Вождь Иринарх Затворник Борисо-Глебский! Моли Господа-Вседержителя и Пречистую Богородицу о сохранении и спасении Державы Российской — от иноземных нашествий и войн, междоусобной брани и потрясений, бедствий и смут. Помогай своими святыми молитвами — общенациональному возрождению и согласию, единению и державной соборности. Укрепляй веру, мужество и силу духа православного воинства. Благослови русское победное оружие, поднятое на благо и спасение Родины — России — Отечества. Сим победиши!»

# # #

Оборонители, собиратели и спасители Державы Российской — Михаил Скопин-Шуйский, Козьма Минин и Димитрий Пожарский побеждали врагов Отечества своего верой, мужеством и оружием! Их имена и подвиги, вознесенные на волне национально-освободительного подъема, золотыми буквами выбиты на скрижалях Российской истории. Они увековечены в памяти народной, в названиях кораблей, улиц и площадей, в бронзе и граните монументов и обелисков. Героические дела и подвиги их воспеты лучшими писателями, поэтами и художниками России. Мужественные, непокоренные и бесстрашные, они и сегодня — символы воинской доблести, богатырской силы, ратной славы! «Имена их бессмертны, как дела их!» Придет время и Русская Православная Церковь причислит народных героев к лику святых, в Земле Российской просиявших.

Сегодня, в очередную годину великого разорения, смут и бед народных, пути спасения нашего Отечества снова проходят через горячие молитвы измученного и истерзанного врагами русского народа и героическую летопись веков и поколений — с потрясающими примерами мужества, героизма и ратного подвига. В 1380, 1612, 1812 и 1941 годах наши прадеды, деды и отцы нашли в себе силы встать с колен и подняться на всенародную борьбу с интервентами-поработителями и многочисленными врагами, предателями и «воровскими боярами и князьями». Нашлись тогда и духовные вожди, вдохновившие и благословившие русские победные рати и праведный карающий меч… «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви!» — обратился в 1612 году к русскому народу несгибаемый, мужественный и твердый в вере Патриарх Гермоген (1530−1612), призывая не падать духом и не отчаиваться, помнить присягу и стойко стоять против интервентов, изменников и «латинства». Резкий, бесстрашный и суровый, он сыграл роль искры, которая зажгла пожар всенародного восстания. Наши прадеды, деды и отцы поднялись «на брань» с врагами Отечества и спасительный ратный подвиг! Сможем ли подняться мы?! И пусть сегодня с новой потрясающей силой прозвучат слова, сказанные 7 ноября 1941 года — во время исторического парада на Красной площади, откуда войска уходили на защиту и спасение Родины-Матери — «Наше дело право. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Так было. Так будет!

Россия

В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой, стальной,
Врагу навстречу Русь моя вставала
Одной дружиной, грозною стеной.
И по призыву Дмитрия Донского,
По зову Минина она шагала в бой,
Не зная страха, гордо и сурово,
Вздымая знамя славы над собой.
Так и теперь, страна моя родная,
В годину бурь, в огне, в дыму войны,
Так и теперь, от края и до края
На смертный бой идут твои сыны.
Гремят кругом огни и бури фронта,
Но мы идем. Горит огонь в груди,
И, как восход за гранью горизонта,
Зарю победы видим впереди!
(Виктор Гусев. 1941 г.)

Владимир Максимов, и военно-историческое объединение «Россия молодая» (Москва) — хранители ратной иконы


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru