Русская линия
Вода живая Евгений Перевалов25.11.2015 

Младшая сестра блаженной Ксении

Фильм «Барышня-странница», показанный 3 сентября в киноклубе Президентской библиотеки, повествует о жизни петербургской странницы Анны Лашкиной (около 1780−1853), которую жители столицы почитали за блаженную. Лента открывает серию фильмов о юродивых Петербурга: по задумке создателей, должен получиться цикл, который расскажет зрителям как и об известных среди верующих «блаженных странниках», так и о забытых именах.

Младшая сестра блаженной Ксении

Православная кинодокументалистика в нашей стране еще в начале пути. Пока что большинство картин этого жанра отличается топорностью исполнения и несколько любительским подходом к делу. Получилось ли у создателей «Барышни-странницы» снять профессиональное кино? Давайте разбираться.

В самые первые минуты картины авторы заявляют, что фильм должен быть интересен «не только православным христианам, но и всем людям, ищущим духовные ориентиры в своей жизни». Таким ориентиром, по мысли создателей, может стать жизнь юродивого Христа ради. Юношеская биография Анны Ивановны Лашкиной (настоящая ее фамилия доподлинно не известна) типична для девушек из благородных семей России XIX столетия: училась в Смольном институте, готовилась выйти замуж. Тут и случился поворот в ее судьбе — жених по неизвестным причинам предпочел другую. Неразделенная любовь стала отправной точкой на пути юродства, который избрала для себя Анна. О духовном отношении к неразделенной любви толкуют и создатели картины, желая показать, что за помощью к Анне прибегают не только глубоко воцерковленные христиане, но и просто молодые (впрочем, и немолодые тоже) пары для благословения семейной жизни. Могилка Анны Лашкиной на Смоленском кладбище — место паломничества многих верящих в ее помощь людей, говорится в фильме.

— В чем духовный подвиг юродства? — рассуждает по ходу фильма священник храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, где похоронена Анна Лашкина, протоиерей Игорь Есипов. — Донести веру христианскую до всех сословий общества человеческого. Но есть истинные юродивые Христа ради, а есть мнимые. Истинные юродивые движимы любовью к Богу и ближнему. Подвиг юродства невозможен без помощи нуждающимся, страждущим и обездоленным.

Но именно этот момент — дела милосердия, помощь ближнему — остается в фильме непроясненным. Наверное, это один из главных минусов картины.

Впрочем, о действительном, а не мнимом, юродстве Анны Лашкиной можно судить по некоторым «косвенным» признакам, и самый верный из них — ее широкая известность и почитание среди петербуржцев в XIX веке. Эту страницу в ее биографии авторам фильма удалось осветить довольно подробно. Знал и любил Анну Ивановну не только простой люд, но и духовенство, в том числе церковная элита. Есть свидетельства (и об этом упоминается в фильме), что архимандрит Игнатий (Брянчанинов), современник Анны Лашкиной, хотел похоронить ее на монастырском кладбище Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, наместником которой он тогда был, но якобы не посмел нарушить волю усопшей, и «Анна Ивановна была похоронена именно в том месте, которое она указала сама» — на Смоленском кладбище.

Много внимания уделено в картине и доказательству благородного происхождения Анны: например, объясняется, почему она в качестве головного убора всегда носила белый чепец, покрывая его завязанным сзади ситцевым платком — это безусловный признак принадлежности к высшему сословию. Кстати, о том, из какого именно рода была Анна, до сих пор ведутся споры. Некоторые считают ее дочерью генерала Лукашова, по другой версии, она происходила из старинного русского рода Пашковых.

— Фильм непростой. Это попытка рассказать биографию человека, чья фигура отстоит от нас более чем на полтора столетия. К тому же образы святых во многом мифологизированы, окружены церковными легендами, — замечает одна из ведущих фильма культуролог Ирина Москвина. — Задача была нелегкой: слишком мало источников, архивных материалов.

Ну, а теперь о несомненных плюсах фильма. Первое, что бросается в глаза: кино получилось безусловно красивым. Хороши и качественно сделанные мультипликационные вставки с панорамами Петербурга, и идеально подобранное музыкальное сопровождение.

Радует и попытка разобраться, а почему же Анна Лашкина все-таки предпочла отречься от мира, а не пойти по более традиционному для тех времен пути отвергнутых девушек: «удачно» выйти замуж за нелюбимого человека (вспомним хотя бы пушкинскую Татьяну). Вообще, создателям фильма удалось хорошо раскрыть образ русской женщины XIX века, особенно представительниц высшего света. Сами создатели отмечают, что старались обратить на «женский» вопрос особенное внимание:

— Женское юродство было почему-то характерно именно для Петербурга, — поясняет режиссер Николай Шеляпин. — Вспомните Ксению Петербургскую, Матрону Босоножку, Любовь Сусанинскую. Почему так? Ответить точно на этот вопрос тяжело, надеюсь, наш фильм поможет хоть немного в этом разобраться.

По словам Николая Шеляпина, сейчас готовится документально-публицистическая картина о Матроне Мыльниковой (Босоножке). А позже последуют фильмы и об остальных городских блаженных. Будем ждать.

Фильм «Барышня-странница» создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, продюсером картины выступил депутат Законодательно Собрания Петербурга Константин Смирнов. Автор сценария, режиссер и ведущий Николай Шеляпин. Режиссер-постановщик и оператор Иван Тышко.

Вода живая, № 11 (ноябрь) 2015

http://aquaviva.ru/journal/?jid=88 938


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика