Русская линия
Русская линия Дмитрий Соколов21.11.2015 

Полуостров Крым: традиции памяти

Для увековечивания памяти о Белом движении, о жертвах Гражданской войны, о трагедии красного террора в Крыму и Севастополе в последние четверть века было сделано очень многое. Гораздо больше, чем в материковой России.

Образовавшийся после падения коммунистической идеологии и распада СССР вакуум необходимо было чем-то заполнить. Одни пели оды западному образу жизни, коммерции, бизнесу; другие увлекались разными нетрадиционными и оккультными учениями. Но были и те, кто ориентировался на традиционные национальные ценности, тем самым, пытаясь восстановить прерванную историческую традицию, утраченное самосознание.

Разрешённый в «перестройку» плюрализм мнений, предание гласности множества прежде закрытых источников — воспоминаний, свидетельств и документов, позволили по-новому взглянуть на историю России в ХХ столетии, почувствовать весь ужас трагедии, пережитой страной и народом.

Революция 1917 г., которая десятилетиями преподносилась как нечто исключительно положительное, предстала во всей своей неприглядности. Стало понятно, что это никакой не «праздник трудящихся», а подлинно — «окаянные дни».

И сегодня ещё не все смогли принять очевидное. Трагедия Русской смуты, ужасы Гражданской войны и террора уже не отрицаются, но преподносятся в позитивистском ключе. Существует масса литературы, изображающей советский период закономерным и едва ли не наивысшим этапом развития всей русской цивилизации. Естественно, подобная точка зрения реанимирует установки большевистского агитпропа. В том числе, в оценке Белого движения и главных его персоналий. Так, в ходе дискуссий на тему революции 1917 г. и Гражданской войны в России неизменно всплывают избитые штампы коммунистической пропаганды о «гуманизме» и «прогрессивности» ленинской власти, которая утвердилась вовсе не в результате беззастенчивого насилия, а была подлинно «народной» и отвечала чаяньям масс. Тех, кто не принял большевизма и встал на путь борьбы с ним, по-прежнему пытаются представить «изменниками», «классовыми врагами» и «марионетками Запада».

Однако, несмотря на все трудности, сегодня происходит постепенное преодоление духовного кризиса, идеологического и нравственного раскола, возвращение утраченного самосознания и исторической памяти. Важное значение здесь имеют мемориальные и информационно-просветительские мероприятия. Пусть зачастую это дело группы энтузиастов, но всякое удачное начинание есть шаг на пути к возрождению.

Русские офицеры на экране и в жизни

Пожалуй, нигде на просторах бывшего СССР попытки переосмыслить минувшее не проявили себя столь явственно, как в Севастополе и Крыму. И это вдвойне удивительно, так как сознание жителей полуострова во многом остаётся советским. Прежде всего, это касается взгляда на историю края в ХХ столетии.

Тем не менее, начиная с 1990-х гг. местными учёными, историками, журналистами, краеведами, религиозными и общественными деятелями проделана большая работа по увековечиванию памяти о Белом движении, крымской эвакуации 1920 г. (известной как «Русский Исход») и массовом красном терроре, который захлестнул полуостров в первые месяцы после окончательного установления советской власти осенью 1920 г.

«Отправная точка» нашего очерка — 1992 год. Но некоторые идейные предпосылки описываемых процессов появились ещё в 1960—1970-е гг. Во многом это связано с выходом на киноэкраны таких известных картин, как «Служили два товарища» и «Бег». События революции и Гражданской войны в этих фильмах были в значительной мере показаны через судьбы людей, находившихся в антибольшевистском лагере.

Белогвардейцы представлены на экране не опереточными и карикатурными персонажами, а людьми со своей правдой. Поздний советский кинематограф вообще оказал большое влияние на формирование положительного образа белого офицера. Справедливо мнение историка Евгения Волкова, что «ослабление цензуры позволило ряду советских режиссёров реализовать себя и отойти от радикально классового подхода в трактовке прошлого даже в историко-революционных картинах» (1).

Кроме кинематографа определённое влияние оказывало творчество в жанре «городского романса», где, наряду с бытовыми и блатными мотивами, использовались стилизации под «белогвардейские песни». Наконец, всякий, сколь либо хорошо знакомый с историей революции и Гражданской войны, способный критически анализировать информацию, даже из одних лишь советских источников мог прийти к правильным выводам, увидев всю лживость официальных трактовок.

Мощный толчок процессу осмысления трагедии прошлого был дан в период «перестройки». Единый для всей страны, процесс освобождения от пут коммунистической идеологии, в каждом регионе имел свои специфические особенности. В Севастополе и Крыму это проявилось в том, что, наряду с творческой интеллигенцией, журналистами и историками, увековечиванием памяти о Белом движении здесь занимаются и офицеры Черноморского флота. Прежде всего, здесь нужно отметить деятельность организации «Севастопольское Морское собрание» и её председателя Владимира Владимировича Стефановского. Выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (СВВМИУ), офицер-подводник, В. Стефановский едва ли не первый из севастопольцев поставил вопрос о принципиальном переосмыслении и преодолении советских идеологических установок в восприятии событий революций 1917 г. и Гражданской войны. По инициативе Морского Собрания был проведён ряд научно-исторических конференций, посвящённых трагедии Русской смуты, эвакуации армии Врангеля из Крыма в 1920 г., жизни русских людей на чужбине.

Чтобы отдать долг памяти соотечественникам, которые были вынуждены покинуть страну, в 1996 г., в связи с 300-летием российского флота, была организована экспедиция в Тунис на яхте «Пётр Великий». В порту Бизерта, месте последней стоянки кораблей Русской эскадры, ушедших из Крыма в 1920 г., был поднят Андреевский флаг.

Летом 2010 г. в рамках мероприятий, приуроченных 90-летию «Русского Исхода», состоялся морской поход, который повторил маршрут кораблей врангелевского флота, но в обратном направлении: из тунисского порта Бизерта — на греческий остров Лемнос, через турецкие Галлиполи и Стамбул — в Севастополь. Среди участников похода были прямые потомки русских эмигрантов первой волны: Трубецкие, Чавчавадзе, Нарышкины, Шаховские, Головины и многие другие, а также видные российские общественные и государственные деятели, известные писатели, художники, учёные и представители деловых кругов. Поход завершился 25 июля, в День Военно-морского флота Российской Федерации.

Как председатель Морского Собрания, В. Стефановский не только лично участвовал в памятных мероприятиях, но и активно занимался просветительской деятельностью: выступал на телевидении, публиковался в местных печатных и электронных средствах массовой информации. Некоторые статьи Стефановского, посвящённые Гражданской войне и Белому движению, появившиеся в севастопольской прессе в 1990-е гг., вызвали массу читательских откликов. Среди них особое внимание обратила на себя статья «Отчего знамя красное» о сущности большевизма. В ней приводились ныне широко известные факты преступлений эпохи «красного террора», в том числе, в Севастополе и в Крыму. Всё это делалось не для того, чтобы поразить воображение читателя, а чтобы «попытаться разобраться, какой кровью досталась нам советская («народная») власть и почему лишь в период своего становления она уничтожила 15 миллионов соотечественников. <…>

Не менее важно и то, как, совершая преступления перед Отечеством, отбросив его на столетия назад, уничтожив прививавшиеся веками нравственные устои, поправ отечественную историю, коммунисты ухитрились заставить нас поверить, что революция — это не акт насилия, а час торжества справедливости и первый шаг ко всенародному счастью". Между тем, «революция — это не цель. Это — метод. Метод уничтожения сильного православного государства» (2).

Крымская смута глазами журналистов и историков

Разумеется, В. Стефановский не был единственным среди севастопольцев и крымчан, кто обращался к печатному слову в стремлении донести до людей правду о российской трагедии. С 1990-х гг. и до настоящего времени в крымских периодических изданиях («Слава Севастополя», «Флаг Родины», «Крымская правда», «Первая Крымская», «Крымское время» и др.) появилось много материалов о Русском Исходе 1920 г., руководителях и активных участниках Белого движения, чьи судьбы так или иначе были связаны с историей края. Особый интерес вызывали те публикации, в которых рассказывалось о красном терроре 1917−1921 гг. и голоде 1921−1923 гг. В советское время эти темы по понятным причинам были закрыты. Надо сказать, что и после распада СССР упоминания об этом в крымских газетах, носили, в основном, фрагментарный характер, и часто представляли собой пересказ соответствующих мест из книги известного эмигрантского историка Сергея Мельгунова «Красный террор в России 1918−1923 гг.». Исключения составляли лишь некоторые очерки, опубликованные в «Славе Севастополя» в 1992 и 1997 годах. Среди них выделим очерк писателя Николая Черкашина «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала..», в котором приводились воспоминания очевидца о «Варфоломеевских ночах» в Севастополе в феврале 1918 г., когда всего за несколько дней революционные матросы истребили, по разным оценкам, от 250 до 600−800 человек (3). Особенно много материалов по теме красного террора в Крыму в годы Гражданской войны и межвоенный период опубликовала в 2005—2014 гг. на своих страницах газета «Первая Крымская». Именно здесь впервые начал публиковаться и автор этих строк. Опираясь на научные изыскания крымских историков, в течение 2007−2012 гг. я подготовил серию очерков по истории политических репрессий в Крыму. Впоследствии некоторые из этих публикаций, выпущенные за период с 2007 по 2008 г., составили авторский сборник (4).

Тем не менее, именно публикации 1990-х гг., при всей их неоднозначности (а зачастую и осторожности в оценке описываемых событий) сегодня являются важным подспорьем для краеведов и исследователей, так как опираются не только на воспоминания белоэмигрантов, но и на свидетельства старожилов.

Несоизмеримо большую ценность представляют, естественно, монографии и сборники документов, выпущенные профессиональными историками. Здесь необходимо отметить подвижнический труд братьев Александра и Вячеслава Зарубиных. Широкую известность, в том числе, и далеко за пределами Крыма, получил совместный труд авторов «Без победителей». Опираясь на данные обширного круга источников, братья Зарубины осуществили попытку рассмотреть события революции и Гражданской войны на территории Крымского полуострова во всей многосложности.

Первое издание книги увидело свет в 1997 г. и было приурочено к 75-летию окончания Гражданской войны в Крыму. Сразу же после выхода работа вызвала значительный интерес и была востребована учёными и исследователями. Впоследствии, в связи с введением в научный оборот большого количества новых документальных и мемуарных свидетельств, авторами (точнее, уже одним В.Г. Зарубиным) были написаны и опубликованы в 2005—2007 гг. в журнале «Историческое наследие Крыма» развёрнутые очерки о разных эпизодах событий революции и Гражданской войны на территории края. Сделанные таким образом наработки затем легли в основу второго, дополненного издания книги, выпущенного в Симферополе в 2008 г. Общий её тираж составил 800 экземпляров, и до настоящего времени она есть в продаже.

В 2013 г. в харьковском издательстве «Фолио» в серии «Проект „Украина“» вышла новая книга В.Г. Зарубина «Крым в годы смуты 1917−1921 гг.». Особое внимание в ней было уделено характеристике деятельности разных правительств, действовавших на территории полуострова в годы Гражданской войны.

Весомый вклад в ликвидацию «белых пятен» в истории края в ХХ столетии (в том числе, 1917-начале 1920-х гг.) внёс доктор исторических наук, профессор Сергей Филимонов. Работая в крымских архивах, он выявил большое количество документов, проливающих свет на события первых месяцев после эвакуации армии Врангеля, рассказывающих о судьбах видных крымчан — жертв политических репрессий 1920−1940-х гг. Написанные на основе следственных дел документальные очерки составили книгу «Тайны крымских застенков». На сегодняшний день эта работа выдержала несколько изданий и, без сомнения, является одним из наиболее интересных исследований по истории коммунистического террора в Крыму.

Также профессор С. Филимонов републиковал множество текстов, которые выходили на страницах антибольшевистских газет, выпускавшихся в период нахождения Крыма под властью белогвардейских правительств. Так современный читатель получил возможность вновь познакомиться с малоизвестными, «запретно-забытыми» произведениями выдающихся писателей и учёных, таких как о. Сергий Булгаков, Владимир и Георгий Вернадские, Иван Шмелёв (5).

Большое внимание происходившему на полуострове в годы революции и Гражданской войны уделили в своих работах историки Андрей Ишин и Андрей Бобков. Они ввели в научный оборот множество свидетельств и документов о деятельности советских карательных органов в процессе проведения политики массового террора в Крыму в 1920—1921 гг. Не обошли стороной и период нахождения Крыма под властью антибольшевистских правительств, а также события крымской эвакуации осенью 1920 г. (6)

Трудно переоценить духовно-нравственное значение и несомненную научную ценность книг протоиерея Николая Доненко. С начала 2000-х гг. и по настоящее время им выпущены жизнеописания новомучеников и исповедников Крымской земли в ХХ столетии (7). Каждая из этих работ является не только рассказом о судьбах священнослужителей и верующих мирян, пострадавших во время террора и антирелигиозных кампаний 1920−1930-х гг. Это ещё и целостная картина эпохи, проиллюстрированная документами, выдержками из мемуаров и уникальными фотографиями.

Важным событием в крымской исторической науке и краеведении стал выход осенью 2010 г. фотоальбома «Севастополь. Год 1920-й. Исход» (8). Авторы-составители, видные севастопольские историки и краеведы Вадим Прокопенков, Александр Зубарев и Валерий Крестьянников, представили читателям документы и фотографии, отражающие последние месяцы Белого Крыма и жизнь русской эмиграции на чужбине.

Попыткам возрождения российского флота и военно-учебных заведений на территориях, которые в годы Гражданской войны длительное время контролировались белыми армиями (в том числе, Севастопольском Морском корпусе), посвящены книги офицера-подводника, выпускника СВВМИУ, академика Петровской академии наук и искусства, кандидата военных наук Владимира Бойко (8). Несомненным достоинством этих работ является доступное изложение, а также обилие фотографий.

Разумеется, это далеко не все книги и публикации в прессе, выпущенные в Севастополе и в Крыму в постсоветский период, в которых положительно говорится о Белом движении. Обзор литературы по теме революций 1917 г., Гражданской войны на территории края, массовому террору после окончательного установления советской власти и судьбам эмиграции, достоин отдельного очерка.

«Час истории» с Колчаком

И всё же писательская, журналистская и исследовательская деятельность в деле увековечивания памяти этих драматичных событий прошлого, играет пусть и немаловажную, но всё-таки не главную роль. Там, где затрагиваются вопросы национального возрождения, важна не только сила печатного слова, но и публичные выступления, а также массовые мероприятия.

В связи с чем, нельзя не сказать об одной удивительной и доброй традиции, которая возникла в Севастополе и Крыму в начале 1990-х гг. Речь о памятной дате крымской эвакуации — 14 ноября, известной также как Русский Исход. Отмечать эту дату в Севастополе и других городах полуострова стали с 1995 г. И если в 1990-е — начале 2000-х гг. годовщина Исхода отмечалась преимущественно узким кругом неравнодушных (представителями религиозных и общественных организаций, историками, краеведами), то ныне она привлекает сотни и тысячи людей. Во многом это стало возможно благодаря активному участию священноначалия Симферопольской и Крымской епархии и городских благочиний. Сегодня дни Русского Исхода в Крыму не проходят без поминальных служб и крестного хода, в котором принимают участие огромное число прихожан.

Особенно массовыми были мероприятия, посвящённые 90-летию крымской эвакуации, прошедшие осенью 2010 г. Так, в Севастополе утро 14 ноября началось с памятной литургии, а затем от Владимирского собора — усыпальницы адмиралов на центральном холме, по главным улицам города до площади Нахимова и Графской пристани прошёл крестный ход. В нём приняли участие командование Черноморского флота России, Военно-морских сил Украины, представители Русской православной Церкви, а также казаки со всего Крыма и некоторых областей России общей численностью около 800 человек. В мероприятиях также принял участие президент Союза кинематографистов России Никита Михалков. После панихиды представители командования флота, городских властей и казачьи атаманы сели в катер и возложили венки на воду недалеко от пирса, от которого в 1920 г. отходили корабли Русской эскадры.

Аналогичные мероприятия прошли и в других городах полуострова. В таком же формате они проводятся и по сей день. Памяти о Белом движении, трагедии Гражданской войны и судьбах людей, вынужденных покинуть страну (или, напротив, остаться и претерпеть все крестные муки) — посвящены исторические конференции, концерты, музыкально-поэтические вечера. На многих из этих мероприятий, проходивших в Севастополе в 2000-е гг. и по сей день, пишущий эти строки присутствовал лично. Наиболее запоминающейся была конференция, проходившая 19−20 ноября 2010 г. в стенах военно-морского музея «Михайловская батарея». Среди выступавших были потомки и родственники белоэмигрантов, учёные-историки.

В тёплой и душевной атмосфере проходили музыкально-поэтические вечера в Севастопольской Морской библиотеке им. адмирала М.П.Лазарева. Особенно примечателен 2014 год. Утром 22 ноября прошёл Час истории, приуроченный к 140-летию со дня рождения Верховного правителя России, учёного и флотоводца адмирала Александра Колчака. Зал, в котором проходило собрание, был заполнен историками, общественными деятелями, писателями и журналистами. Особенный интерес вызвали рассказы о деятельности адмирала на посту командующего Черноморским флотом в Первую мировую войну и после Февральской революции (10).

В память о жертвах красного террора

Увековечивание памяти Белого движения, Русского Исхода и красного террора в Крыму происходит и путём установки мемориалов: поклонных крестов, часовен, памятных досок. Так, в Севастополе в ноябре 1995 г. на подпорной стене Графской пристани была установлена мемориальная доска с надписью: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года». Тогда же в районе одной из балок Максимовой дачи (одном из мест массового уничтожения большевиками пленных офицеров и солдат Белой армии, гражданских лиц в 1920—1921 гг.) состоялась закладка и чин освящения памятного знака погибшим во время Гражданской войны по обе стороны фронта. Осенью 2010 г. на этом месте был установлен «крест примирения». 17 ноября 2013 г., в рамках прошедших в Севастополе мероприятий, посвящённых 93-летию крымской эвакуации и в память о жертвах репрессий в ходе Гражданской войны, рядом с дорогой на Максимову дачу состоялось освящение закладного камня на месте строительства будущего мемориального музейного комплекса и храма во имя Новомучеников и исповедников Российских.

Памятные кресты жертвам красного террора в Крыму появились и в других городах. В Феодосии — 2 мая 2005 г. на берегу Чёрного моря рядом с древней церковью Иверской иконы Божией Матери; в окрестностях Алупки, на месте массовых расстрелов в районе бывшего бассейна Шаан-Канского водопровода — в 2007 г.; в Евпатории — в 2009 г. на территории Ильинского храма установлен православный памятный крест в память о жертвах террора в январе-марте 1918 г.; в Керчи — в 2010 г. на территории храма во имя апостола Андрея Первозванного. Мемориальный камень в память о жертвах политического террора, войн и голода в XX столетии по инициативе конгресса русских общин осенью 2007 г. был установлен в Центральном парке Симферополя. Крест в память о Русском Исходе работы известного российского скульптора Вячеслава Клыкова был установлен в 2006 г. в Керчи.

Осенью 2005 г. по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на месте одного из предполагаемых захоронений жертв массовых расстрелов в 1920—1921 гг. в окрестностях Ялты, в урочище Караголь (т.н. «Багреевке») было начато сооружение памятника-часовни чудотворной иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курской-Коренной. Её строительство было завершено в 2006 г. Воздвигнутая на средства потомков и родственников безвинно погибших, часовня в Багреевке является сегодня самым известным памятником, воздвигнутым в память о жертвах красного террора в Крыму в начале 1920-х гг., одновременно служит символом покаяния и предостережением современникам и будущим поколениям. 26 сентября 2009 г. на набережной Ялты, в канун великого и спасительного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, при большом скоплении народа, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил чин освящения часовни в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских — в память о погибших и пострадавших в Ялте в годы террора и в ходе Гражданской и Второй мировой войн. Вопрос о возведении памятника-часовни осенью 2014 г. подняли и жители Симферополя (11).

«Белый айсберг» — фильм-документ

Ещё одним способом донести до людей информацию о драматичных страницах в истории края являются музейные экспозиции, выставки. Здесь следует отметить экспозицию, посвящённую Гражданской войне, устроенную на Михайловской батарее в Севастополе. В ней преобладают экспонаты, связанные непосредственно с Белым движением: воззвания, приказы, портреты, фотографии, награды, амуниция, личные вещи. Соответствующие экспонаты появились и в музее Черноморского флота. В ноябре 2014 г. в Севастополе прошла выставка, посвящённая пребыванию Русской армии на чужбине. Её организовали участники Международного благотворительного фонда имени генерала Кутепова и Севастопольского Морского собрания. Было заявлено о намерении создать в Севастополе культурно-исторический центр, «который мог бы системно, не осколочно, как это водится сейчас, а системно изучать нашу историю, касающуюся Первой мировой и Гражданской войн, приглашать специалистов, проводить конференции, делать выводы».

Для привлечения широкого интереса жителей полуострова к Белому движению и трагедии «Русской смуты» активно используются аудиовизуальные средства: музыка, видеоклипы, документальные фильмы. Так, в начале 1990-х гг. севастопольский ансамбль «Графская пристань» исполнил популярные романсы и песни: «Журавли», «Чёрный ворон», «Дорога в Россию», «Я возвратился». На них смонтировали видео, снятые в белогвардейской эстетике, представляющие собою историю врангелевского офицера, который покинул Крым в ноябре 1920 г., прожил несколько лет на чужбине, затем вернулся в СССР, где был репрессирован. Прошёл круги лагерного ада и вернулся домой, к старушке-матери. Эти видеоролики активно транслировались по местному телевидению. Памяти Исхода 1920 г. посвятил одну из своих песен под названием «Бизертский крест», севастопольский бард Владимир Губанов:

Кто соберёт развеявшийся прах,

на старой карте наш маршрут отмерьте.

Который год в полуденной Бизерте

Андреевский не поднимают флаг.

Мы шли не вдоль, мы шли наперерез,

последний раз в слезах к нему припали.

Мы даже не заметили в запале,

как наши судьбы на тебе распяли,

Бизертский Крест.

Нас не укроет подмосковный снег.

Песок заносит русские надгробья…

Вокруг шумит ломать отвыкший копья, в

се на бесценок разменявший век.

А что до нас — иных не знаем мест,

где так чиста российская гордыня,

где до сих пор былая боль не стынет.

Мы, не смирясь, несём тебя поныне,

Бизертский Крест.

О последних месяцах белого Крыма, эвакуации армии генерала Врангеля осенью 1920 г., жизни русских людей на чужбине, трагедии красного террора на территории полуострова, рассказывается в документальном фильме «Белый айсберг». Эта картина вышла в 2006 г. и в дальнейшем неоднократно показывалась в эфире местных телеканалов. Автором идеи её создания стал будущий лидер «Крымской весны», нынешний председатель Законодательного собрания Севастополя, Алексей Чалый. На сегодняшний день «Белый айсберг» является одной из лучших работ в жанре документального кино, посвящённых истории полуострова в годы Гражданской войны.

Тематика Белого движения использовалась и в драматургии. Событием театральной жизни Севастополя в 1990-е гг. была пьеса «Адмирал Колчак», поставленная Севастопольским академическим русским драматическим театром им. А.В. Луначарского. Ныне она сошла с театральных подмостков, но осталась в истории. Вальс, написанный специально для этой пьесы, в исполнении заслуженного деятеля искусств Украины Екатерины Троценко, прозвучал 22 ноября 2014 г. на «часе истории», приуроченном к 140-летию со дня рождения адмирала.

Это не единственные примеры творческой и патриотической активности в вопросах, связанных с увековечиванием памяти о Белом движении и трагедии красного террора на территории Крыма и Севастополя. Ещё раз хочется повторить: после распада СССР в этой сфере в регионе было сделано очень много. Гораздо больше, чем в материковой России. Так формируются важнейшие традиции возрождения памяти о нашем прошлом

Примечания

  1. Волков Е. «Даёшь Врангеля!» Борьба за Крым в советском кино // «Родина», № 2, 2011. — с.151
  2. Стефановский В. Отчего знамя красное // «Слава Севастополя», № 33 (20 192), 2 декабря 1997.
  3. Черкашин Н. «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала..» // «Слава Севастополя», № 165 (18 876), 9 сентября 1992.
  4. Соколов Д.В. Очерки по истории политических репрессий в Крыму (1917−1941 гг.) — Севастополь: Телескоп, 2009.
  5. Филимонов С.Б. Интеллигенция в Крыму (1917−1920): поиски и находки источниковеда — Симферополь: «ЧерноморПРЕСС», 2006.; Его же. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. — Симферополь: Н. Оріанда, 2010.
  6. Бобков А.А. Разворот солнца над Аквилоном вручную. Феодосия и Феодосийцы в Русской смуте. Год 1918. Феодосия-Симферополь, 2008.; Ишин А.В. Проблемы государственного строительства в Крыму в 1917—1922 годах. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012.
  7. Протоиерей Николай Доненко. Наследники царства. Т. I — Симферополь, 2000.; Его же. Наследники царства. Т. II — Симферополь, Бизнес-информ, 2004.; Его же. Новомученики Феодосии: Священномученик Андрей Косовский, Преподобномученик Варфоломей (Ратных), Священномученик Иоанн Блюмович; Феодосия, Судак, Старый Крым в годы воинствующего атеизма, 1920−1938. — Феодосия; М.: Издат. Дом. Коктебель, 2005.; Его же. Ялта — город веселья и смерти: Священномученики Димитрий Киранов и Тимофей Изотов, преподобномученик Антоний (Корж) и другие священнослужители Большой Ялты (1917−1950-е годы). — Симферополь: Н. Оріанда, 2014.
  8. Севастополь. Год 1920-й. Исход: Альбом [Авторы проекта Зубарев А.А., Прокопенков В.Н., Крестьянников В.В.] Симферополь: «ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2010 .
  9. Бойко В.Н. «Севастопольскій морской кадетській корпусъ. Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище» — Севастополь, 2011.; Его же. Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус в Севастополе. — Севастополь, СПД Бакулин В.А., 2013.; Его же. Бухта Голландия. — Севастополь: СПД Бакулин В. А., 2014.
  10. Соколов Д.В. Час Колчака // http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/chas_kolchaka645.htm?CODE=chas_kolchaka645&PAGEN2=5
  11. Лохвицкий А. Красный террор в Крыму: без суда и следствия. В Cимферополе увековечат память о жертвах Гражданской войны // http://crimea.mk.ru/articles/2014/11/27/krasnyy-terror-v-krymu-bez-suda-i-sledstviya.html

Впервые опубликовано: Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания «Первое сентября. История», № 7−8 (615), июль-август 2015. — с.28−34

http://rusk.ru/st.php?idar=73339

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика