Русская линия
Фома Юлия Сысоева20.11.2015 

Отец Даниил шесть лет спустя: путешествие в Америку
20 ноября — 6 лет со дня убийства иерея Даниила Сысоева

Не раз православные воцерковлённые люди, узнав о моих визитах в США, задавали мне недоуменные вопросы: что мы (то есть Фонд отца Даниила Сысоева) забыли в этой вражеской стране, или что мы такого там нашли.

А мы нашли там наших православных братьев и сестер, которым очень нужно то, что мы делаем, которых не надо убеждать в важности миссионерской проповеди.

Для нашей веры не существует границ, ни океаны, ни правительства не могут разделить нас в нашем единстве, и это чувствуется в литургическом сплочении. Литургия в глухой русской деревне, литургия в бедном квартале Камбоджи или литургия в пафосном и чопорном Нью-Йорке ничем не отличаются, более того в этом служении мы как раз чувствуем наше главное единство, становимся буквально родными друг другу, независимо от культуры, языков и цвета кожи.

Но зачастую мы забываем об этом, думаем, что мы разные, поскольку имеем разное гражданство и говорим на разных языках. Сужаем свое сознание до узкой полоски земли или, как говорят, родной землицы, с легкостью забывая, что едины по крови, крови Господа Иисуса Христа. Нас затягивают наши домашние проблемы, мы не замечаем ход мировой истории христианства. Отсюда и недоуменные вопросы, что мы нашли в Америке.

Отец Даниил всегда боролся с предрассудками и разделением между христианами. В те годы, годы его земного служения, очень мало кто дерзал идти на проповедь к другим народам. Казалось совершенно невероятным поехать куда-то в совершенно незнакомую страну и создавать там общинную и церковную жизнь. Его ученики вспоминают, как однажды он взял карту мира и предложил выпускникам миссионерской школы бросить жребий, кто куда поедет. Тогда это воспринималось некоторым чуть ли ни как шутка или чудачество, но после трагической гибели отца Даниила оказалось, что многие его «чудаческие» слова начали сбываться буквально в деталях в деле проповеди Православия в мире. И уже мы видим первые плоды. Это и миссия в Таиланде, Камбодже, Индии и других странах. Начало проповеди во Вьетнаме и, конечно, из последних знаковых событий — крещение на Филлипинах. Несколько тысяч филлипинцев совсем недавно крестились прямо в Тихом океане, и крестили их простые русские священники.

Но вернемся с кокосовых островов в цивилизованную, чопорную блистательную Америку, центр так называемой мировой экономики и бизнеса, страну, которая пытается руководить всем миром и бесцеремонно вмешиваться в суверенные дела других стран. Страну, которая позиционирует себя как центр мира и как пуп земли. Страну самых разных свобод, в том числе и от Бога. Здесь пишут на деньгах «Бог с нами», но поклоняются золотому тельцу на Уолт стрит. Страна эмигрантов, где живут представители всех национальностей мира, страна без единого национального корня с относительно короткой историей. В то же время США — страна патриотов и влюбленных в свою национальную идею. Это страна контрастов и в тоже время некий гарант стабильной и безбедной жизни, дающая своим гражданам уверенность в безопасности и защите. Это некий монстр или Вавилон, ненавидимый многими в мире.

В то же время это страна, где люди, как это ни странно будет звучать, устали от сытости, размеренности и стабильности. Устали в душе, и многие из них ищут путь к Богу, и многие находят его, тот единственный истинный путь Православия. Еще в те годы, когда Америку ненавидели почти так же как сейчас, отец Даниил вопреки нашим российским патриотам говорил, что Православие за Америкой и что именно там оно станет в будущем развиваться семимильными шагами. Мне пока трудно судить о масштабе «семимильности» этих шагов, но я хочу сказать, что живость Православия здесь чувствуется особо, словно вопреки всему.

Когда приезжаешь в Америку и начинаешь ездить по приходам США, в какой-то момент понимаешь, что оказался в одной большой дружной семье. Возможно, так же как и в Русской Православной Церкви, у американских верующих можно отыскать ошибки и недостатки, но это не значит, что мы должны умалять их в чем-то. Наоборот мы должны всячески стараться общаться и делиться с ними радостью о воскресшем Спасителе и тех событиях, которые происходят по Его святой воле.

Взять хотя бы маленький, но наглядный пример общих трапез после литургии. Во многих ли приходах России есть общие трапезы для всех прихожан? Во многих ли приходах России батюшки садятся за стол со всеми своими прихожанами, а не узким священническим междусобойчиком, во многих ли приходах можно наблюдать именно общинную жизнь? Многие скажут, что сплоченность это общая особенность жизни на чужбине, что в Америке расстояния до храмов большие и если люди на службу добираются по часу, то совершенно естественно им быть вместе и после литургии, что в Америке мало храмов и нет захожан, а есть только прихожане. Да все это так. Но не повод ли это нам, россиянам, задуматься над своей церковной жизнью, глядя на наших братьев и сестер из Америки, вместо того, чтобы оправдывать свою русскую разобщенность расстояниями и большим количеством «захожанских» храмов. Глядя на наших единоверцев из США, я каждый раз понимаю, что именно нам надо у них учиться, а не им у нас. И это несмотря на то, что мы наследники тысячелетней истории Православия в нашей стране. Парадоксально, но это так.

Тот интерес, который мы встречаем здесь в Америке к трудам отца Даниила, поистине потрясает. Здесь нет национальных барьеров как у нас. Здесь нет понятия «православие для русских» или для еще кого-то. Здесь есть понятие ортодоксальной веры для всех. Собственно, о чем и говорил всегда отец Даниил. Может, поэтому он в Америке воспринимается людьми проще и живее. Им легче его понять, он им как-то ближе и роднее. Если мы у себя на родине видим совершенно непонятные споры о патриотизме, о национальном самосознании православной русскости, то в Америке этого в принципе нет. Это страна эмигрантов, пришельцев и людей, покинувших земную родину. Именно поэтому им проще понять такие общеправославные идеи, как идея Родины на небесах и святоотеческая идея гостиницы на земле. Мы все пришельцы, мы все гости, для нас не существует стран и границ. В Америке люди чувствуют себя пришельцами и гостями еще и на земле, поэтому Православие для них, прежде всего, не национальная религия, а Истина и путь к Богу.

http://foma.ru/otets-daniil-shest-let-spustya-puteshestvie-v-ameriku.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru