Русская линия | 13.11.2009 |
Как известно, отмечает Regions.ru, противники изучения религиозной культуры в школе опасаются главным образом насильственной индоктринации, — того, что детям будут прививать некоторые воззрения вопреки воле их родителей. В связи с этим корреспондент издания обратился к религиозным деятелям и экспертам с вопросом: «Велика ли, на ваш взгляд, опасность насильственной индоктринации школьников? Считаете ли вы нужным общественный контроль за преподаванием этого предмета? Как он должен выглядеть?»
«Принуждение к определенной идеологии — это печальная реальность нашего времени. Это действительно насилие над личностью молодых людей. Поэтому, на мой взгляд, должна быть свобода преподавания религиозных дисциплин по всей вертикали образования», — сказал игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина.
«Преподаватели должны быть тщательно подготовлены к подаче материла. Общественный контроль тут вряд ли будет компетентен, поскольку даже в высших общественных и государственных органах понятия о духовно-нравственном образовании и сама духовная культура невысоки», — подчеркнул пастырь.
«Я считаю, что обсуждать правильность или неправильность преподавания религиозных предметов имеют право только те, кто имеет прямое отношение к религии», — заключил священник.
Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев также не думает, что введение в школьную программу основ религиозной культуры и светской этики несет опасность насильственной индоктринации учеников. «У меня не возникает опасений такого рода», — заявил он.
«О необходимости введения в российских школах такой дисциплины велись разговоры еще со времен Бориса Ельцина. Однако когда об этом говорили, предполагалось, что преподавать этот предмет будем мы — религиозные деятели всех существующих в России конфессий. Но поскольку у нас в стране религия отделена от государства, о чем четко прописано в Конституции, то в итоге пришли к согласию: учебные пособия готовят представители духовенства, а преподавать данную дисциплину будут учителя», — напомнил он.
Исмаил-хаджи отметил, что общество не сможет контролировать преподавание основ религиозной культуры и светской этики — просто потому, что само безграмотно в плане религии. «Если и должен быть контроль, то только со стороны священнослужителей. Только так преподавание этой дисциплины можно будет сделать прозрачным», — подытожил Исмаил Бердиев.
Директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев положительно относится к эксперименту введения в школах основ религиозной культуры. «Противники всегда есть и будут у любого начинания, это нормальное явление. Программа курса кому-то может показаться недопустимой. Философию, скажем, тоже невозможно преподавать так, чтобы это нравилось всем. И такие разногласия — не повод вообще не преподавать основы Православия», — сказал он.
«Противники эксперимента создали ему довольно мрачную репутацию, поэтому общественный контроль нужен. Надо предавать огласке случае перекосов в этом направлении, то есть внимательно относиться к этому. Нужно делиться опытом и вести обсуждения среди преподавателей и священников. Только так эта система будет с годами становиться совершеннее», — подчеркнул Силантьев.
Виктор Лега, кандидат богословия и заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), также считает, что «вероятность насильственной индоктринации — полнейшая глупость». «Государство у нас светское, рычагов для навязывания религии у него нет. Нужно иметь в виду, что школьники должны иметь возможность получать те знания, которые они хотят», — сказал он.
«Я не думаю, что необходимо вводить какой-то общественный контроль над этим экспериментом, достаточно просто следить за процессом в школах. Единственное, в чем мне видится проблема этого всего, так это недостаток кадров. Мне интересно кто будет преподавать такой специфический предмет как основы религиозной культуры», — подчеркнул В.Лега. «И мне кажется странным, что преподавать такие предметы запретили священникам, это, на мой взгляд, нарушение Конституции. Ведь только священники смогут на высоком уровне преподавать основы православия нашим детям», — подытожил он.
Заместитель декана по научной работе миссионерского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой истории миссий, доктор физ.-мат. наук, профессор Андрей Ефимов считает, что нужно не контролировать данный эксперимент, а наблюдать за ним. «Если этот процесс будет контролироваться Православной Церковью, то никакого насилия и навязывания не будет. Опыт такой уже есть, и нужно было общественности дать информацию о том, как уже преподается данная дисциплина в регионах», — сказал он. «Надо исходить из того, что данный эксперимент не должен подвергаться политическому контролю, а общественный контроль совсем не помешает. Нужно даже не контролировать, а наблюдать за экспериментом», — заключил он.
Русская линия