С сожалением приходится признать, что
разводы не только в светской, но и в церковной среде становятся частым явлением. Не просто люди молодые и малоцерковные, по неопытности не сумевшие сохранить семью, пишут сегодня прошение архиерею о расторжении брака, а люди вроде бы церковные, прожившие вместе 10 лет и более, имеющие не по одному ребенку, становятся на этот путь. Почему это происходит? Из евангельского текста ясно видна причина, по которой происходит развод: «
Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими. От начала не было так». И далее Христос называет прелюбодеем того, кто женится на разведенной (Мф. 19, 8−9).
Жестокосердие — вот чем люди серьезно портят себе жизнь. Оно толкает нас на развод, а один развод может раскрутиться в целый греховный хоровод. В нем топчут и ломают не одну человеческую жизнь. Сколько же народа топчется у нас в таком хороводе! Вообще жестокосердие в народе нашем по преимуществу носит характер поверхостный, легкомысленный — такой, как у подростка, который вырос без отца, убежал из дома и вообще никого не слушается. Он не имел пред глазами доброго примера отцовства, поэтому сам безответственен и ему трудно стать самому хорошим отцом. Образ доброго хозяина и любящего отца в сознании такого народа-подростка размыт и неясен. Народ-подросток «без царя голове», народ-сирота, блудный сын — этакий Пиноккио, а лучше сказать — Буратино. Право, невозможно удержаться от этого сравнения — столько напрашивается соответствий. Вспомните, например, как наш герой, в то время, как плакал о нем безутешный Карло, променял учение свое на дикий и пустой балаган. Какое чувство охватывает нас, когда видим мы, какую штуку провернули с доверчивым Буратино два негодяя — Алиса и Базилио! Неужели театр Карабаса Барабаса ничего нам не напоминает? А если непредвзято раскрыть глаза на тот убийственный факт, что телепередача, шедшая по наипервейшему в стране каналу, носила откровенное название «Поле чудес» и при этом снискала себе бешеную популярность, ты с ужасом начинаешь понимать, что вовлечен в процесс, в ходе которого рано или поздно неизбежно должен будешь превратиться. да-да, именно в совершенного осла.
Пока наш Буратино еще далеко от дома. Не прошел еще весь круг испытаний, не найден еще золотой ключик, папа Карло плачет в своей каморке, а Карабас Барабас крепко держит веревочки. Но Буратино должен вернуться к родному доброму отцу, должен открыть заветную дверь, исполнить свою жизнь смыслом, для которого и был выструган.
Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, специально для «Русской линии»