Православие.Ru | 03.11.2015 |
Схимонах Павел Рильский (в миру Ралев; 1874−1949) — болгарский подвижник благочестия. Родился в набожной и многодетной крестьянской семье. В 8 лет остался без матери и вынужден был начать трудовую жизнь. Заразившись тифом в армии, молил Бога дать ему умереть в монастыре. Выздоровев и демобилизовавшись, ушел в монастырь. Подвизался на Святой Горе Афон, искусству молитвы учился у русских отшельников — старцев Вениамина, Феофила и Николая. В 1925 году был направлен в Болгарию, в Рильский монастырь. Был весьма посещаем любителями духовной мудрости как на Афоне, так и в Болгарии.
Публикуемые ниже наставления схимонаха Павла Рильского взяты из работы о старце архимандрита Серафима (Алексиева; 1912−1993) — болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, духовного писателя и поэта, борца за чистоту православной веры. Отец Серафим хорошо знал схимонаха Павла Рильского, был близок также и к архиепископу Серафиму (Соболеву). На русский язык переведена его книга «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» (СПб., 1992).
О «малых» грехах
Один мирянин спросил старца:
— Дед Павел, не слишком ли строги святые отцы, да и Святое Евангелие тоже, когда не дозволяют даже малых грехов? Ведь жизнь была бы такой унылой без смеха и других мелких удовольствий.
Схимонах Павел усмехнулся и сказал:
Когда стреляешь из ружья, стоит руке чуть-чуть дрогнуть, пуля не попадет в цель. Ты скажешь: «Чуть дрогнула рука. Ну и что с этого?» Чуть-то оно чуть, но только если не попадешь в цель, награды тебе не будет. В самом начале, в момент выстрела, пуля вылетела с маленьким отклонением в сторону, но чем дальше она летит, тем больше отдаляется от цели. Так и малые грехи — вроде и незначительные, но отдаляют от Бога.- Малые грехи приводят к большим. Святой Исаак Сирин говорит: «Кто пренебрежительно смотрит на малый грех, тот впадет в большой». Поэтому каждый должен бояться и самых малых грехов: пустословия, смеха, курения, потому что эти грехи, хоть и малые с виду, имеют силу отдалять от Бога. А если они отдаляют тебя от Бога, ты погиб.
Яблоко, если его немного стукнули, всё загнивает. Так и малый грех может погубить всего человека со всеми его хорошими качествами. Поэтому нужно остерегаться и самых малых грехов: они сильно плодятся и быстро вырастают, подобно плевелам.
Схимонах Павел помолчал немного и продолжил:
Матери, те умнее. Когда увидят где-нибудь валяющуюся лисицу, отгоняют малышей подальше. А чтобы прогнать лисицу, постоянно подают голос с веток: «Чур, чур!» Соберется много дроздов, и начинают сверху тревожно чирикать. И лисица, хочет — не хочет, убегает. Где шум и много народу, там разбойник не засиживается.- К малым грехам относится и праздное любопытство. С виду оно вроде ничего, но если человек подумает, к каким пагубным последствиям оно приводит, то остолбенеет. Монаху и христианину вообще не подобает быть любопытным к делам других, а всё больше следить за собой. Потому что любопытство ведет к осуждению и оставлению собственной души. Когда я был на Святой Горе и жил в пустынных местах, то наблюдал за одной лисицей, которая, выходя на охоту, ложилась где-нибудь и прикидывалась мертвой. По веткам порхают дрозды: старые учат молодых летать, а заодно и охраняют их. Маленькие, еще неопытные, когда увидят лисицу, валяющуюся на земле, думают: «А давай-ка посмотрим, действительно ли она умерла!» И идут проверить, водимые праздным любопытством. А лисица этого только и ждет: хвать их в лапы и удирает.
А праздное любопытство очень опасно. «А ну-ка посмотрим, не рухнет ли эта каменная стена?» — говорит себе легкомысленный человек, и идет проверить, и пытается поправить какой-нибудь торчащий камень. И в миг вся стена обрушивается на него.
О нестяжании
Келья подвижника на Карулях, Афон
Когда безмолвник отец Павел взял на себя подвиг полной нищеты, он не хотел иметь никаких лишних вещей и довольствовался самым необходимым. Как в келье его было чисто, так и душа его была чиста от корыстолюбия.
— Если я, — говорил старец, — буду обладать чем-нибудь, это встанет между мной и Богом. Я привяжусь к нему больше, чем к Богу. И тогда — о горе мне! — Господь Иисус Христос говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).
Я тебе скажу по-простому: ты видел собаку, когда она наелась, как она зарывает в землю какую-нибудь оставшуюся кость, чтобы доесть ее потом? Копает передними лапами, зароет кость и ляжет поблизости, чтобы ее стеречь. Вроде она лежит, вроде и спит, но всё поглядывает на зарытую кость. Там ее сокровище, там ее сердце. Приходят куры порыться рядышком в земле, а она лает на них и прогоняет. Кто не знает, что собака зарыла там кость, удивляется: «Зачем это она отгоняет куриц?» А она охраняет свое сокровище!
Так и я начну лаять и враждовать с людьми, если буду обладать всякими вещами. Пристрастие ужасно. Сегодня ты полюбил это, завтра то. И начинаешь громоздить. Чувство твое открывается и становится всё более ненасытным. И незаметно в душе твоей становится темно. «Как же стало темно? — удивляешься ты. — Да здесь же было светло, солнце грело!..» Да, но сейчас окно твоей души загромождено вещами. Ты стал их рабом и вместо того, чтобы искать утешения от Бога, утешаешься ими, радуясь им. А это идолопоклонство: на место Бога ты поставил мамону.
О милостыне
Сам будучи нестяжательным, схимонах Павел учил своих знакомых мирян не пренебрегать милостыней:
— Некоторые люди, — говорил он, — ищут Бога, но не знают, как войти в связь с Ним. Молитва им чужда. Они не умеют молиться. Что же они тогда делают? Самое лучшее средство войти в связь с Богом — это милостыня. Она расчищает путь между человеческой душой и Богом. Скажем, на какую-нибудь железнодорожную линию рухнула скала (это грехи) и останавливает движение. По телефону приказывают расчистить линию. Начинается работа. Скала отодвинута, и поезд снова трогается в путь. Так происходит и с душой, когда грехи отодвигаются посредством милостыни и исповеди. Душа снова начинает общаться с Богом.
Но милостыней никому нельзя хвалиться, потому что у нас нет ничего своего. Всё Божие. Когда мы подаем милостыню, то подаем за помин души чужие блины, потому что мы даем из Божиего. Потому и Господь говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16: 9).
Однако кто подает милостыню, да внимает тому, чтобы подавать ее чистыми руками, а не с блудными чувствами и тщеславными мыслями. Иначе Бог не примет его милостыню, как высокий гость не примет сладость, которую предлагают ему на хорошем подносе, но вонючими, немытыми руками.
О болезнях, скорбях, ропоте и терпении
Схимонах Павел любил подчеркивать спасительность скорбей, которые посылает Бог, достаточно лишь сносить их терпеливо, без ропота, с благодарностью к Творцу.
— Жизнь христианина, — говорил он, — не может пройти без испытаний. Узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь вечную (См.: Мф. 7: 14). Бог посылает испытания, потому что любит нас и хочет, чтобы мы спаслись. Когда хотят испытать в море новые корабли, никогда не спускают их на воду без груза. Если нет ничего другого, то камнями и песком их загрузят, чтобы они не перевернулись в воде. Так и Бог, милостивый, чтобы мы не потонули в гордости и самозабвении, дает нам понести тяжесть страданий.
Сколь благ и мудр Он! Посылает скорби, сколько мы можем понести. Если кто-нибудь думает, что наказан больше, чем может понести, — это из-за его ропота, а не от непомерной тяжести груза. Бог — премудрый Хозяин. Когда хозяин разумен, он оценит, сколько поклажи навьючить на спину своего осленка: тогда и груз будет перенесен куда надо, и ослик останется жив и здоров.
Если же хозяин неразумен, то, когда увидит, что ослик тянется, но не идет, — ему тяжело! — начинает бить его и может избить до смерти. Тогда и груз остается там, и ослик умирает. Но наш Небесный Отец — премудрый и премилостивый Хозяин. Он не перегружает нас. Только мы должны иметь всецелую веру в Его Промысл и с терпением нести крест, который Бог дал нам.
Отшельник стал выбирать. Поднимет один — очень тяжел. Поднимет другой — тот жмет ему. Возьмет третий — слишком длинный. Схватит четвертый — опять неудобен. Долго выбирал, наконец нашел один крест, словно для него сделанный. «Вот этот крест я хочу иметь!» — сказал он. Тогда ангел отвечал ему: «Да это же твой бывший крест! Бог всякому дает крест, подходящий ему».Некий отшельник плакался, что крест его очень тяжек, и молил Бога дать ему другой, полегче. И вот однажды ночью явился ему ангел Божий и спросил: «Где твой крест?» — «Вот он», — отвечал отшельник. «Дай его сюда!» — повелел ангел. Отшельник положил его к ногам ангела, а тот бросил его в кучу крестов и сказал: «Выбирай себе из них, какой тебе нравится. Здесь кресты всех людей».
Мы Божии дети, и Бог как премудрый Отец посылает нам болезни и страдания, чтобы смирить нас. Так Он спасает наши души! Мы ленивы на свое спасение. Добровольно не сделаем ничего хорошего и добровольно не станем мучиться ради Бога, так хоть невольно потерпим чуточку болезней и скорбей ради Него и спасемся.
Милующий Господь хочет помочь нам в спасении и потому посылает лютые болезни. Какова любовь Божия! Когда кто-нибудь болен, врач не выписывает ему сахар и сладости, а горькие лекарства. Если больной разумен и хочет выздороветь, он будет принимать горькое лекарство с благодарностью. Если же неразумен, то нахмурится и оттолкнет его, но останется болен. Лекарство неприятно, однако лечит. Скорбь горька, но лечит душу.
Как чада Божии мы должны знать, что наш Небесный Отец посылает нам всё для нашего блага. Как только Он увидит, что кто-нибудь забылся, — тут же пошлет ему скорбь, чтобы тот опомнился. Как только увидит, что кто-то возгордился, поставит ему подножку, чтобы тот упал, а потом через покаяние смирился. От нас требуется только одно — с благодарностью принимать все скорби от Бога и терпеть. Помнишь притчу о бедном Лазаре? Что он сделал? Да ничего. Только терпел Бога ради и не роптал. И за это свое терпение получил вечное блаженство. Также и Иов терпел и не роптал при тяжких испытаниях. И святые отцы терпели, много терпели и не роптали. Все они остерегались ропота, как огня. Ропот, на первый взгляд, вроде и ничего, но он ошпаривает добродетели и отравляет душу. Возропщем ли — потеряем свою награду.
А для тех, кто любит Бога, всё служит ко благу (ср.: Рим. 8: 28). Они, и когда богаты, спасаются своей щедростью к бедным, и когда бедны, спасаются терпением и смирением.
О смирении
Схимонах Павел весьма прилежал посту, молитве и милостыне, терпеливому несению страданий, нестяжательности и всем прочим добродетелям, но мудро пояснял, что если у человека нет смирения, все эти прекрасные добродетели разоряются.
Один молодой богослов пришел в Рильский монастырь, втайне гордясь своей степенью доктора богословия. Схимонах Павел, уже согбенный 70-летний старец, познакомился с ним, и ему стало жаль эту душу. Он слышал о его степени и однажды сказал ему:
Молодой богослов взглянул на него с удивлением и ответил: — Скажи мне, сколько ты мертвецов воскресил?
— Нисколько.
Старец продолжил:
— Святые отцы, хотя и мертвых воскрешали, всё равно не называли себя докторами. И ты не называй себя так. Это неполезно для твоего спасения!
В другой раз увидел одного юношу, новопостриженного монаха, который расхаживал по монастырским коридорам с четками в руках, время от времени поглядывая на красные узелки на них. Подошел отец Павел к молодому монаху и сказал ему:
— Слушай, милый, я скажу тебе что-то, но только ты не обижайся. Сделай себе черные, простые четки, а эти отдай какому-нибудь архимандриту или другому кому, повыше чином. Вот это, красное, вредит душе. Оно порождает суетность и гордость. Ты еще молодой монах. Кто-то должен тебя наставить на путь. А на меня не сердись, душенька, что скажу тебе еще вот что: не расхаживай с четками, чтобы тебя видели люди. Ведь Спаситель наш учит нас всё делать втайне? Носи четки свои под рясой и, чтобы никто тебя не видел, читай Иисусову молитву. Будем как мытарь, а не как фарисей!
В назидание молодым он приводил и следующий случай:
— Когда я был в Преображенском монастыре, то смотрел я однажды, как один монах кормил монастырских кошек. К деревянной миске с едой неожиданно подошел невесть откуда маленький котенок — тощий и грязный — и давай лакать. Монах стукнул его по голове. Тот сжался, глазенки зажмурил и встал как вкопанный. Немного погодя снова расслабился, шейку вытянул и опять хочет лакать. Монах снова стукнул его. Он опять сжался, однако не убежал, а только глазки зажмурил.
Тогда один старый монах, наблюдавший всё это, сказал: «Эх, отче, если бы и мы были смиренными, как этот котенок, то много преуспели бы в духовной жизни».
— Говорят, что на детей, как малолетних, закон не распространяется, — говорил в другой раз схимонах Павел. — А я нашел и для них один очень полезный закон. Когда провинится какой-нибудь ребенок и надуется, потому что его поругали, пусть мать накажет его вечером в присутствии всех в доме: чтобы он у каждого попросил прощения и поклонился ему до земли. Если смирится так, ребенок изгонит диавольчонка из сердца своего. Пусть мать скажет: «Ну, Марийка, поклонись теперь своему дедушке и поцелуй ему руку, да скажи: „Согрешила я, виновата. Прости меня, дедушка!“».
Потом малышка да обойдет таким образом всех: бабушку, папу, маму, братишек, сестричек, кто постарше, кто помладше — всех! Самый маленький лежит в колыбельке. Марийка и к нему пусть подойдет, поклонится ему и попросит у него прощения. Тогда на душонке у нее полегчает, и она опять будет веселой.
О тернии честолюбия
Все мы носим во внутреннем человеке болезненную колючку честолюбия. Потому, стоит нас только тронуть, мы начинаем кричать, расстраиваемся, негодуем и становимся добычей самых плохих мыслей, доводящих до вражды, злобы и мести. Мы лишаемся мира в наших душах. Однако если мы поддадимся операции смирения и вытерпим боль унижений, то, когда переболит всё, внутренний наш человек выздоровеет, и ничто уже не сможет причинить нам честолюбивую боль.
Лекарство от этой болезни — терпеливое снесение замечаний, упреков, унижений и оскорблений. Если человек смирится, он спасен. В Псалтири сказано: Бог исцеляет сокрушенных сердцем и лечит их скорби (ср.: Пс. 146: 3). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» (Пс. 33: 19).
А чтобы смириться, нужно пройти через испытания. Тогда выяснится, действительно ли ты любишь смирение.
Через поругание идут к славе. Этому учит нас Господь Иисус Христос. И Ему, прежде чем сесть одесную Бога Отца, нужно было пройти по пути мучений и унижений. Но за это, после Его позорной смерти, Бог высоко вознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени (см.: Флп. 2: 9).
Сыны Зеведеевы хотели, чтобы им дано было высокое отличие — сидеть по обе стороны от Христа в Его славе. Но Иисус Христос сказал им: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10: 38). Этим Он хотел сказать: «Если хотите участвовать в Моей славе, участвуйте и в Моих унижениях».
Это касается и нас. Если и мы хотим обрести радость спасения в Царстве Божием и стать одесную Христа, нам нужно пить чашу унижений и стяжать смирение. Все, кто достиг спасения, достигли его не иначе, как через смирение. Кто смиряется, тот будет спасен.
— Содом и Гоморра, — говорил он, — погибли от огня, а «Титанику» Бог послал кусок льда в океане, и лед этот разбил его. Почти все путешественники, две тысячи душ, погибли. А какие богатства, какие каюты и салоны, какие увеселения и музыка были на пароходе! Одного только не было — не было смирения. Такая гордость обуяла всех, что по стенам парохода висели богохульные надписи. «И Христос не может его потопить!» — говорила одна из них. Чтобы показать наглядно, сколь гибельна гордость, схимонах Павел часто приводил в пример «Титаник» — пароход, символ человеческой надменности.
Но вот как раз со стороны этой надписи лед и пробил пароход, и он стал тонуть. А помощи-то нет ниоткуда! Так гордость и разврат были наказаны. Все метались туда-сюда, как обезумевшие, перед неминуемой смертью. Мужчины и женщины, знатные и богатые — все вынуждены были проститься с жизнью. Когда пароход уже стал быстро тонуть, капитан воскликнул: «Все на колени!» И музыка по его приказу заиграла: «Ближе к Тебе, Боже, ближе к Тебе!» Однако было уже слишком поздно!
Если бы Библия не была завершена, в нее могла бы войти и история с «Титаником».
О посте и соблюдении закона Божия
Глядя, как нарушаются посты среди мирян да и среди духовных лиц тоже, схимонах Павел сильно скорбел и говорил:
— Много соблазнов появилось в мире. Люди утопают в них и погибают. Беспутные люди в Ниневии наложили на себя пост, и ради их смирения Бог посредством поста пощадил их. И наши души тоже больны грехом. Бог предписывает нам духовную диету и учит посту, чтобы излечить нас. А мы думаем, что знаем больше Бога, и не слушаем Его. Мы похожи на людей, которые говорят аптекарю: «Оставь, мы сами выберем себе и нальем лекарства».
Хорошо, Бог нас оставляет, поскольку создал нас самовластными. Он не хочет нас принуждать. И мы наливаем себе лекарства сами, однако отравляемся.
Животные ведь засмеют нас. Сколько людей умирает от переедания! А животные и птицы не перебарщивают в еде. Они едят, покуда голодны. Придерживаются естественного закона.
Из-за преступления Божия закона люди потеряли компас в жизни. Забыли и цель земной жизни — спасение души. Увлеклись соблазнами и отклонились от пути. Потеряли направление, заблудились. А всякий христианин — и мирянин, и монах — должен знать, для чего он живет на этом свете, куда направился, куда должен прийти, а зная это — бдеть, чтобы не сменить направление.
Когда я стал монахом, я познакомился с одним учителем-пенсионером. Стефан Хлебаров его звали. Да упокоит Бог душу его! Он был очень мудрым человеком. «Слушай, отче, — наставлял он меня. — Ты пошел сейчас новым путем, но внимай, как ты будешь идти по нему! Ты отрекаешься от мира, но мир не отречется от тебя и будет следить за тобой, как собака гонится за зайцем. Самое важное для тебя — помнить, для чего ты стал монахом и какую цель преследуешь. Смотри, не потеряй верное направление — к Богу, к спасению твоей души! Соблазны встретятся тебе. Они будут стараться отклонить тебя от пути. Но ты иди всё время вперед, со взором, устремленным на Спасителя. Встретишь ли ежа — отодвинь его и смело иди дальше! Встретишь ящерку — спугни ее и продолжай идти! Встретишь ли змею — внимай, как ты с ней справишься! Встретишь медведя — обойди его: ты не можешь тягаться с ним! Но не теряй направления! Иди опять по тому же пути!»
Мы должны быть как корабли. Они отправляются по широким морским просторам, скажем, в Александрию. Волны качают их туда-сюда. Бури отклоняют от пути. Но они знают, куда направились и куда должны попасть. И попадают туда, с Божьей помощью, рано или поздно, если моряки хороши и опытны.- Потому что, — продолжил схимонах Павел, — человек может потерять направление и только в конце, уже став перед лицом смерти, сказать себе: «Увы, куда я направлялся и куда пришел!»
Поучения схимонаха Павла Рильского собрал архимандрит Серафим (Алексиев) Перевела с болгарского Станка Косова, Православно слово № 3 / 2006