Русская линия
Татьянин день Ольга Менчукова20.10.2015 

Путешествие по Транссибу: восемь тысяч двести вёрст красоты

Не проехав от столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским…

С. Ю. Витте

Зачем нам это понадобилось?

Средняя полоса России

Очень многие задавали нам с мужем этот вопрос, за которым следовало: «Да за эти деньги можно слетать в Египет или Таиланд с all-inclusive», «Шесть суток в поезде?!», «Это же скучно!».

Мы не всегда знали, что отвечать. «Скучно увидеть Байкал? Тайгу? Искупаться в Японском море? Прогуляться над бухтой Золотой Рог во Владивостоке? Познакомиться с людьми из других городов и узнать, как они живут? Пересечь насквозь самую большую страну в мире?».

Проехать Россию «от Москвы до самых до окраин» было нашим давним желанием — поезд оказался самым подходящим транспортом. Интриговала и популярность Транссиба у иностранцев: для них по этому маршруту написан не один путеводитель. Почему мы сделали это именно сейчас? Решающим стал не курс валют, а мысль, что мечты нужно осуществлять в отведённое время. Пока нет детей, которых не возьмешь в такой путь, пока мы готовы отказаться от комфорта, пока дорога зовет и волнует.

Россия из окна поезда

Забайкалье

Некоторые из путешествующих по Транссибирской железнодорожной магистрали делают это буквально: садятся на поезд в Москве и через шесть с лишним суток выходят во Владивостоке. Мы решили, что не сравнимся с этими романтиками дороги, и совершали остановки по пути. Наше путешествие заняло две с половиной недели.

Что такое шесть суток в поезде? Это география, изучаемая на ходу, и пейзажи, меняющиеся за окном. Нам особенно повезло: мы отправились в путь в начале осени. Из окна мы смотрели на жёлтую листву, которая облетала с берёз; наблюдали, как природа средней полосы сменялась таёжными лесами; видели луну, серебрящую Байкал, и палатки на его берегах, светящиеся от включённых фонариков; заметили, как пейзаж при приближении к Приморскому краю начал «зеленеть», а у Владивостока раскинулся пышный ковёр из трав и весело искрилось Японское море. Но больше всего запомнилась дикая природа Забайкалья, которой мы любовались двое суток по дороге из Улан-Удэ в Хабаровск.

Забайкалье

Пока за окошком меняются пейзажи и города, за столиком меняются соседи: женщины, едущие навестить родственников; военные, возвращающиеся на службу; железнодорожники, отправляющиеся в командировку на БАМ; иностранцы, тоже путешествующие по Транссибу.

Смысл долгого путешествия на поезде — во всём этом.

Куда пойти? Куда податься?

Екатеринбург. Слева — вокзальный декор, в центре и справа — конструктивистские здания

Слева — сталинский ампир в Новосибирске, в центре и справа — каменная архитектура Иркутска

Семь городов, посещённых по пути (от одного до трёх дней на каждый), мы выбирали, читая отчеты и путеводители. Проехав мимо всех городов европейской части России (до них доберёмся отдельно), мы начали с города, связывающего Европу и Азию, — Екатеринбурга. От Урала направились к Западной и Восточной Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), Забайкалью (Улан-Удэ) и Дальнему Востоку (Хабаровск, Владивосток). Почти в каждом городе есть небольшой исторический центр, и почти в каждом дома разных эпох образуют «годичные кольца». Вот старые деревянные домики с резными наличниками (их из-за пожаров осталось не так много) соседствуют со зданиями рубежа XIX—XX вв.еков (модерн, «кирпичный стиль»), а вот врывается лаконичный конструктивизм 20-х, вслед за которым приходит сталинский ампир 1950-х…

Деревянное зодчество в Иркутске

Хабаровск. В центре — Хабаровский мост через Амур, изображённый на пятитысячерублевой купюре, справа — набережная Амура

Города не смешались у нас в голове: все-таки на облик каждого оказали влияние разные эпохи, культуры и архитектурные стили. Каждому стоит уделить день, чтобы увидеть конструктивизм в Екатеринбурге; моду на серый цвет в многоэтажках Новосибирска и современный креативный Академгородок; малоэтажные старые домики в центре Красноярска и подкравшиеся горы; целые улицы с деревянным зодчеством в Иркутске; яркие и пёстрые буддийские дацаны в Улан-Удэ; набережную Амура, мост и памятник Николаю Муравьёву-Амурскому с 5-тысячной купюры в Хабаровске; мосты, маяки, военные укрепления и перепады высот во Владивостоке…

Красноярский заповедник «Столбы». Справа — кормление бурундука

Байкал

Но поездка будет однобокой, если не уделить время природе. В заповеднике «Столбы» под Красноярском можно забраться на скалы, поразиться таёжным просторам и почувствовать, что стоишь посреди бескрайней страны — а потом снизить пафос, покормив с руки бурундука. Увидеть, как громада Красноярской ГЭС (второй по величине в России) преграждает путь Енисею. Заглянуть в воды Байкала (добраться до него можно как из Иркутска, так и от Улан-Удэ), который местные жители за необъятность прозвали морем, обнаружить за ним снежные вершины гор и сходить в нерпинарий. Искупаться в Японском море, поглазеть на морских звезд и собрать ракушки, разбросанные по берегу…

Владивосток. В центре — мост через бухту Золотой Рог, справа — мыс острова Русский

Осознание, что мы проехали 9288 километров до другого конца России, пришло не тогда, когда на владивостокском вокзале увидели финальный верстовой столб, а на острове Русском, где мы на велосипедах добрались до оконечности одного из мысов и любовались скалами и высокими волнами. Знаете, какое объявление раньше делали в поездах, прибывающих во Владивосток? «Дальше только океан»…

Живая библиотека

Так предлагают руку и сердце любимым девушкам в Екатеринбурге

Можно заранее прочесть книги об освоении Сибири и Дальнего Востока, но вы не узнаете самого интересного, если не будете общаться с людьми. Во-первых, можно заранее договориться о встрече с местными жителями через каучсерфинг (сервис, объединяющий путешественников по всему миру), чтобы увидеть города их глазами. А во-вторых, стоит общаться с попутчиками: среди них много людей, которых едва ли встретишь где-то ещё.

Если «каучсерферы», как правило, дружелюбные, разносторонние и активные, то в случае с попутчиками вытягиваешь кота в мешке. Дорога до Екатеринбурга началась с того, что соседка заняла наше багажное место и отказывалась его освободить, её взрослый сын, ехавший на боковом месте, решил в пять утра громко пообщаться по телефону, а мимо нашего отсека дважды задумчиво прошествовал мужчина с топором в руках. Не то что бы мы не были готовы к познанию такой России… Но обрадовались тому, что остальные спутники оказались необыкновенно милыми людьми.

Дорожные знаки в новосибирском Академгородке

Конечно, за несколько часов человека не «прочтёшь», но все равно мы узнали от «живых книг» очень много. Это истории о том, как…

Памятник лабораторной мыши в новосибирском Академгородке

Но даже не эти истории — главное. Когда-то давно мне попалась переписка человека, которому слали весточки со всего СССР, и я подумала: наверное, свою страну воспринимаешь иначе, если у тебя есть друзья во всех уголках. Когда теперь, с кучей знакомых от Екатеринбурга до Камчатки, я открываю новости, то чувствую, что Россия стала для меня ближе и камернее.

Восток-запад

Буддийские дацаны в Улан-Удэ

По мере того, как мы отдалялись от Европы, переставали быть актуальными многие привычные сервисы: «Яндекс-такси» и Uber, аудиогиды от izitravel, «Макдоналдс»; пропадали крупные гипермаркеты вроде «Ашана», IKEA и Leroy Merlin. В Улан-Удэ я внезапно оказалась без мобильной связи, а мой супруг — без мобильного Интернета.

Пирожные с кедровыми орешками

Чем ближе была Азия, тем больше мы чувствовали её дыхание. Оно стало ощутимым в Иркутске, откуда местные жители довольно часто отправляются отдыхать в Китай, Непал и Индию; где вывеска «горячие позы» обозначает традиционное бурятское блюдо, а китайские студенты приезжают по обмену в местные университеты практиковаться в изучении русского языка. В Бурятии под лобовыми стеклами машин лежат буддийские обереги, а крыш дацанов не меньше, чем куполов церквей. Всё больше попадается подержанных праворульных машин из Японии (во Владивостоке такими являются не меньше 80% легковых авто) и всё чаще встречаются местные жители, до 2015 года ездившие в Китай покупать одежду и технику (после падения рубля всё зеркально изменилось).

Реклама фирмы в Хабаровске, занимающейся доставкой продукции IKEA из других городов

Путешествие на восток — это еще и путешествие в будущее: ваш день будет начинаться на несколько часов раньше, чем у большинства знакомых. Приготовьтесь к звонкам по работе в 12 ночи! Когда мне самой пришлось проснуться в 4 утра, чтобы позвонить в Москву, я живо представила себе работу крупных российских компаний.

Об импортозамещении в сфере туризма

Закат на Байкале

У большинства людей в нашем окружении принято чаще и больше ездить в Европу, давно вошла в моду Азия, многие путешествовали по США, самые отчаянные начали открывать Африку… Поездкам по России препятствует не только дороговизна билетов, но и мысль, что это якобы скучно. В Красноярске мы познакомились с молодым человеком, избороздившим Евразийский континент. Он рассказал, как понял, что у нас «не хуже»: «Когда я был в Германии, местные ребята захотели показать мне какой-то потрясающий, по их словам, вид. Мы долго шли, поднялись на какой-то холм и, наконец, достигли того места. Немцы мне говорят: „Гляди, как здорово!“. Смотрю — вид как вид, у нас в Столбах природа намного величественней. „Эээ, — говорю, — о’кей…“».

Маяк во Владивостоке

«Скучность» путешествий по России оспаривали толпы иностранцев от европейцев до китайцев, встреченных нами за время путешествия. Они сообщали, что мы первые попавшиеся им русские, путешествующие по Транссибу.

Не стоит ехать, если вы хотите побыть расслабленным туристом при экскурсоводе, как следует отдохнуть и получить обслуживание по высшему разряду. Так вы рискуете испортить все впечатления. В вагонах бывает душно. Таксист может заломить высочайшую цену, а после спокойно закурить в машине, не узнав вашего мнения. Не во всех городах есть симпатичная плитка и асфальт без дыр, зато во многих фасады домов изуродованы рекламой. Вы не сможете доказать хозяевам хостелов, что совмещенные санузлы — зло (если кто-то на час занял душ, то в туалет вы не попадёте). В свою очередь, хозяева хостелов убедят постояльцев не пить водку в помещении, но не смогут лишить их права носить треники и кепки. А еще за пределами МКАДа, в тайге, действительно водятся медведи, и иногда это может быть опасно. Ребята, куда вообще вы собрались?!

Мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке

Поезжайте лучше не на отдых, а в экспедицию, где вы не потребители, а исследователи. Может случиться, что и без водки, и без медведей это путешествие станет одним из лучших в вашей жизни. Полный вперёд!

Как подготовиться к путешествию

Тайга в красноярском заповеднике «Столбы»

— Деньги. Самая существенная трата — билеты. За них мы заплатили 26 тыс. руб. на человека, из которых 15 тыс. руб. стоили поезда (преимущественно плацкарта) и 11 тыс. руб. — самолет Владивосток-Москва. Летом билеты стоят дороже. Жилье обошлось нам еще в 4,5 тыс. руб. на человека (три ночёвки в хостелах, три в съемной квартире, две у местных ребят и остальные в поезде). Все прочие траты зависят от предпочтений в еде (кафе и столовые стоят существенно дешевле, чем в Москве, продукты в магазинах — дороже), желания тратиться на развлечения, сувениры и подарки. Мы на это путешествие израсходовали меньше денег, чем тратили до кризиса на сопоставимые по длительности поездки в Европу.

Тайга в красноярском заповеднике «Столбы»

— Когда отправляться. Лучше всего — во вторую половину лета или ранней осенью. Осенью красивее, но холоднее, да и световой день короче. Летом теплее, но если у вас есть планы отдохнуть на природе, позаботьтесь о том, чтобы курортный сезон не совпал с аналогичным «отпуском» у ядовитых медуз-крестовичков (Японское море) или клещей (тайга).

Мост через Енисей под Красноярском

— Как спланировать путешествие. Почитайте отчеты о путешествиях по Транссибу, полистайте путеводители, определитесь с форматом поездки. Исторический центр многих городов вполне можно осмотреть за день, для поездки на природу лучше выделить еще один. Помните, что вы будете постоянно пересекать новые часовые пояса, и если ваш организм будет медленно, но верно к ним адаптироваться, то время, указанное в железнодорожных билетах, останется московским.

Иволгинский дацан в Улан-Удэ

— Что привезти из путешествия. Уральские и сибирские самоцветы, кедровые орешки, байкальского омуля, серу (жевательная смола из Сибири, продается в аптеках и на рынках), красную икру и китайский чай из Владивостока.

Мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке

— Что взять с собой. Легкую и комфортную одежду и обувь для поезда, а для прогулок — одежду, которую можно надевать слоями по мере похолодания. Вместительные сумки или рюкзаки, в которые поместятся все ваши вещи и еда (при сдаче вещей в камеру хранения вы заплатите отдельно за каждую сумку). Портативный аккумулятор (почитайте заранее, возле каких мест в поездах есть розетки: иногда они даже работают). Беруши, контейнеры для лапши, сухой шампунь, запасную карту памяти для фотоаппарата. Карты городов (можно загрузить в электронном виде на планшет) и путеводитель по Транссибу (можно купить в Интернете в электронном виде; самостоятельно собрать информацию обо всем пути вы вряд ли сможете).

Фото автора

http://www.taday.ru/text/2 146 143.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru