Русская линия
Русская линия19.09.2008 

Митрополит Климент: Пора приступить к полномасштабному развитию духовно-нравственного образования в школе
Митрополит Калужский и Боровский выступил против подмены ОПК курсом по истории религий

Митрополит Калужский и Боровский КлиментУправляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал о том, насколько продвинулись власти и Церковь в реализации достигнутых в декабре 2007 года на конференции в Калуге соглашений, согласно концепции включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования предмета «Основы православной культуры» в состав новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Митрополит Климент отметил, что преподавание православной культуры во многих регионах и школах преимущественно ведется за счет регионального и школьного компонентов, но в 2007 году были приняты поправки в закон РФ «Об образовании», отменяющие их. С 2009 года планируется введение нового стандарта общего образования, причем в 14 регионах начальная школа должна перейти на новый стандарт уже с этого учебного года.

Однако, напомнил владыка в решениях конференции содержались рекомендации Российской академии образования, ответственной за разработку нового стандарта: организовать работу на основе указанной концепции. Но «прошло уже более полугода, а работа так и не начата, решение не выполнено. Такая ситуация требует скорейшего исправления».

Митрополит Климент в очередной раз заметил, что как такового, предмета «Духовно-нравственная культура» не существует, но «есть попытки подменить преподавание отдельных предметов по православной, исламской и другим религиозным традициям по выбору на единый и обязательный курс фактически по истории религий, и тот, кто хочет это осуществить, играет на межконфессиональных разногласиях». «Наша позиция в том, — рассказал владыка, — что преподавание религии должно быть раздельным и с соблюдением прав родителей на выбор предмета для их детей». Для интеграции концепции в существующую образовательную систему, уверен архипастырь, нет никаких сложностей, поскольку существует как отечественный, так и зарубежный опыт. Митрополит напомнил, что «Обсуждение и принятие рекомендаций министерству образования проходило в трех комиссиях с участием ученых, представителей разных мировоззренческих групп, религиозных организаций».

При этом владыка подчеркнул, что «реализация данной модели не требует согласования со всеми религиозными организациями». «Удовлетворение в школе специфических образовательных потребностей православных не может ставиться в зависимость от отношения к этому других религий», — подчеркнул он.

Владыка Климент посетовал, что, несмотря на принципиальную договоренность с министерством образования по вопросу включения предмета по православной культуре в основную школьную программу на основе свободы выбора, необходимые для этого материалы в РАО пока не разрабатываются. «Сейчас пора выходить на разработку и принятие полномасштабной государственной программы развития духовно-нравственного православно ориентированного образования в российской школе программы, аналогичной той, которая реализуется по исламскому образованию», — сказал он.

По данным министерства образования и Общественной палаты, наибольшее развитие пока имеет изучение российскими детьми вовсе не православной культуры, а предметов по исламу и иудаизму, — сообщил архиерей.

Иерарх также отметил, что «в процессе поэтапного введения нового стандарта необходимо обеспечить сохранение преподавания православной культуры там, где оно уже ведется. В регионы (Московскую, Калининградскую, Ярославскую и другие области), где в 2008—2009 учебном году проходит апробация нового стандарта, должен быть направлен вариант учебного (образовательного) плана, включающий предмет „Православная культура“ („ОПК“ и другие курсы православной культуры) в основной сетке часов. Такое предложение также высказали недавно ряд академиков и членов-корреспондентов РАО. Мы будем добиваться возможности изучать в государственных и муниципальных школах своих православных традиций и культуры для детей из православных семей. Это не „клерикализация школы“, а нормальная деятельность демократического государства по удовлетворению образовательных потребностей своих граждан». «Наше участие в любых обсуждениях вопросов преподавания знаний о нашей религиозной традиции, духовно-нравственного образования детей на основе наших традиций с министерством, Академией образования всегда будет идти по линии обеспечения гражданских прав православного сообщества (..) Дети будущее нашего народа, их воспитание и образование, их судьба для всех нас должны быть постоянной заботой и приоритетом», — подчеркнул митрополит.

Кроме того, владыка Климент напомнил о том, что 19 сентября будет проводиться большой образовательный форум в Ярославле с подведением итогов ежегодного всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Пройдет обсуждение всех актуальных вопросов, одна из секций будет специально посвящена «проблеме стандарта». «Будем продвигаться в этом направлении и терпеливо разъяснять нашу позицию», — заключил митрополит Климент.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика