Русская линия | 30.08.2008 |
Согласно данным опроса, произведенного в конце августа, у каждого второго россиянина отношение к грузинам после событий в Южной Осетии изменилось в худшую сторону (51% опрошенных). Однако у 41% респондентов отношение к грузинскому народу осталось прежним, а у 2% оно даже улучшилось. При этом, если молодых людей в возрасте 18−24 лет, у которых отношение ухудшилось, — 54%, то уже в возрасте 25−34 лет — 48%. Также 52% 35−44летних и столько же респондентов преклонного возраста (60 лет и старше) изменили отношение к грузинам в худшую сторону. Половина наших сограждан уверены в том, что между русскими и грузинами больше того, что их разъединяет (50%). Хотя 28% все же полагают, что объединяющих моментов больше, чем разъединяющих. Меньше всего опрошенных, которые считают, что между грузинами и русскими больше общего, в группе 18−24 года (21%), а больше всего в группе 25−34летних (32%) и 45−59-летних (31%).
По словам иеромонаха Серапиона (Митько), «сейчас в средствах массовой информации постоянно тиражируется миф о какой-то особой любви русского народа к грузинскому». «Некоторые основания для этого есть, но мы знаем и обратную сторону этого мифа. Мы знаем и то, что еще в советское время отношение к грузинам со стороны нашего народа было сложным, и эта сложность определялась тем, что многие представители грузинского народа демонстративно не разделяли те ценности общественной жизни, которые были присущи русским людям», — сказал отец Серапион. Он напомнил, что в советское время Грузия жила гораздо лучше, чем остальные советские республики, что доход на душу населения здесь был значительно выше. Но русские люди, которые жили тогда в Грузии, хорошо помнят, каким высокомерным было отношение грузин и к абхазам, и к осетинам, и даже к русским, которые жили на этой территории. «Даже в литературе, кинематографе советской эпохи мы встречаем образ грузина, который старается жить по-другому, чем все остальные советские люди», — отметил священник.
Говоря об особой проблеме грузинского исторического мифа, представляющего грузинский народ отличным от других народов Закавказья, особым древнейшим народом, обладающим античной культурой, и констатируя также проблему новоявленного грузинского «империализма», иеромонах Серапион указал на несколько очень важных моментов в истории Грузии, повлиявших на менталитет и самосознание грузинского народа. «Во-первых, этот народ в языковом отношении достаточно изолирован от других народов мира, и при всем разнообразии субэтнических групп замкнут в самом себе, противопоставляя себя всем окружающим народам. Во-вторых, Грузия вляется носителем своеобразной, уникальной, прекрасной, но все-таки, очень местной культуры; но через приобщение к Православию этот народ получил некое вселенское осознание своей миссии, и это осознание сегодня привело к созданию такой маленькой кавказской империи, которую мы наблюдаем сегодня», — отметил священник.
«С другой стороны, есть и другие причины, которые кроются в самом отношении грузин к малым народам. В частности, мы знаем, что Кахетинское царство было вассалом Ирана (Персии), но даже в рамках своей вассальной зависимости оно имело в подчинении некоторые султанаты, расположенные на территории, например, нынешнего Западного Азербайджана. То есть, будучи даже покоренным народом, грузины имели порабощенными и подчиненными другие народы. Безусловно, четко прослеживается и влияние американского империализма», — полагает иеромонах. По мнению отца Серапиона, проблема взаимоотношений грузинского и русского народов заключатся в сегодняшнем отношении к России грузинского руководства и некоторых представителей этого народа в самой России. «До того, как Саакашвили напал на Южную Осетию, он не раз позволял себе оскорбления в адрес Российского государства и национального чувства русских людей, пользуясь той оголтелой риторикой, которая неоднократно звучала в средствах массовой информации. Мы очень любили грузинских артистов, теперь же мы слышим из уст людей, десятилетия живших любовью русских зрителей, откровенную русофобию.»
Священник считает, что следовало бы провести и среди самих грузин соответствующий опрос на предмет их отношения к русскому народу. «Если народ подавляющим большинством голосов избирает себе фюрера, то он не может потом сказать, что он не виноват. Ибо грузинский народ должен знать, что избрание этой власти и выбор такой политики и такого отношения к России является ошибкой», — заметил он, указав и на вину народа Германии после известных событий середины XX столетия. «Я много слышал негативного об отношении грузин к другим христианским народам. Однажды я слышал от одного „очень православного“ грузина, что Христос был грузин. Такой религиозный шовинизм встречается только у поляков, от которых тоже слышали, что Богоматерь являлась полькой. Саакашвили принимает такую польскую русофобскую модель отношения к нашему народу», — подчеркнул священнослужитель.
«Любовь к грузинскому народу, конечно, останется, но мы должны понимать, что грузинский народ не имеет такого же права на нашу любовь, как, например, право на жизнь, свободу и т. д. Право на любовь надо заслужить. Как христиане, мы должны всех любить и прощать, даже своих врагов. Но мы не хотим видеть их как врагов, а хотим видеть в них ближних; и здесь мы стоим перед сложным нравственным выбором. Наверное, эта любовь сохранится и приумножится, потому что мы, русские, умеем прощать. Но если грузинский народ отождествит себя с человеком, который является у них сейчас президентом, то этот народ рискует потерять любовь и поддержку русских людей», — заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия