Русская линия | 21.07.2008 |
В то же время у самих США в этом вопросе есть немалые проблемы. На фоне неудач США Россия действительно вырывается вперед. Так, например, в прошлом году в свой первый рейс по Северному морскому пути отправился современный атомный ледокол «50 лет Победы», который стал самым крупным в мире. В прошлом году российская арктическая экспедиция провела исследования в Северном Ледовитом океане, после которых было объявлено о претензиях на богатый полезными ископаемыми шельф. Другие северные страны не смирились с такой постановкой вопроса и объявили о решимости доказать свое право на эту территорию. В частности, о своих амбициозных планах заявляли Норвегия, Дания и Канада.
ВМФ России уже ответил на претензии Норвегии. Ракетный крейсер российского Северного флота «Маршал Устинов» 17 июля прибыл в район Шпицбергена, чтобы присоединиться к находящемуся там с 15 июля большому противолодочному кораблю «Североморск», сообщает Би-би-си.
Цель походов российского флота — обеспечить безопасность рыбаков в районе, где норвежский флот регулярно задерживает российские суда. Норвегия в одностороннем порядке объявила 200-мильную акваторию вокруг принадлежащего ей архипелага Шпицберген зоной своей исключительной экономической деятельности, в то время, как Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года ей отводится только 12 миль прибрежных вод.
Как отмечают российские военные эксперты, до 1991 года попытки норвежцев проверить российские рыболовные суда встречали отпор со стороны Северного флота. На днях главкома ВМФ по общественным связям Игорь Дыгало заверил, что «заходы кораблей Северного флота в арктические районы будут осуществляться с необходимой регулярностью».
Помимо военного преимущества, Россия имеет и немалую фору в экономическом освоении Арктики. По оценкам экспертов, под ледяной шапкой в районе Северного полюса скрыто не менее 25% мировых запасов нефти и газа. После утверждения экспедицией «Арктика-2007» в августе прошлого года на дне Северного Ледовитого океана российского флага, в России начали всерьез разрабатывать планы по добычи углеводородов на шельфе: по оценкам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, затраты на освоение богатейших месторождений составят 61 триллион рублей. Большую часть этих денег нефтяники рассчитывают получить у государства, для чего предлагают создать нацпроект «Шельф».
В пресс-службе ВМФ США, командующий береговой охраной адмирал Тад Аллен признал, что Россия имеет преимущество в освоении районов Арктики. Во время своего выступления он особо подчеркнул, что российский полярный флот оснащен куда лучше, нежели американский. По словам Аллена, серьезное преимущество России объясняется наличием нескольких атомных ледоколов.
Русская линия