Русская линия | 13.05.2008 |
«Россия, по сути, является президентской республикой, и, по конституции, у парламента достаточно ограниченные возможности участвовать в процессе разграничения полномочий. А, учитывая еще и то, что в этом парламенте доминирует одна партия, причем доминирует полностью и возглавляется премьер-министром, естественно, что у этого парламента полномочия столь же велики, как у этого человека, и столь же малы, как у нас с вами, если этот человек примет другое решение. Поэтому в этой ситуации, в контексте реального политического устройства в России, нельзя, конечно, сказать, что от перемены слагаемых сумма совершенно не меняется, но сказать, что она меняется кардинально и диаметрально противоположно, тоже нельзя», — считает эксперт.
При этом Валерий Расторгуев полностью исключил возможность установления в России двоевластия. «Честно говоря, я думаю, что этот вариант не предусмотрен тем проектом, который сегодня реализуется; а в том, что это детально продуманный и давно подготовленный проект, мало кто сомневается. А если это так, если это единый проект, который осуществляет единая команда, и осуществляет, не сегодня и не вчера, а в течение достаточно длительного времени, то я думаю, в рамках этого проекта предусмотрены все возможные осложнения и аннулированы все мыслимые риски такого рода. Потому что в данном случае делят больше, чем власть; например, когда на Западе делят власть, речь идет о временных уступках, о временных горизонтах в режиме 4−5 или 7 лет. А здесь речь идет о том, что называется словом „навсегда“. Можно потерять рычаги, а, потеряв их, можно потерять и финансовую опору и все вплоть до жизни, потому что современная политика очень суровая, а государство было на грани не банкротства, а распада, а это хуже, чем банкротство. И то, что оно вышло из этой ситуации, не означает, что риск вообще сведен к нулю; тем более, что наши западные коллеги не дадут нам свести его к нулю», — полагает В.Расторгуев.
Политолог уверен, что с избранием Путина премьером роль и власть правительства возрастет. «Ситуация изменится кардинально, учитывая, что в рамках старой системы решения принимал один человек, а теперь эти решения будут принимать два человека, и эти два человека представляют разные уровни высшей власти. Уровни разные — один ниже, другой выше, а реальные полномочия в этой ситуации разделены, если не поровну, то в рамках концепции этого проекта — равномерно. Эта новая ситуация для России, новая в историческом плане. Мы привыкли, что в России редко работали команды; очень часто — командиры, выстроенные иерархически, а в данном случае работает именно команда, хорошо организованная, и это люди, которые называют себя политическими менеджерами, но от этого не перестают быть реальными властителями, при сохранении демократических институтов — в этом тоже русский парадокс», — заметил ученый.
Прогнозируя будущее состояние политической системы России, эксперт подчеркнул, что по мере стабилизации ситуации и снижения рисков станет возможен «крен в сторону парламентаризма, который позволит создать многопартийную систему». «Причем усиливать парламентаризм без этого второго компонента — создания многопартийной системы — это значит идти к диктатуре, поэтому по мере расширения реальных возможностей для демократизации, снизится опасность и внутренняя и, прежде всего, внешняя, и я думаю, что это процесс неизбежный. Это мировой тренд, который Россия не может игнорировать; и чем быстрее произойдет этот переход, тем будет лучше для всех нас. Это, к сожалению, зависит не от нас, и даже не от руководителей России, это зависит от внешнеполитического положения нашей страны, которое пока, на сегодняшний день, неблагоприятно для развития российской демократии», — заключил Валерий Расторгуев.
Русская линия