Монастырский вестник | Иеромонах Аверкий (Мальцев) | 03.10.2015 |
Библиотека Валаамского монастыря была собрана в течение двух периодов. Первый — ХV-ХVI вв. — создание книгописной мастерской, начало формирования книжного собрания монастыря, и второй период — ХVIII-ХIХ вв. — ее возобновление и значительное пополнение.
Библиотека, из-за неоднократных разорений монастыря, не сохранила древних письменных памятников, документов по истории обители, в том числе и рукописей валаамских иноков. Как видно из надписей на некоторых книгах, фонды вновь стали пополняться в начале XVIII в.
В XIX веке большой вклад в развитие библиотеки Валаамского монастыря внес игумен Дамаскин (Кононов), сам интересовавшийся литературой и писавший духовные стихи. Отец Дамаскин не жалел ни труда, ни денег для покупки печатных книг, а также редких рукописей. Одним из ранних послушаний игумена являлось переписывание книг и рукописей, утраченное в других монастырях, но сохранившееся еще на Валааме в его время. По благословению отца Дамаскина была проведена каталогизация библиотечных книг, организован учет выдачи литературы. Он сам следил за бережным обращением с книгами, для этого отец Дамаскин с журналом в руках периодически посещал кельи иноков, проверяя сохранность книг.
В годы своего игуменства отец Дамаскин непрестанно пополнял монастырскую библиотеку. Радел настоятель и о просвещении братии, приобретая для монастырской библиотеки наряду с духовной литературой учебники, научные издания, брошюры по сельскому хозяйству и различным ремеслам. Было приобретено много ценных книг и рукописей, как например Патрология Миня. К началу XX века Валаамская библиотека насчитывала более 20 000 томов.
+ + +
Когда мы слышим словосочетание «монастырская библиотека», наше воображение рисует помещение со старинными фолиантами, рукописями и свитками, которые и трогать страшно. А что же на самом деле представляет собой современная библиотека Валаамской обители? Какие здесь хранятся книги? И нужен ли сегодняшним монахам Интернет? Обо всем этом мы побеседовали с библиотекарем монастыря, иеромонахом Аверкием (Мальцевым).
— Отец, Аверкий, из истории Валаамской обители мы знаем, что в советские годы монастырь был разрушен, выходит нынешняя библиотека создавалась с нуля?
— Да, конечно, можно сказать, что с нуля. Монашескую жизнь на Валааме начали возрождать с 1989 г. Первоначально книги приобретались игуменом Андроником (Трубачевым) и находились в его покоях. В 1994 году обитель получила помещение в здании Водопроводного дома, и книги по благословению уже игумена Панкратия (Жердева) были перенесены на новое место. Лето 1994 года можно считать началом возрождения библиотеки Валаамского монастыря.
— А чем занимается монастырская библиотека?
— В библиотеке работа идёт постоянно. Что-то делаешь сейчас, что-то откладываешь на потом, на всё времени не хватает. Сейчас стали заниматься реставрацией обветшавших книг. Таких специалистов у нас немного, но их трудами появился большой раздел восстановленных книг, в том числе и букинистических. Есть в библиотеке и свои сокровища дореволюционного издания. К сожалению, не осталось книг из библиотеки старого Валаама. В марте 1940 года после окончания советско-финской войны около 20 тысяч экземпляров книг были вывезены на материк в Финляндию. Ныне они находятся в Ново-Валаамском монастыре. Из оставшихся в опустевшей обители 10 тыс. экземпляров книг, примерно 800 экземпляров были отобраны в фонды специалистами библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, а остальные разошлись по России или просто сгорели в печках местных жителей.
— Что бы вы хотели вернуть из Финляндии, из Нового Валаама?
— Конечно, раритетные книги Старого Валаама и главные святыни обители, начиная с Валаамской иконы Божьей Матери и заканчивая серебряной ракой прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, хранящиеся в Ново-Валаамском монастыре. В библиотеке Нового Валаама в Финляндии имеется самое обширное в Западной Европе собрание русской православной литературы, которое насчитывает примерно 30 000 книг, периодических изданий и рукописей. Самые древние из них — XVII века. Это духовное наследие Старого Валаама. В начале 2000-х годов по благословению настоятеля Ново-Валаамского монастыря архимандрита Сергия мы сняли ксерокопии с небольшой части архива Старого Валаама, но, конечно, это недостаточно. Если будет на то воля Божия и благословение священноначалия обителей, хотелось бы и дальше продолжить эту работу. А если говорить об оригиналах, то вопрос о возвращении и не стоит. В Финляндии сформирован целый музей на наследии Старого Валаама, и паломники едут в эту страну именно за тем, чтобы посетить этот музей. Само собой, монахи Ново-Валаамского монастыря считают себя наследниками, и вряд ли есть смысл вести какие-то переговоры. А вот из конкретных книг, оставшихся в наличии у нас, я бы назвал одно издание старо-валаамского монастыря — это, кстати, не православная книга — «Подражание Христу» католического монаха Фомы Кемпийского. Скорее всего, она выдавалась только ограниченному количеству иеромонахов, потому что тот же святитель Игнатий (Брянчининов) предостерегал против чтения этой книги: «оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием…».
— Что удалось восстановить из библиотеки Старого Валаама?
— Если мы говорим о книгах, то многое просто было уничтожено, ведь монастырь был разорён. Да и что могли вывезти, когда уезжали на грузовиках по льду? Например, увозили маленькие колокола, а большие были вынуждены бросить. Сейчас эти тридцать тысяч книг, которые были в том монастыре, восстановить невозможно. Из пятнадцати тысяч книг, сегодня составляющих библиотеку Валаама, практически все нового издания. В дореволюционное времена Российское государство более заботилось о церковном просвещении народа. Хотя и сейчас выпускаются новые книги и, дай Бог, чтобы люди их читали.
— Отец Аверкий, у вас есть возможность обратиться к нашим читателям: возможно, у кого-то в миру хранятся старинные книги дореволюционного издания, а монастырь испытывает в них потребность.
— Если говорить о православной литературе, о трудах святых отцов, о житиях святых, о богослужебных книгах именно старых изданий, то я думаю, что эти книги должны быть в церковных библиотеках, а не лежать мёртвым грузом. Я сейчас говорю не только о нашей библиотеке, ведь и при храмах организованы приходские библиотеки. И, если эти книги нуждаются в реставрации, то мы как раз могли бы их восстановить, чтобы они и дальше служили людям. Я сам взял себе пару таких книг в келью, и с радостью читаю эти старые издания.
— Мы живем в эпоху Интернета, а каково Ваше отношения к этому вопросу?
— Это палка о двух концах. Есть свои и плюсы, и минусы. Нельзя говорить о каком-то явлении, что оно абсолютно отрицательно. Например, даже присутствие сатаны в Раю имело свой смысл. Или присутствие Иуды среди учеников Спасителя тоже имело свое значение. Конечно, Иуда осуждён всеми и он сам себя приговорил, но, тем не менее, он выполнил определенную «миссию», назовем это так. Т. е. зло существует как «пробный камень», но оно так же может привести и к добру. Господь устраивает все так, что все плохое, происходящее с нами, вызывает у нас духовный рост, если мы, конечно, преодолеваем эти испытания.
И в Интернете тоже есть свой «пробный камень» — огромное количество развращающей информации. Слава Богу, что у нашего монастырского Интернета стоят прочные фильтры, отсекающие такие сайты. Это трясина, которая может надолго затянуть человека. Так что, я за такой Интернет во всём мире, в котором были бы запреты и ограничены подобные ресурсы. А те, кто хочет посещать сайты, где царят насилие, блуд и жестокость, — пожалуйста, пусть приобретают лицензии, платят за это. Кстати, в Англии и было спланировано два варианта выхода в Интернет — «домашний Интернет» для общего пользования и частные каналы за дополнительную плату.
Но нельзя отрицать, что Интернет — это и огромные возможности справочного характера. И даже если ты не можешь позволить себе купить книгу, ты можешь её прочитать в электронном виде. Это значительно облегчает пользование сокровищницей мировых знаний. Или у человека проблемы со зрением, то он может послушать аудиозаписи, в том числе Священное Писание. Сейчас есть очень хорошие аудиокниги, которые я сам с удовольствием слушаю. То есть, возможности Интернета можно использовать по-разному. И, конечно, не нужно к этому привыкать, потому что всякая вещь может перерасти в страсть. Я бы для себя определил время пребывания в Интернете — один час в день, чтобы не впасть в зависимость.
— Как вы думаете, что будет с современными книгами и библиотеками, с современным книгопечатанием через десять — двадцать лет?
— С появлением электронных носителей даже у нас гораздо уменьшилось посещение библиотеки. За последние 3−4 года это стало очевидно. Приходящие в Валаамскую библиотеку, в основном пользуются не бумажными книгами, а нашим православным сервером. Можно сказать, что за «живыми» книгами приходят считанные единицы из братии. Это современная реальность. Есть, конечно, и те, кто имеет свою келейную библиотеку, сформированную за годы пребывания в монастыре, и это радует. Но, скорее всего, все современные библиотеки со временем перейдут на электронные книги. У нас уже есть свой электронный банк данных, со своими записями. Братии даже не надо пользоваться Интернетом, а только тем, что мы уже для них накопили.
— А сколько это примерно в гигабайтах?
— Мы уже накопили порядка четырех терабайт — это и аудио, и видео, и тексты. И это только православная информация.
— Сейчас все ищут духовно опытных отцов, а может ли книга их заменить?
— Есть выражение Максима Горького: «всему хорошему во мне я обязан книгам». Но это не подходит для верующего человека, потому что всем хорошим мы обязаны Богу, но книга, начиная с Библии, есть величайшая наша сокровищница. Иногда брат тебе что-то подскажет, и это будет гораздо полезнее всяких книг и старцев. Я бы сказал, что общежительная форма монашества в этом смысле очень помогает. Поэтому считается, что общежительные условия это самый лучший путь спасения в монастыре — не скитское жительство, не отшельническое, а именно общежитие.
Мы плохо знаем церковные уставы, тот же Типикон. А ведь там расписаны очень многие моменты — сколько раз питаться, когда питаться, даже указаны часы. Пусть Типикон написан для монастырей, но даже многие отцы Церкви говорят, что Типикон это идеальный вариант, по которому мы все можем ориентироваться.
— А какую книгу из библиотеки Старого Валаама Вы бы сейчас переиздали?
— Я бы переиздал Валаамский обиход пения, 1909 года издания. Мы поём именно по этому обиходу. Эту книгу спрашивают многие певчие для практического использования в своем приходе.
— Отец Аверкий, что тяжелее — быть библиотекарем или священником?
— Быть библиотекарем гораздо легче, если любишь книги. Я с детства любил читать, и, конечно, очень доволен своим послушанием. Слава Богу! А быть священником для меня — «достаточно высокая планка». Есть очень хорошее выражение, что монах — это человек, максимально стремящийся к единению своей души с Богом, и больше ничего для такого человека не нужно. Или призыв апостола Павла «непрестанно молитесь» — насколько он может быть выполним? Допустим, когда человек спит или занимается делами, насколько усердно он может при этом молиться? Я думаю, что этот монашеский идеал достижим очень немногими, даже в монастырях. И мы видим, сколько людей уходят из монастырей даже через десятилетия нахождения в обители. Уходят в мир, или вообще уходят из Церкви, от Бога, потому что религиозный путь очень непростой. Мы понимаем, что если человек живёт без Бога, без веры, то он находится на каком-то нижнем уровне и выше он уже, возможно, не поднимется. Человек трёхсоставен — тело, душа и дух, и эти три части должны действовать совокупно и получать свой хлеб насущный. Но другое дело, что из этого превалирует? У монаха и христианина должен превалировать дух. Но, тем не менее, мы же не можем отказаться от пищи? Или от созерцания? Некоторые преподобные даже отказывались на небо смотреть, на красоту звёздного неба, на солнце — закрывали глаза. Кто из нас может вести такой образ жизни? Есть такое выражение — спастись практически невозможно, но стоит попробовать.
Журнал «Монастырский вестник» № 12, декабрь 2014 г.