Русская линия
Русская линия Денис Тихомиров05.07.2005 

Русско-сербское братство

Введение.

Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России —
Нет, вам её не запрудить!..

(Ф. Тютчев)

После гибели Византийской империи, последовавшей за падением Константинополя (29 мая 1453 г.), Россия и Османская империя объявили себя её наследницами. При этом Османская империя обладала территориальным наследием Византии, а Россия — культурным. Это привело к многочисленным русско-турецким войнам, которые «происходили 240 лет подряд: в 1676—1681, 1695−1700, 1710−1713, 1735−1739, 1768−1774, 1787−1791, 1806−1812, 1828−1829, 1853−1856, 1877−1878, 1914−1918 годах»1.

Цели России в этих столкновения заключались в укреплении позиций империи на Балканах и Дунае.

Русские стремились поддержать страдавших от османского гнёта единоверцев: православных греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын, молдаван, грузин и христиан григорианского толка — армян. Также России не давала покоя мечта о Константинополе. Присоединение его было важно не столько, как новое территориальное приобретение империи, сколько, как символическое торжество православия над мусульманством и католичеством, освобождение Святой Софии от «неверных». Оно ещё раз подчеркнуло бы наследственную связь между Византией и Россией.

И в этой борьбе с Турцией у русских появились верные союзники: южные славяне. Южнославянские партизанские отряды активно сотрудничали с Россией в ряде русско-турецких войн. Это постепенно привело к формированию панславизма — идеи объединения славян под властью православного русского царя. Столицей общеславянского государства должен был стать Константинополь. Наиболее активными сторонниками данной идеи стали Ф. Тютчев, К. Леонтьев, а затем, позднее, Данилевский. Последний доказывал, что противостояние Европы и России — это не противостояние Запада и Востока, а борьба Романо-германского и Греко-славянского миров, из которых первый является наследником Римской цивилизации, а второй — Греческой.

Постепенно из идеи панславизма выделилось такое понятие, как русско-сербское братство, которое существует и по сегодняшний день.

Но отношение России к Сербии в конце XX- начале XXI вв. намного отличается от того отношения, которое было в 18−19 вв. В то время нас объединяла общая религия — Православие, борьба с Османской империей, недоверие к Западной Европе и стремление к укреплению позиций Российской империи на Балканах.

Южные славяне считались нашими «младшими братьями», которым мы, как старшие — должны были помочь. Сегодня же роль Православия изменилась, поэтому больше в стремлении к объединению играют общие происхождение, культура, нравственные ценности и, конечно же, традиция русско-сербского военного братства.

А суверенитет Сербии склоняет нас считать их не младшими, а равными себе. Внешняя угроза тоже изменилась с Османской империи на мусульманских экстремистов и поддерживающий их Северо-Атлантический союз (НАТО). Если раньше нашей целью была идея общей монархии (над всеми славянами должен стоять единый православный русский царь), то сегодня она сменилась на идеи объединения России и Сербии с Белоруссией в политический союз или создания Немецко-славянского союза на основе общей индоевропейской культуры в противопоставление атлантистам.

Появился и новый фактор — наше политическое положение приближается к положению Сербии. Во многом и Россия, и Сербия противоречат Европейскому союзу. Российская Чечня и сербское Косово заставляют нас понимать проблемы друг друга.

Военно-политическое вмешательство в дела Сербии со стороны России связано со стремлением защитить права славян страны и доказать справедливость борьбы сербов с албанцами. В своём труде «Биология войны» Г. Ф. Николаи пишет про борьбу: «это право единственное, которое можно вообще признать подлинным естественным правом». И вообще, если говорить о правах, то по какому праву албанцы могут взрывать чужие церкви, сжигать чужие селения и настаивать на отделении Косова от Республики Сербии и Черногории (бывшей Югославии)?

Э. Кабэ пишет: «Какие права считаются естественными? — Главные из них: право существования и право использовать все свои физические и умственные способности». Как мы видим, албанцы в Сербии нарушают одно из главных естественных прав любого человека — существовать.

Современная экспансия со стороны НАТО, а также насаждение среди славянской молодёжи различного рода псевдоценностей со стороны Запада заставляют славян стремиться к объединению, взяв общеславянскую культуру в качестве идеологии, которая может дать отпор враждебному для славян влиянию.

Кроме того, после развала Советского союза и падения социалистического строя в России появилась потребность в смене ценностных ориентиров. При этом западная «теология рынка» совершенно не подходит для русского менталитета. Я считаю, что сегодня ближе всего для России возвращение к православным и другим традиционным ценностям. И само по себе это обуславливает сегодняшнюю потребность России стремиться к созданию Греко-славянской цивилизации от Камчатки до Балкан, а также поддерживать сербов в Косовском конфликте, поскольку в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «православный христианин призван любить своё отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру…»1

История русско-сербских отношений.

«Возьми свой меч — будь Сербии сестрою,
Напомни миру сгинувшую Трою!»
(С. Есенин «Греция») 4

Впервые на южнославянские народы, как на потенциальных союзников обратил внимание ещё Пётр I, планируя поднять на войну с Турцией Европу. Однако его планы так и не осуществились.

Дипломатические отношения между Россией и Сербией исторически складывались неоднозначно. Поначалу территория Балканского полуострова находилась под влиянием Османской империей, а затем Турция начала терять свои позиции и данная территория начала переходить под влияние Австро-Венгрии, Германии и России. Об этом говорили такие международные договоры, как Адрианопольский мир 1829 г., вследствие которого Россия получила земли на левом берегу нижнего Дуная и восточный берег Чёрного моря, Астрахань. Молдавия, Валахия и Сербия получили автономию под покровительством Российской империи, декларация в Балта-Лимане 1849 г., в результате которой было установлено наблюдение в Молдавии и Валахии русскими и турецкими комиссарами. Затем были заключены консультативное соглашение 1873 г. с Австрией, Берлинский меморандум 1876 г. с требованиями к Турции, соглашение об оккупации Боснии и Герцеговины Австрией, а Юго-Западной Бесарабии — Россией 1876 г., секретная конвенция, которую подписывает Австрия о благожелательном для России нейтралитете в случае войны с Турцией 1877 г. Значительную помощь сербам оказали русские в Русско-турецкой войне 1877−1878гг. (см. Приложения, иллюстрации и фотографии).

По окончанию последней был заключён Сан-Стефанский мир 1878 г., давший Черногории, Сербии, Румынии и Болгарии независимость и укрепил позиции Австро-Венгрии и России на Балканском полуострове. Дальше последовал Константинопольский договор 1879 г., утвердивший изменения в Сан-Стефанском договоре, принятые на Берлинском конгрессе, договор о нейтралитете России с Австрией и Германией 1881 г., встреча Александра III с Вильгельмом I 1881 г., соглашение о сохранении равновесия на Балканском полуострове 1897 г. России и Австрии.

В конце XIX века на территории Австро-Венгерской империи проживало множество славянских народов, из которых чехи и словаки составляли 16,5% всего населения страны, 16,5% - сербы и хорваты, 10% - поляки, 8% - украинцы и словенцы. Это порождало немало конфликтов внутри империи, так как славяне стремились к национальной независимости. Хорватские, сербские, румынские крестьяне часто трудились на венгерских магнатов, украинские же крестьяне — на польских помещиков. Это неравенство ещё более усугубляло межнациональные конфликты Австро-Венгрии. Аннексия Австрией Боснии и Герцеговины октябрь 1908 г. вызвала резкое обострение в отношениях между сербами и австрийцами. Сербия подвергла австрийскую политику критике и Российская империя её в этом поддержала.

Кульминацией конфликта стала пропагандистская борьба между «Военной партией» Австрии, которая боролась за подготовку к войне с Сербией против сербских и хорватских националистических организаций, желавших поднять освободительное восстание среди южных славян, живших на территории Австро-Венгрии, с целью создания единого Югославянского государства.

При поддержке России и согласия на то Франции и Англии был заключён союз трёх государств: Болгарии, Сербии и Греции март 1912 г. Своей целью союз ставил отобрать у Турции и разделить между собою территорию Македонии. К союзникам присоединилась Черногория на основе устного договора с Болгарией.

В октябре в 1912 г. началась война с Турцией, названная Первой Балканской. Союзники в ходе войны подошли к Стамбулу. 21 апреля 1913 г. к ним примкнула восставшая Албания и провозгласившая свою независимость.

Лондонский мирный договор утвердил переход почти всей, исключая Стамбул, европейской территории Турции к победителям 21 апреля 1913 г.

Вскоре после победы в Первой Балканской войне бывшие союзники начали междоусобную войну, которую назвали Второй Балканской. В ней Россия снова поддержала Сербию. Мирный договор в Бухаресте 10 августа 1913 г. был подписан на выгодных для Сербии условиях. Она получила большую часть Македонии. Но сама война накалила ситуацию на Балканах.

28 июня 1914 г. сербский националист из организации «Чёрная рука» Гаврила Принцип убивает эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда, главу «Военной партии» в Сараево.

Это убийство знаменует начало Первой мировой войны. Австро-Венгрия выдвигает унизительные и практически невыполнимые для Сербии условия (немедленно распустить антиавстрийские организации, уволить за антиавстрийскую пропаганду со службы всех, на кого укажут австрийцы и допустить к расследованию убийства Франца Фердинанда австрийских чиновников). Эти условия Сербия выполнить не смогла, не смотря на все попытки решить проблему миру, и Австро-Венгрия объявила ей войну 28 июля 1914 г. Россия, стремившаяся сохранить своё влияние на южных славян, а также опасаясь за судьбу Сербии, быстро провела мобилизацию и вступила в войну.

Этими действиями она предотвратила поражение сербов, заставив австрийцев перекинуть свою армию из-под осаждённого Белграда навстречу российской армии. Сербское восстание в тылу немецких войск ослабило фашистское наступление на Москву 1941 г. За четыре года сербы уничтожили около полумиллиона немцев, а затем Красная армия помогла им освободить северо-восточные районы Югославии и Белград осень 1944 г. Среди сербских повстанцев преобладали коммунисты, а потому после войны они занимали ведущую роль в югославской политике. К власти пришла Коммунистическая Партия Югославии (КПЮ) с Тито Иосипом Брозом во главе, состоявшем когда-то в Коминтерне и возглавлявшем Национально-освободительную армию Югославии (НОАЮ). Это сблизило Югославию с Советским союзом.

Однако в 1948 г. Сталин потребовал от югославского руководства координации его внешней политики из СССР. КПЮ отвергло это требование. За это она была обвинена в отступлении от марксизма-ленинизма, а также в буржуазном национализме. Это вызвало конфликт КПЮ с КПСС и некоторое время Югославия и Советский союз были в холодных отношениях друг с другом. Но затем социал-демократы КПЮ сдали свои позиции и уступили левым социалистам, сторонникам сталинской политики.

КПЮ сменил Союз коммунистов Югославии (СКЮ), который создал во многом сходную со сталинской модель социализма. А то есть, монополия партии на власть, административно-командная система управления, господство общественной собственности над средствами производства.

А вот ещё интересный момент в русско-сербских отношениях. На территорию Российской империи Австро-Венгрия разрешила уйти около полутора тысячам сербов. Им разрешили поселиться на границах с Крымским ханством. Крепость, которая была основана для них в 1752 г., называлась Новой Сербией. И там русские казаки и сербы совместно защищали границы России от крымских татар и турок.

Во время Октябрьской революции вместе с Белой гвардией сражались против Красной армии панслависты из различных славянских стран — сербы, поляки и чехи. В декабре 1941 г.

Русские же поддержали сербов в Гражданской войне в Боснии 1992 — 1995гг., и когда начался Косовский конфликт 1999 г.

Русский доброволец Гражданской войны в Боснии Михаил Поликарпов в своей книге «Русская сотня. Наши в Сербии» пишет:

«Феномен добровольческого движения органично вписан в русскую традицию.

Русский офицер, грек по национальности, Ипсиланти «со товарищи» пытаетсяосвободить Грецию в 1821 году; русские добровольцы генерала Черняева воюют в той же Боснии в 1870-х годах. Мне довелось прочесть книгу Николая Максимова «Две войны», посвященную действиям русских добровольцев во время антитурецкого восстания сербов в 1870-х годах, а затем — Российской Армии во время освобождения Болгарии. В книге много параллелей с недавними событиями. Еще больше позабавило меня то, что я нашел там своего однофамильца. Какой намечается сюжет — имеющий к тому же реальную подоплеку! Некая генетическая тяга на Балканы господ (граждан) Поликарповых. Быть может, предка и потомка, разделенных пятью поколениями. Но это — для авторов художественных книг"

Как мы видим — русские и сербы на протяжении всей истории поддерживали братские отношения.

Враги славян всегда опасались проявлений панславизма. Это доказывает и то, что Австро-Венгерская империя постоянно мешала русским создавать единое Славянское государство, которое могло бы угрожать Австро-Венгрии, Турции и всей пангерманской Европе. Разве не подтверждают боязнь европейцев к славянам слова германского императора Вильгельма II Гогенцоллерна: «с сербами надо покончить, и именно сейчас!»?

Почему Вильгельм так спешил? Просто он знал, что сербов поддерживает Россия, а также все славяне, находящиеся под властью Австро-Венгрии. Именно среди угнетённых австрийцами славянских народов появились первые панслависты. Люди, верящие в объединение всех славянских стран в единое Славянское государство.

Это была самая страшная для врагов славян идея. Мыслимо ли, что появится огромное славянское государство из России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Болгарии, Сербии, Черногории, Далмации и Македонии. Не удержусь от пафоса: если русские отдельно от остальных славян не дают покою могучему и сверхразвитому Западу, то понятно, отчего идея панславизма вызывает такую агрессию со стороны него сегодня.

Русско-сербские отношения сегодня.

Для нас, для славян, для потомков героев,
Что некогда жили в бескрайних снегах,
Лишь призрак-Полтава, лишь тень — Куликово,
Лишь сон — Кунерсдорф, Порт-Артур, Сталинград…
(И. Маслов)

Братские отношения между Россией и Сербией — основа современного панславизма. И их поддерживают и политологи России, и многочисленные патриотические движения и партии, и рядовые русские люди.

Вспоминает Игорь Г. из 2-го Русского Добровольческого Отряда в Боснии 1992−1993 гг.:

«Отряд, то увеличиваясь, то сокращаясь (от 10 до 25 человек — так колебался его состав), переезжая с места на место, существовал до ноября 1993 года, когда его знамя сдали в Русскую Церковь, а оставшиеся люди перешли в 3-й РДО. Отряд воевал под Вышеградом до середины февраля 1993 года, потом, до конца марта, — под Тузлой. Дальше он переехал в Подграб и в Сараево. Менялись люди (автор вернулся в Россию в начале апреля 1993 г.), менялись командиры. Были неудачные и удачные бои, трофеи, потери…

Описать всю историю отряда в журнальных статьях сложно, да и не нужно. Это под силу лишь целой книге. Тем более что были и другие отряды — 1-й РДО в г. Требине, 1, 2 и 3 сводные казачьи сотни в Вышеграде, ещё действует 3-й РДО под Сараево.

В заключение хочется сказать только, что мы гордимся нашей принадлежностью к 2-му РДО, внесшему небольшой, но всё же реальный вклад в защиту Сербской Боснии, в сохранение традиций русско-сербского военного братства"

Поделюсь своими наблюдениями. Привожу слова своих знакомых:

Мой друг — Антон Соловьёв, однажды, при встрече, это было ещё в 1999 г., сказал мне: «Американцы бомбят нашу Югославию…» Другой мой друг — Алексей Терехов, отец которого был дипломатом на Балканах (и вследствие этого Алексей тоже бывал в тех местах) заметил, что балканские народы не такие сильные люди, какими представляю их я. «Я был в Албании, там люди слабые духом, вот сербы да, они сильные» — добавил он.

Также приведу слова Михаила Поликарпова:

«Итак, в 1991—1992 годах Югославия, как и Советский Союз, распалась. Сербы вне старой союзной республики Сербия создали два своих непризнанных «цивилизованным миром» государственных образования — Сербскую Краину во главе с Миланом Мартичем и Республику Сербскую в Боснии — с куда более известным Радованом Караджичем у руля.

Босния. Почему это слово отзывается такой болью в моем сердце…

В Югославии Босния считалась уникальной природной крепостью, труднодоступной для вражеских армий, оправдавшей свое реноме еще полвека назад. И потому-то здесь сосредоточен основной военно-промышленный потенциал погибшей Югославии — в случае войны Тито был готов тут сражаться хоть с НАТО, хоть с Советским Союзом. Но когда крепость неприступна для нападения извне, надо что? — поднять мятеж, расколоть ряды ее защитников.

Когда Югославия распалась, боснийские сербы, фактически брошенные на произвол судьбы официальным Белградом, создали свою собственную республику во главе с поэтом Караджичем.

Борьба шла на два фронта — против хорват и мусульман. В этой войне хорват и мусульман поддерживают США и многие европейские страны, Турция и Саудовская Аравия. У них — миллиарды долларов и горы оружия. У сербов Караджича — ничего, кроме храбрости и упорства. И мое место ТАМ"1

Последние события в Косово и Метохии вновь подтвердили дружбу наших народов. На снова всколыхнувшийся конфликт сербов и албанцев перед албанским посольство в Москве был устроен митинг 3 апреля 2004 г. (см. Приложения, иллюстрации и фотографии).

Над митингующими реяли чёрные знамёна с ликами Спаса, плакаты с фразами «Запись в Движение Против Нелегальной Иммиграции», красные знамёна с серпом и молотом от НБП (Национал-большевистская партия), знаменитый сербо-русский флаг, Андреевские флаги (наши государственные флаги — триколоры), державный флаг России, лик почти святого Евгения Родионова, погибшего в Чечне, отказавшись отречься от Православия.

И в этот момент во многих странах мира по телевизорам показывали этих людей, которые бросили работу, свои домашние дела и прочие повседневные заботы, приехали из разных городов. Всё, для того, чтобы именно сегодня явиться сюда, именно на эту площадь и устроить митинг в поддержку далёкой, но любимой и родной Сербии, где сейчас сражались братья с порождениями зла, которых и людьми-то трудно назвать. Албанцами, взрывающими православные храмы, разоряющими могилы, лишая кости умерших земли, хоронящими в сожженных сёлах трупы убитых ими же сербских девушек только из-за того, что те родились сербиянками и православными. Оскорбление могил, кстати, запрещено статьёй 17 Женевской конвенции и этой же конвенцией отмечены права гражданских лиц на уважение их личности, религиозных убеждений и обрядов, а также запрет на запугивание и любые акты насилия (Раздел III Ж.К. ст.27) и террор против них (Раздел III Ж.К. ст.33), но албанцев вряд ли это интересует.

Души и сердца русских людей в этот час были с сербами и с Косово. Как раз за 7 дней до Пасхи, когда в этот священный праздник всех христиан НАТО начало бомбить Сербию каких-то пять лет назад, нарушая тот же Раздел III Ж.К. ст.27… Это не только сербская война, но и «ЭТО НАША ВОЙНА!»

Известен лозунг сербов: «Нас 120 миллионов!». Ведь самих сербов явно и половины этой цифры не наберётся! Они имеют в виду ещё русских, своих братьев, этими словами. Моя знакомая писательница, пишущая под псевдонимом Elephant, вот что рассказала мне:

«Однажды в Югославии гид, который провел со мной весь день, отказался взять деньги. На мои уговоры, он сказал фразу: «Бог на небе, а русские на земле».

Из статьи Натальи Лебедевой:

«В субботу в серии «Жизнь замечательных людей» по ОРТ рассказывали о знаменитом режиссере-философе Марлене Хуциеве. Будучи человеком уже далеко не молодым, прошедшим войну, много видевшим и перечувствовавшим, он произнес замечательные слова: «Россия внесла громадный, удивительный вклад в историю человечества. Если бы русские вдруг восприняли идеологию прагматизма и стали бы согласно ей жить, это было бы для Земли такой же катастрофой, как если бы она разом лишилась своих зеленых покровов».

Хуциеву вторит принц Сербский Станислав, сын последнего короля Сербского Александра Карагеоргиевича, убитого в 1934 году в Марселе. Принц Станислав был вынужден эмигрировать в Англию, а сейчас вернулся на родину, чтобы продолжить дело своих предков и сохранить их наследие. Вместе с женой-англичанкой и двумя сыновьями он остается под бомбами в Белграде. Передавая сердечный привет русскому народу, он с волнением сказал: «Спасибо вам за поддержку. Без этой поддержки мы не имели бы никакой другой, так как у нас нет друзей за рубежами родины. Особенно мы благодарны Его Святейшеству Патриарху Алексию II за то, что он встал на защиту не только Православной Церкви, но и всего сербского народа»"

Два года назад я впервые захотел разобраться до конца, кто более прав? Сербы или албанцы? Хотя симпатии были на стороне сербов, но… Я не безголовый фанатик, а разумный человек.

И вот я просмотрел небольшой архив старых новостей в газетах. Перед моими глазами предстали селения, где захоронены албанскими террористами останки мирных сербов, разграбленные и поруганные православные храмы, как Симонида, продажа наркотиков албанцами среди сербов, пытка в албанских застенках сербских журналистов, писавших статьи о сербо-русской дружбе. Пытка, к слову, тоже запрещена ещё на Женевской конвенции в главе VIII ст. 50.

В бессильной ярости я отшвырнул газеты. Отчаянье, желание помочь хотя бы мыслями, словами сербам — вот что охватило меня!

С тех пор я стал в ряды сербофилов, коих сегодня много среди националистов, коммунистов, национал-большевиков и идейных демократов. Сербофилы — так называют людей, поддерживающих действия сербов на Балканах и высоко ценящих русско-сербское братство. Нередко они интересуются сербской культурой, историей, литературой и музыкой (сербская музыка, кстати, довольно популярна среди московских меломанов).

Вдумайтесь! Так называемый «злобный» сербский националист Иосип Броз Тито (сын хорвата и словенки) поселил албанцев жить в Косово, после того что во Второй Мировой Войны они делали с сербами, а теперь они невесть что о себе возомнили и требуют, чтобы им отдали Косово. Отнять Косово у сербов, всё равно, что отнять Куликовское поле у русских. Косово — памятник великой сербской трагедии. Сколько песен о Косово сочинено сербами? Великое множество. Там погибали предки сербов, проливая кровь за Родину…

Ещё один момент, доказывающий факт сербо-русской дружбы: письмо писателей России к Милошевичу с одобрением его действий. Милошевич — герой. Бесспорно он — настоящий вождь.

При такой дружбе, казалось бы, объединение так близко! Но «гуманная и цивилизованная» Европа всячески противится объединению. К её оправданию, однако, скажу, что сегодня она — не та главная антирусская и антисербская фигура. Главная фигура — США. Западу очень не нравится, что славяне могут объединиться. Ведь стоит России и Югославии воссоединиться, как остальное объединение пойдёт по инерции. Россия — и так огромна, а если она превратится в Общеславянскую страну?

Тогда США будет снова второй, а не первой по силе империей мира, как во времена СССР. Этого достаточно, чтобы не хотеть воссоединения России и Югославии.

К чести Европы признаю, что многие серьёзные политологи её считают действия НАТО против Югославии — «идиотически-злодейскими».

Суть славянского кризиса.

На сербской земле, так с российскою схожею,
Беда навалилась совсем как тогда —
Деревни и села и церкви там сожжены
И, как в сорок первом, горят города.
(А. Сталь «О важном и грустном»)

Балканы нередко называют «пороховой бочкой» Европы, поскольку именно здесь находятся истоки Первой Мировой войны, а также многочисленных европейских конфликтов и войн.

С чем это связано? В первую очередь надо отметить, что именно здесь находится стык трёх враждебных друг другу цивилизаций: Западной (католической), Православной и Панисламской. Здесь сказалось влияние на балканские народы трёх империй: Византии, Турции и Австро-Венгрии. Большинство греков,

сербов, черногорцев, болгар, македонцев, румын и молдаван сохранили в своих культурах духовное наследие Византии. Албанцы и омусльманившиеся славяне (некоторые сербы и болгары) приняли исламскую культуру, которую принесли им с Востока турецкие завоеватели на своих саблях (и до сих пор поддерживают её).

Находившиеся же под влиянием Австро-Венгрии далматы, хорваты и словенцы тяготеют больше к Западу. Это и привело к многочисленным межконфессиональным конфликтам, которые постепенно переросли в межэтнические.

Северо-Атлантический союз (НАТО), оправдывая своё вмешательство в Югославский кризис, часто

ссылается на международные правовые принципы. Но рассмотрим этот вопрос внимательнее.

Если целью американцев во вмешательстве в Косовский конфликт было соблюсти принцип равноправия и самоопределения народов и наций (т.е. албанцев), то почему из-за этого должны страдать исторические территории Сербии?

У албанцев есть своё государство, уж если на то пошло, к которому они и хотят присоединить Косово, и потому действия их — нарушение принципа территориальной целостности Сербии.

И потом возникает вопрос: почему из США, если они так пекутся о правах других национальностей, так равнодушно смотрят на борьбу за автономию палестинцев и курдов? Там дела гораздо больше требуют вмешательства. Если США по силам оказался даже могучий Ирак, то наверно уж они смогли бы установить справедливость и в Секторе Газа, и в Курдистане. Но нет. Израиль и Турция — официальные союзники НАТО, а Оджалан и Арафат, конечно, злобные террористы (это притом, что Дудаев, Басаев и Ругова — герои освободительных войн). Ясно, что борьба за права человечества и против международного терроризма — ни больше, чем прикрытие стремления разрушить остатки социалистического лагеря и навязать свой мировой порядок в непокорных странах.

И, конечно, когда на лозунги албанцев «Косово — республика!», «Мы албанцы, а не югославы», «Косово — косоварам», сербы (наконец!) ответили своими: «Сербия — сербская», «Серб за серба» и открыто встали на защиту своей земли, американцы этим воспользовались.

Налицо грубое нарушение международного принципа невмешательства во внутренние дела государств: не санкционированное Советом безопасности ООН силовое вмешательство во внутренние дела Югославии, а также смещение правящего режима республики Сербии и установление там своего — демократического. При этом вмешательство НАТО ничего не изменило. Военные действия в Косово не только не прекратились, но и ещё началась албанская экспансия в Македонию. А вот сербы оказались в ещё худшем положении, чем раньше. Без Милошевича, под началом НАТО и купленной демократической верхушки во главе с Воиславом Коштуницей, которая расправляется с патриотическими и националистическими демонстрациями своего народа с помощью слезоточивого газа, резиновых пуль и даже различных ядовитых элементов. Примечательно, что в то время как ряд православных церквей (Симонида и десятки других) уничтожаются — только в одной Боснии и Герцеговине уничтожено 70 церквей, начинается довольно активное строительство мечетей на территориях Сербии и Сербской Краины в Боснии и Герцеговине (под защитой и надзором ООН). А на строительство новых православных храмов наложен негласный запрет! Вот так демократия…

Кроме того, мы видим, что в Косовском конфликте был цинично нарушен принцип запрещения применения силы и угрозы силой.

13 октября 1998 г. под угрозой вторжения войск НАТО в Югославию, Милошевич подписал соглашение о прекращении военных действий полицейских отрядов в Косово. Но эти серьёзные уступки почти ничего не изменили. В резолюции Совета Безопасности ООН N1203 было сказано, что Югославия представляет собой угрозу миру и безопасности в Косово. 6 февраля 1999 г. была проведена Мирная конференция, на которой сербы пытались добиться гарантий своей территориальной целостности. Ей было, однако, в этом отказано. Представители НАТО под угрозой бомбёжки требовали сербов подписать мирный договор (в случае этого на территорию Косово вводились американские войска). Сербы отказались. Переговоры зашли в тупик, косовским албанцам было разрешено подписать одностороннее соглашение. А 24 марта началась бомбёжка Югославии в месть за срыв переговоров и длилась несколько недель. Не щадили ни школы, ни больницы, ни лагеря для беженцев. Разрушались церкви, памятники, заповедники, автомагистрали, частные дома, склады и мн. др. Огромное количество мирных людей погибло под бомбами американских «гуманистов». Всего на Югославию было сброшено 800 крылатых ракет и 3000 тонн взрывчатки. Сербам, наконец, пришлось разрешить войскам американцев взять под контроль Косово.

Американцы оправдывают свою оккупацию Косово тем, что Милошевич устроил геноцид албанцев. Но и в этом вопросе возникает неоднозначность. Геноцид албанского населения? Странно, что сербы вообще так долго терпели.

«Всех сербов-старожилов из Косова выгнать… сослать в концентрационные лагеря в Албанию. А сербов-переселенцев надо убить»1 — заявил ещё в июне 1942 г. премьер-министр правительства Великой Албании М. Кроя. И с апреля по август 1942 г. албанцами было уничтожено 10 тыс. сербов. А 100 тыс. бежало из Косова.

В 50−60-х гг., после того, как было создано «Революционное движение за объединение албанцев» во главе с Адемом Демачи, началось гонение на православное население, осквернение церквей, памятников и кладбищ.

С 1981—1991 гг. в Косово царил открытый террор против сербов и черногорцев. За эти десять лет из 635 славянских поселений осталось лишь 216. Из сербского населения Косова — менее 10% от населения автономного края.

В 1998 г. Освободительная Армия Косова (целью её было присоединение Косово и населённых албанцами территорий в Черногории и Македонии к Албании) устроила взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилеп. При этом погибло множество мирных сербов и албанцев, лояльных Югославии. Это было начало так называемой албанской революции. За взрывами последовали военные действия албанских повстанческих отрядов против сербских полицейских армий. Призывы правительства Югославии не возымели должного результата. Албанцы выгоняли из сербских селений Косова всех христиан, разрешая им вернуться лишь в случае принятия мусульманства. Для того, чтобы заставить славянское население принять ислам производятся обстрелы жилых домов, похищение детей, избиение стариков и женщин.

После этого обвинение сербов в геноциде против албанцев кажется невиданным лицемерием. Как говорил Максим Горький:

«Если враг не сдаётся — его надо уничтожить».

Из всего перечисленного выше явно видно, как наивно полагать, что действия НАТО продиктованы международными правовыми принципами.

В 1948 г. в директиве Совета национальной безопасности N201 ставилась цель «разрушить русское военное влияние и доминирование в зонах, прилегающих, но находящихся вне границ любого русского государства»2

С тех пор НАТО всеми силами пытается уменьшить влияние России за рубежом. Постоянно стремясь к этому, американцы сначала добились распада Советского союза и ОВД, а теперь принялись за осколки социалистического лагеря. Как отмечает А.Р. Тузиков в своей книге «Основы геополитики»:

«Началась борьба за геополитическое наследство СССР. Сегодня ставится под сомнение исключительность суверенитета национальных государств на своих территориях. Возникли идеи „ограниченного суверенитета“, „права на гуманитарную интервенцию“, „приоритета международного права и соблюдения прав человека“. Войны в Югославии (1999 г.) и Ираке (2003 г.) велись именно под этим идеологическим прикрытием. На деле это означает, что отныне ни одна страна не может считать себя неприкосновенной перед лицом „мирового сообщества“ во главе с США. Новый мировой порядок обретает черты униполярной системы во главе с США („Pax Americana“)…»3

Приведу также отрывок из статьи о русском панслаизме известного русского демократа-идеалиста Бориса Хорева:

«В геополитическом плане США торопятся довершить дело, начатое в результате мирного разгрома СССР, преданного горбачевыми, ельциными, назарбаевыми, шеварднадзе и прочими иудами из иуд. НАТО идет на восток, к границам России, и Югославия, стоящая на независимых позициях, для них как кость в горле. Велико желание „проучить сербов“, хотя на поверхности вся кампания сводилась к „несговорчивости Милошевича“, который, кстати, соблюдает в своей стране все демократические нормы, о которых так печется Запад. Хорошо просматривается и антиславянский по сути дела крестовый поход, и то, что правящий режим Болгарии в очередной раз оказался на стороне агрессоров, этого не умаляет, как это было и в двух мировых войнах. Если сломается Сербия, то это станет самым тяжелым ударом для России после преступного и идиотского уничтожения СССР»1

Для того чтобы противостоять этому новому мировому порядку, мы должны объединяться с близкими нам народами и в первую очередь с южными славянами, то есть эта проблема должна решиться через панславизм и создание Греко-славянского мира или через реализацию идей новых правых о Европе от Атлантики до Урала.

История панславизма.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни, и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждём и верим провиденью —
Ему известны день и час…
(Ф. Тютчев)

Панславизм зародился в конце 18 века среди западных славян, находившихся под властью Австро-Венгерской империи. Ярким панславистом того времени стал чехо-словацкий поэт — Ян Коллар.

Многие его стихи призывали к объединению славян, чтобы освободиться от гнёта империи Габсбургов.

Например, вот призывы поэта в знаменитой его поэме «Дочь Славы»:

Соединимся ж все мы без изъятья:

Серб, русский, чех, болгар, поляк,
Один к другому кинемся в объятья —
Одна хоругвь, один да будет стяг;
Забудем всё, что было, будем братья —
И дрогнет супротивный враг!

При этом Ян Коллар высоко ценил славянское прошлое, в чём проявлялась близость его к русским славянофилам. Например, ему принадлежат такие строчки:

Там где мрамор сверкал на дворцах громовержца Перуна,

Чернь из обломков колонн скотские строит хлева.
Там, где славянка-краса распевала в зелёной дубраве,
Песни умолкли теперь, певчие немы уста,
Где поднимала чело старославная Аркона к небу,
Башен обломки крошит гостя чужого нога…

Подобные идеи разделяли и другие западнославянские поэты-панслависты: хорватский поэт-революционер Сильвие Страхимир Краньчевич, словацкий поэт Самуэль Томашик, чешский поэт Вацлав Ганка и многие другие.

Идею панславизма с интересом приняли в Российской империи. От западных братьев она передалась русским мыслителям. Её поддержали некоторые славянофилы, в том числе Аксаковы, Хомяков и Леонтьев, увидев родственность панславизма своим идеям, а также декабристы.

Панславизм становился всё сильнее и сильнее, и апогей его случился в 1877 году — в начале Русско-турецкой войны. Тогда русские, болгары, сербы и черногорцы совместными силами разгромили османские войска, минуя самые тяжёлые препятствия. Славянство стояло на заре создания государства панславизма. Охваченный энтузиазмом генерал М.Д. Скобелев известный, как «Белый паша» — любимый герой русских, сербов и болгар в Русско-турецкой войне, сказал:

«Я рисую себе в будущем вольный союз славянских народов, племён. Полнейшая автономия у каждого, одно только общее — войска, монета и таможенная система. В остальном живи, как хочешь, и управляйся внутри у себя, как можешь».

Однако неумение русских императоров пользоваться победами, осторожность их перед европейскими монархами сделали и эту победоносную войну практически пустой и неприбыльной для самой Российской империи, южные славяне же кое-какую выгоду имели — они получили автономию от Османской империи и перешли под русское покровительство.

Идея панславистов 18−19 вв. — революционная в Австро-Венгрии и Османской империи — предполагала объединение всех славян под властью Православного русского царя. Всех славян, кроме Польши, лишённой, по их мнению, славянства. Вскоре идея панславизма стала пользоваться недоверием и у власти Российской империи, хотя и была менее опасна, чем идеи западников.

Постепенно панславизм стал перетекать в более радикальную идею, чем изначально. Деятель русского и мирового революционного движения, идеолог анархизма — Михаил Бакунин провёл Славянский съезд в Праге (после этого Славянские съезды стали традицией) и на нём осветил такую идею: панславизм должен стать путём к интернационализму.

Резко против бакунинского панславизма выступал Тютчев. Он был убеждённым монархистом, хотя понимал все его минусы и довольно критично относился, например, к Николаю I. Тютчева совершенно не устраивало анархическое толкование «всеславянской» идеи, так как он считал, что панславизм — это миссия русского царя. Фёдор Тютчев был убеждён в том, что Россия должна создать Греко-славянскую православную цивилизацию с тремя столицами — Москвой, Петербургом и… Константинополем. В его стихах звучат прямые призывы к этому. Например в стихотворении «Пророчество», отрывок из которого использовал Н.Я. Данилевский эпиграфом к своей знаменитой работе «Россия и Европа»:

И своды древние Софии
В возобновленной Византии
Вновь осенят Христов алтарь!
Пади пред ним, о Царь России,
И встань, как Всеславянский Царь!

Тютчев представлял поколение поздних панславистов — наследников Аксаковых, Киреевского, Хомякова и др. В это поколение входили также Данилевский, Леонтьев и Бальмонт. Данилевский и Леонтьев, подобно Тютчеву считали, что Россия, как достойная наследница, должна воплотить в себе возрождённую Византию. Впрочем, эта идея была далеко не новой. Ещё в 16 веке при Иване III существовала идеология «Москва — Третий Рим».

Это «панправославная мессианская идея, имеющая геополитическое содержание. После взятия Константинополя турками (1453) и падения Византийской империи осталось единственное независимое православное русское государство. Москва объявляет себя правопреемницей Византии и провозглашается Третьим Римом, покровительствующим единоверным народам. Псковский монах Филофей писал: „Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать“. Древний Рим пал ввиду отхода от „истинного христианства“. Затем Византия изменила христианству, пойдя в 1439 г. на заключение Флорентийской унии с римско-католической церковью. Следствием этого было падение империи под натиском турок. Москва, не признавшая унии, стала мировым христианским центром»1.

Эпоха революционного и позднего панславизма сменилась панславизмом Советским, строящимся на интернационалистических и социалистических идеях.

Кульминация Советского Панславизма происходит во время Второй Мировой войны и продолжается долгое время в 60-х годах.

Вот что говорил И.В. Сталин о Советском (или вернее Социалистическом) панславизме:

«Теперь много говорят о славянофилах. Нас зачастую сравнивают со старыми славянофилами царских времен. Это неправильно. Старые славянофилы, например, Аксаков и другие, требовали объединения всех славян под русским царем. Они не понимали, что это вредная идея и невыполнимая.

Славянские народы имеют различные общественно-бытовые и этнографические уклады, имеют различные культурные уровни и различное общественно-политическое устройство. Географическое положение славянских народов также мешает объединению. Мы, новые славянофилы-ленинцы, славянофилы-большевики, коммунисты, стоим не за объединение, а за союз славянских народов. Мы считаем, что независимо от разницы в политическом и социальном положении, независимо от бытовых и этнографических различий все славяне должны быть в союзе друг с другом,. <> Есть разговоры, что мы хотим навязать советский строй славянским народам. Это пустые разговоры. Мы этого не хотим, так как знаем, что советский строй не вывозится по желанию за границу, для этого требуются соответствующие условия. Мы могли бы в Болгарии установить советский строй, там этого хотели. Но мы не пошли на это. В дружественных нам славянских странах мы хотим иметь подлинно демократические правительства".

Однако в действительности Сталин был сторонником русского фундаментализма, поэтому сочетал идею панславизма с имперской идеей. Россия всё равно, по его убеждению, должна была доминировать. (см. Приложения, иллюстрации и фотографии) В этом он был последователем идей Тютчева, Данилевского и др. поздних панславистов.

Панславизм сегодня

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…"
(Ф.Тютчев)

Какие причины того, что, казалось бы, старая идея панславизма, возникшая в 18−19вв. была востребована и во времена Российской империи, и в Советские времена, и даже сегодня?

На этот вопрос отвечает Борис Хорев:

«Мы видим, как на глазах иссякают живопроизводящие силы русского, украинского и белорусского народов, попавших в зону депопуляции, сокращения численности населения, и не очень отличаются от них и народы Югославии, больше других вместе с восточными славянами пострадавшие в 2-х мировых войнах ХХ века, подорвавших их генетические силы. Германизуются Чехия, Словения, Хорватия, а в независимой Польше ее западные земли скупаются более богатыми немцами. Пока еще держалась наиболее близкая к нам Словакия, но и там к власти пришел президент из словацких немцев. Болгария же при своих царях придерживалась прогерманской ориентации и в 2-х мировых войнах, получив независимость от России, ее не поддерживала, как не поддерживает и теперь, после поражения социалистической Болгарии».

Вполне реально, что без «славянских ручьёв» может иссякнуть «русское море», о чём говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Сегодня, когда в огромных размерах Россию заселяют иммигранты из кавказских стран, Китая, Кореи, Вьетнама и даже из стран Африки. При этом они ведут себя в России, как хозяева, формируют диаспоры, которые всё больше и больше набирают сил и растут в численности в то время, как русское население убывает.

Весьма показательно, что панславизм поддерживали многие русские классики и мыслители: Чехов, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Бальмонт, Данилевский, Леонтьев, декабристы и мн. др. Кроме них известные поэты многих славянских стран: Ян Коллар (Чехия или Словакия?), Вацлав Ганка (Чехия), Адам Мицкевич (Польша), Иван Вазов (Болгария), Добри Чинтулов (Болгария), Джюра Якшич (Сербия) и многие другие.

Несколько иной взгляд, чем у Бориса Хорева и перечисленных выше панславистов 18−19 вв. у сербского мыслителя и политолога Драгоша Калаича:

«В течение всего двадцатого столетия атлантисты усиленно насаждали антигерманские настроения в Сербии, хотя сколь-нибудь существенных оснований для этого не было и в помине; наоборот, сербская культурная элита, от Милоша Црнянского до философов Вуича и Николаевича и поэта Стефановича, являлась «немецкими учениками». В сущности, германскому влиянию обязаны мы и таким явлением нашей культуры, как «сербский ренессанс» 50-х гг. Я бы советовал вам прочитать гениальный «Роман о Лондоне» Милоша Црнянского, вышедший недавно на русском языке. Главный герой романа — князь Репин, русский эмигрант. Произведение это, по праву считающееся шедевром традиционалистского и революционно-консервативного мировоззрения, повествует о конфликте русского аристократа, не желающего поступиться своими принципами, с окружающим миром, о его, если говорить словами Эволы, «возмущении современным миром». Весьма показательно, что в «русской» прессе не появилось ни одного отклика на выход этой книги, а предложенные в периодическую печать отрывки из романа были отвергнуты ведущими литературными изданиями.

Но вернемся к нашей теме. Итак, то была систематическая антинемецкая пропаганда, которая продолжается и в наши дни. И сегодня мы должны вытравить из сознания молодых следы этой негативной пропаганды, открыть глаза нашей молодежи, пробудить у нее дружеские чувства по отношению к Германии. Особенно приятно уже сейчас видеть первые признаки этого «другого отношения». Так, например, о многом говорит тот факт, что «Общество сербско-русской дружбы», созданное нашими сезонными рабочими в Германии, переменило свое название и именуется отныне «Обществом сербско-русско-немецкой дружбы». Что это, как не идея создания малой оси, оси Берлин — Москва? Здесь я имею в виду и старые русофильские тенденции в рамках немецкого геополитического мышления, в частности в рамках движения Deutsche Bewegung. Впрочем, сходные мысли о значении союза двух народов высказали независимо друг от друга два величайших ума России и Германии — Достоевский и Ницше. Что касается Достоевского, вы это наверняка знаете, а что касается Ницше, то я бы особо выделил последние фрагменты его сочинения «Проект великой германской политики», где в пункте третьем прямо указывается на необходимость создания союза между Германией и Россией. Ибо у американизма нет будущего; нет будущего у Америки, а соответственно, и у Англии.

Поэтому проект нового союза недвусмысленно рассчитан на то, что Германия освободится от власти атлантистов и примкнет к союзу славянских и германских народов, ибо союз этот берет свое начало из наших индоевропейских корней, и, как прекрасно заметил известный знаток нордической мифологии Роже Буайе, сходство между славянскими и германскими мифами настолько велико, что возникает закономерный вопрос, в каком же направлении осуществлялось заимствование, славяне ли оказывали влияние на германцев или наоборот?"

Драгош Калаич — сторонник оси Москва — Берлин и союза славян и германцев. Впрочем, нимало национал-патриотических движений, как в Сербии, так и в России также поддерживает объединение индоевропейских (арийских) народов и их панславизм — часть панарийской идеи (некоторые называют такие взгляды — неопанславизмом). Идея панарийцев (неопанславистов) состоит в том, что славяне — это в прошлом единая нация, которая должна воссоединиться, чтобы бороться со своими врагами внутренними и внешними. Объединение должно быть выше религий, которые исповедуют славянские народы, выше разницы в культурах, оно должно учитывать только единство крови и славянского духа, и брать в помощь близость языков и культур.

Острых противоречий между панславистами, православными патриотами (сторонники объединения православных славян) и панарийцами нет. Скорее они поддерживают и дополняют друг друга.

И практически все они согласны со словами Д. Калаича:

«Если обратиться к истории Европы, мы видим, что ее центр тяжести постепенно смещается с юга на север, от Эллады и Древнего Рима до Священной Римской империи германских наций. И сегодня настала очередь славян, пришел наш черед встать во главе культуры и цивилизации Европы».

Идея панарийства возникла сравнительно давно и более известна она под название движения «новых правых».

Первым теоретиком этого движения был французский президент Шарль де Голль, который сумел добиться выхода Франции из НАТО и собирался посредством сотрудничества с континентальными европейскими странами (в том числе и СССР) создать Европу от «Атлантики до Урала». Суть этой идеи заключается в объединении индоевропейских (арийских) народов на основе общих культуры и происхождения против атлантизма.

Ни один раз предлагались различные проекты, такие как создание «Евросоветской империи от Дублина до Владивостока» Ж. Тириара, выхода континентальной Европы из-под контроля атлантизма австрийского генерала Йордиса фон Лохаузена.

Подобные идеи разделяют пользующиеся популярностью среди молодёжи музыкальные группы, играющие в стиле White Power Rock — Коловрат, Темнозорь, TNF, Банда Москвы, Доберман и ряд других. Они воспевают идею единства белой расы в целом. У Коловрата существует подчёркивающая братские отношения с Сербией песня «Косовский фронт», входящая в альбом «Кровь патриотов», а у TNF — песня «Тигры Аркана», посвящённая вооружённой группировке Желько Ражнатовича Аркана, гениально боровшейся против агрессии хорватов и албанцев (альбом «Во имя павших героев»).

Это также показывает, что русско-сербская дружба, как основа панславизма, очень важна в нынешнем нашем положении. Потому одной из главных целей России является на сегодняшний день — культурное единство с Сербией и другими славянскими странами.

На сегодняшний день русско-сербская дружба набирает всё большую и большую популярность среди общества. Растёт сила движений, пропагандирующих идеи славянского единства и сочувствующих Сербии. Это Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ), Московское Славянское Общество (МСО), Союз Добровольцев, Сербский крест, Национал-патриоты России (НПР), Союз Православных Хоругвеносцев (СПХ), партия «Русско-сербское единство» и мн. др. Растёт сила новых правых организаций ряда стран Европы (Великобритания, Германия, Италия, Испания, Швеция, Норвегия и др.), поддерживающих сербов в их борьбе с албанцами. Хотя на данный момент имеются серьёзные проблемы, среди которых одна из самых значимых — недостаток информации, но делаются все попытки преодолеть их. Когда-то Серафим Саровский предсказал объединение всех православных славян.

И сегодня хочется верить, что бессмертная надежда единства «Мессианской» России и «Небесной» Сербии, которую так долго лелеяли восточные и южные славяне, наконец, сбудется и случится это на нашем веку.


Использованная литература.

1. Беркович Е., Банальность добра, или как итальянские фашисты спасали евреев. «Вестник» N3(236), 1 февраля 2000, www.vestnik.com

2. Българската държавност в актове и документи. — София, 1981.

3. Волк С.С., Кертман Л.Е., Левин Г. Р., Манусевич А. Я, Попов Е.И., Стецкевич С.М., Фураев В.К. Новейшая история. \Учебник для 11 класса средней школы\ - Москва: Просвещение, 1989 г. — 288 с.

4. Воскресни, Русь! О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны - Москва: Даниловский благовестник, 2000 г. — 128 с.

5. Всемирная история: Канун Второй Мировой войны. — Москва: Аст, Минск: Харвест, 2001 — 528 с.

6. Всеобщая декларация прав человека (1948)

7. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Золотухин М.Ю., Родригес А.М., Макеева Л.А., Пономарев М.В., Белоусова К.А., Таньшина Н.П., Шаповалов В.Л. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век 1900−1945. — Москва: ВЛАДОС, 2001 — Ч.1: 1900−1945 — 464 с.

8. Готлиб В.В. Тайная дипломатия во время Первой Мировой войны. — Москва: Издательство Социально-экономической литературы, 1960 г. — с.562

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — Спб., 1995 г. — 74 с.

10.Двинцев А.В. Всемирная история до ХХ столетия, \Систематический справочник\ - Минск: Дельта, 1997 г. — 431с.

11.Дергачев В.А. Геополитика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. — 526 с.

12. Женевская конвенция (1945)

13. Завтра N52 (579), \газета\ - Красногорск: ЗАО Красногорская типография, декабрь, 2004 г.

14. Игорь Г. Боснийский дневник. — http://www.alphagroup.ru/specnaz/gazeta/04.1999/6.htm

15. Из истории человеческого общества \Энциклопедия\ - Москва: Академия Педагогических наук РСФСР, 1961 г. — 679с.

16. История России от дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. \Энциклопедия\ - Москва: Аванта+, 1997 г. — 704с.

17. История XX века. Зарубежные страны, \Энциклопедия\ - Москва: Аванта+, 2002 г. — 448с.

18. Ковалёв С.А. Мир, страна, личность. — Москва: Изограф, 2000 г. — 176 с.

19. Конституция Российской Федерации. — Москва: ?Юридическая литература?, 1993 г.

20. Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество. — Ростов-на-Дону. Феникс, 1996 г. — 539с.

21. Кутузов В.А., Ходяков М.В., Лебина Н.Б., Флоринский М.Ф., Ратьковский И.С., Рачковский В.А. Новейшая история России 1914−2002. — Москва: Юрайт-Издат, 2004 г. — 525 с.

22. Левин Г. Р., Попова Е.И., Стецкевич С.М., Фураев В.К. Новейшая история. Материалы к учебнику для 11 класса средней школы. — Москва: Просвещение, 1991 г. — 96 с.

23. Мечковская Н.Б. Язык и религия. — Москва: Агентство? ФАИР?, 1998 г. — 352с.

24. Народы и религии мира. \Энциклопедия\ - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2000 г. — 928с.

25. Немзеров А.С., Проскурин О.А. Декабристы, 1 том. — Москва: Правда, 1987 г. — 544 с.

26. Общество. Экономика и политика. \Энциклопедия\ - Москва, Аванта+, 2002 г. — 464с.

27. Овсяный Н.Р. Болгария., Погодин А.Л. История Болгарии., Дмитриев К. Болгария, Шумов С.А., Андреев А.Р. Болгарская хроника. — М: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002 — 340 с.

28. Остриков П.И., Алентьева Т.В., Вандель П.П., Жиряков И.Г., Зверева Г. И. Хрестоматия по новой истории. Второй период. — Москва: Просвещение, 1993 г.

29. Пекло Я., Пейзаж после войны (II) — Хорватия. — www.znak.com.pl/eurodialog/

30. Петров В.Л. Геополитика России. Возрождение или гибель? — Москва: Вече, 2003 г. —  464 с.

31. Поликарпов М. Русская сотня. Наши в Сербии. — Москва: ЭКСМО, 1999 г. — 133 с.

32. Полный сборник кодексов РФ. — М., 2002 г. — 879с. Уголовный Кодекс РФ.

33. Русский образ N1 (3), 2004 г. — http://www.rus-obraz.org

34. Русский образ N2, 2003 г. — http://www.rus-obraz.org

35. Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Посконин В.С. Мир в начале XX века 1898 — 1918 гг. \Материалы к курсу? Новая история? для 10 класса средней школы\ - Москва: Просвещение, 1992 г. — 96 с.

36. Троицкий Е. Православие и Славянское единение. —  http://www.voskres.ru/

37. Тузиков А.Р. Основы геополитики. — М.: КНОРУС, 2004 г. — 272 с.

38. Хорев Б.С. Русский панславизм. — http://postman.ru/~ameller/cd_horev.htm

39. Шевякин А.П. Загадка гибели СССР. — М.: Вече, 2003

40. Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны. — Минск: Харвест, Москва: Аст, 2004 — 752 с.

41. Югославия в огне: Документы, факты, комментарии. — Т. 1. 1990−1992. М., 1992. Т. 2. 1990−1993. М., 1993.



1 Широкорад А.Б., Русско-турецкие войны. — Минск: Харвест, Москва: Аст, 2004 — с. 3

1 Воскресни, Русь! О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны - Москва: Даниловский благовестник, 2000 г. — 128 с.

1 Поликарпов М., Русская сотня. Наши в Сербии. — Москва: ЭКСМО, 1999 г. — 13 с.

1 История XX века. Зарубежные страны. \Энциклопедия\ - Москва: Аванта+. — 2002 г. — 448с.

2Шевякин А.П. Загадка гибели СССР. — М.: Вече, 2003 — с. 379

3 Тузиков А.Р., Основы геополитики. — М.: КНОРУС, 2004 г. — 86 с.

1Хорев Б.С., Русский панславизм, http://postman.ru/~ameller/cd_horev.htm

1 Дергачев В.А., Геополитика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. — с.471

http://rusk.ru/st.php?idar=7265

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ясен Сокол    17.06.2010 19:24
Да спасёт Господь Бог наше славянскую общину от злодейских рук!Сербия мы с вами!Русские с вами!Ещё чуть чуть,и Косово будет с вами Сербия!Рано или поздно будет с вами!
  туатто Пуавила    10.03.2009 20:17
Покойный Святйший Патриарх Алексий сам носил греческого покроя рясы. Нынешний Святейший также носит греческие рясы. и подрясники тоже греческие.
  филоортодокс    14.01.2008 00:59
".. В нас до сих пор звенят
колокола Святой Софии…."
Невозможно отраться от нашей византийской духовной отчизны , несмотря на века и современных функционеров от церкви .
Святая София зовет ….( и Новгородская тоже)
С Новым Годом , Господа !
  М.Яблоков    13.01.2008 23:38
С генами лучше не шутить. А то потом исправлять трудно…
А вот мне (по генам) ближе всего русские, уж простите.
  один_читатель    13.01.2008 22:46
Вы меня не поняли, дружище.

Мне все равно, кто по крови мой брат во Христе. Но греки мне особо близки. Видимо, гены. Я лишь написал Вам, что Иерусалимская Поместная Церковь управляется этническими греками, также как и Константинопольская. Свт. Марк сам был греком. Святой Марк родился около 1391-1392 года в Константинополе. Родители его происходили из знатного и состоятельного рода. Отец был диаконом и имел высокий церковный чин “сакеллария" храма Святой Софии, Премудрости Божией. Мать была дочерью врача. То есть Ваша ссылка на то, что свт. Марк представлял Иерусалимский патриархат, ничего не меняет.
  М.Яблоков    13.01.2008 16:17
Если речь заходит аж до крови, то лучше помолчать. Умолкаю.
  один_читатель    11.01.2008 19:17
Все иерархи Иерусалимской Церкви – греки по крови.
  М.Яблоков    11.01.2008 18:09
Свт. Марк представлял на соборе Иерусалимского Патриарха (Иерусалимская Церковь – мать всех церквей), а не Константинопольского (Византийского). И святых в Русской Церкви, вне всякого сомнения больше; и даже что случилось с архиереями, подписавшими унию, – не так важно, Бог им судья. Не об этом речь.
На Руси никогда Церковь не шла на компромисс в вопросах Веры. А греки, увы, шли…
  один_читатель    11.01.2008 16:16
Главный критерий – святые. Греческая Церковь дает миру до сего дня множество святых. Что касается тех, кто унию подписал, то кроме них еще был свт. Марк. Кстати, а Вы знаете, что случилось с теми архиереями, кто подписал унию?
  М.Яблоков    10.01.2008 21:02
Что Вы говорите?… У нас никто унию с Ватиканом не подписывал (а Исидора прогнали вон как предателя). А греки и унию подписали на Флорентинском соборе (за что и были преданы агарянам на поругание) и от календаря, освященного жизнью Христа, сознательно отказались, приняв католическую мерзость. Так что новомученики здесь совершенно ни при чем.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика