Русская линия
Washington ProFile01.07.2005 

Техногенные катастрофы
Глупость, небрежность и корысть

Катастрофы в воздухе

Серия страшных аварий стала причиной того, что мир на несколько десятилетий практически полностью утратил интерес к дирижаблям. Возрождение дирижаблей (они значительно более экономичны, чем самолеты, не нуждаются в аэродромах и способны перевозить значительные грузы) началось лишь в середине 1990-х годов.

Первой в истории воздушной катастрофой, повлекшей многочисленные жертвы, стал пожар на борту немецкого четырехмоторного дирижабля LZ-18, случившийся 17 октября 1913 года Этот наполненный водородом летательный аппарат, спроектированный Феликсом Притцкером, учеником графа Фердинанда фон Цеппелина, был построен по заказу командования германского военно-морского флота. 9 сентября дирижабль совершил свой первый испытательный полет, который прошел практически без осложнений. Во время второго пробного рейса корабль внезапно загорелся и рухнул на землю. Эта авария унесла жизни всех 28 человек, которые находились на борту, в том числе и самого Прицкера. Эксперты установили, что причиной катастрофы был разрыв в корпусе дирижабля. Вытекавший через трещину водород при контакте с выхлопными газами расположенного поблизости мотора загорелся и воспламенил обшивку.

Стоит отметить, что незадолго до аварии LZ-18 упал и разбился первый дирижабль этой серии L.1, на борту которого находилось 14 человек. Однако эта катастрофа вряд ли может считаться чисто техногенной, поскольку дирижабль стал жертвой сильнейшего шторма. По сходной причине погиб и дирижабль французских ВМС Dixmude, воздушный корабль немецкой постройки, который Франция получила после победы в Первой Мировой войне в счет германских репараций. 21 декабря 1923 года во время полета над Средиземным морем вблизи алжирского побережья корабль попал в грозовые облака и сгорел от удара молнии, унеся жизни всех 52 человек экипажа.

В том же 1923 году в США вступил в строй военно-морской цеппелин Shenandoah, первый в мире дирижабль, заполненный не горючим водородом, а несгораемым гелием. В 1924 году он совершил рекордный по протяженности и продолжительности беспосадочный рейс по круговому маршруту от Восточного до Западного побережья США и обратно, пролетев за 465 часов почти 15 тыс. км. В 1925 году во время полета над штатом Огайо дирижабль попал в зону сильной турбулентности и фактически развалился в воздухе. На борту корабля находились 42 человека, из которых 14 погибли. Американская пресса обвинила в этой катастрофе тогдашнего морского министра Кёртиса ВилбураCurtis Wilbur, который в плохую погоду послал корабль в чисто пропагандистский полет над городами Среднего Запада. Такая же судьба постигла другой крупный гелиевый цеппелин американского флота Akron, построенный в 1931 году. В 1933 году он угодил в шторм, из-за ошибок пилотов потерял управление и рухнул в воду неподалеку от побережья штата Нью-Джерси. Экипаж цеппелина состоял из 76 человек, из которых удалось спасти только троих.

Среди всех подобных аварий на первом месте по степени известности стоит гибель исполинского немецкого пассажирского водородного цеппелина Hindenburg, мирового рекордсмена среди дирижаблей по габаритам и скорости. Он был построен для воздушного сообщения между Германией и США и в одном только 1936 года сделал десять трансатлантических рейсов. В 1937 году пересекший Атлантику «Гинденбург» начал снижение к причальной мачте, установленной на поле вблизи города Лэйкхорст в штате Нью-Джерси. Выполняя этот маневр, корабль внезапно загорелся и взорвался. Из девяноста двух человек команды и экипажа погиб тридцать один. Причины взрыва «Гинденбурга» окончательно не установлены и по сей день. После катастрофы сразу же возникла версия саботажа, однако специалисты считают ее маловероятной. Скорее всего, все началось с утечки водорода из одной из секций корпуса; по мнению экспертов, газ воспламенили либо искры от работавших в форсированном посадочном режиме моторов, либо разряды атмосферного электричества. Неизбежен вопрос, почему корпус «Гинденбурга» был заполнен водородом вместо негорючего гелия. Выбор в пользу этого газа имел свои причины, как экономические, так и технические. Водород был (и остается) дешевле гелия; кроме того, водородные дирижабли легче гелиевых и поэтому лучше управляются и имеют большую грузоподъемность. Таким образом, на гибель «Гинденбурга» работали все три причины техногенных катастроф, отмеченные Дэвисом: глупость (неадекватный учет риска воспламенения газа), небрежение (плохая герметизация прохудившейся секции) и корысть (большая грузоподъемность корабля позволила создать исключительно комфортные условия для пассажиров, которые служили оправданием чрезвычайно высокой по тем временам стоимости билетов, доходившей до $ 400).

До 1930-х число жертв самолетных аварий было сравнительно небольшим. Первая действительно крупная авиакатастрофа произошла в СССР 18 мая 1935 года. В тот день погиб самый большой в мире самолет АНТ-20 «Максим Горький», спроектированный в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева. Совершая демонстрационный полет в московском небе, исполинская восьмимоторная машина столкнулась с истребителем И-5, который выполнял вокруг «Максима Горького» фигуры высшего пилотажа. Делая эти запрещенные правилами безопасности экзерсисы, истребитель потерял скорость и ударил АНТ-20 в хвостовую часть фюзеляжа. Гигантский самолет разрушился в воздухе. Все 45 человек, которые находились на борту АНТ-20, погибли. Такая же участь постигла и пилота И-5. Позднее был построен еще один АНТ-20, на этот раз шестимоторный. В 1937- 41 годы он выполнял пассажирские рейсы на линии Москва — Минеральные Воды, а с началом войны был перебазирован в Среднюю Азию. В 1942 году самолет разбился при полете из Чарджоу в Ташкент, погибли 26 пассажиров и 10 членов экипажа. Комиссия по расследованию установила, что во время крушения пилота за штурвалом не было, почему — остается только гадать.

Во второй половине 20 века крупные авиационные катастрофы перестали быть редкостью. Вот несколько примеров. В 1974 годау под Парижем разбился авиалайнер DC-10 компании Turkish Airlines, унеся жизни 346 человек. Авария произошла при попытке пилота совершить вынужденную посадку в нештатной ситуации — у самолета внезапно выбило дверь грузового отсека. В 1978 году взорвался в воздухе Boeing-747 компании Air India. Причина взрыва не установлена, убиты 213 человек. В 1979 году во время полета над Антарктидой разбился пассажирский самолет DC-10 компании Air New Zealand, который врезался в склон вулкана Эребус; погибли все 257 человек, находившиеся на борту. В 1985 году потерпел крушение плохо отремонтированный Boeing-747 компании Japan Airlines. На его борту было 524 человека, из которых спаслось только четверо. Эта авиакатастрофа до сих пор держит рекорд по числу людей, погибших при аварии одной машины. В том же году над Ньюфаундлендом разбился самолет DC-8 канадской компании Arrow Air Charter, который вез из Германии на родину 250 американских военнослужащих; погибли и они, и все члены экипажа. В 1996 году в индийском небе столкнулись ИЛ-76 фирмы «Казахстанские Авиалинии» и Boeing-747 компании Saudi Arabian Airlines, погибли 349 человек. В 1998 году несчастье обрушилось на пассажирский лайнер MD-11 компании Swissair, который упал в Атлантический океан, имея на борту 229 человек.

Немало крупных авиакатастроф произошло и в 21 веке. Пять лет назад мир был потрясен гибелью сверхзвукового лайнера Concorde компании Air France, который 25 июля 2000 года потерпел аварию над парижским аэропортом имени Шарля де Голля; погибли все 109 пассажиров и членов экипажа и еще четыре человека на земле. 19 февраля 2003 года иранский самолет советского производства ИЛ-76 в условиях плохой видимости врезался в склон горы Сирач; 275 погибших. Самой крупной авиакастрофой прошлого года стала гибель лайнера Boeing-737 египетской компании Flash Airlines, выполнявшего чартерный рейс из Шарм-аль-Шейха в Каир — 148 убитых. В нынешнем году пока на первом месте авария лайнера той же модели афганской компании Kam Air, летевшего из Герата в Кабул — 104 убитых.

Как ни парадоксально, но больше всего жертв унесла авиакатастрофа, случившаяся не в воздухе, а на земле. В 1977 году на аэродроме острова Тенерифе в тумане столкнулись два «Боинга-747», принадлежащие голландской компании KLM и американской корпорации Pan American. Скорее всего, это случилось в основном из-за того, что голландские летчики плохо понимали команды диспетчера, говорившего по-английски с испанским акцентом. В итоге — 570 погибших.

Космических катастроф с человеческими жертвами пока что было всего пять, две в СССР и три в США. 23 апреля 1967 года при аварийной посадке корабля «Союз-1» погиб Владимир Комаров; 30 июня 1971 года такая же судьба постигла членов команды «Союза-2» Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. 27 января 1967 года на мысе Канаверал во время симуляционной тренировки сгорел Apollo-1 с тремя астронавтами. 28 января 1986 года сразу после старта, на 74-й секунде полета взорвался космический корабль Challenger команда которого состояла из семи человек. Наконец, 1 февраля 2003 года при заходе на посадку погиб шаттл Columbia с семью астронавтами. Причиной катастрофы стал отрыв куска теплоизоляционной обшивки внешнего топливного бака. Во время спуска он повредил покрытие левого крыла «шаттла», что и привело к его разрушению.


Катастрофы на море

Мировая история мореплаваний хранит сведения о столь непомерном числе несчастий, что перечислить даже самые трагические из них просто не представляется возможным.

Статистика показывает, что чаще всего суда тонут в результате столкновений. Вероятно, больше всего жертв, не менее 3 тыс. человек, унесло столкновение перегруженного филиппинского морского парома Dona Paz с небольшим танкером Victor, которое произошло в 1987 году. Конечно, такие аварии не раз случались и до того, и после. В 1891 году в Гибралтарской бухте сильный ветер бросил английский пароход Utopia прямо на броненосец Amson. Военный корабль не пострадал, но Utopia получила пробоину и затонула (576 погибших). В 1914 году в эстуарии реки Святого Лаврентия у побережья Канады норвежское судно Storstad ударило и потопило британский трансатлантический лайнер Empress of Ireland (1027 погибших). В 1916 году столкнулись китайские крейсера «Хай Йан» и «Цин Йу», последний пошел на дно и унес с собой около тысячи человек.

В 1956 году в Атлантическом океане затонул итальянский одиннадцатипалубный лайнер Andrea Doria, первый пассажирский корабль международного класса, построенный на итальянских верфях после Второй Мировой войны. За восемь дней до этого он отплыл из Генуи в Нью-Йорк, имея на борту 1 134 пассажира и 572 человека команды. Вблизи от американского побережья, неподалеку от острова Нантукет, ему в борт врезалось шведско-американское пассажирское судно Stockholm, шедшее из Нью-Йорка в Европу. Видимость тогда была практически нулевой, однако на мостике «Андреа Дориа» своевременно заметили встречный корабль на экране радиолокатора. Поскольку «Стокгольм» перерезал курс «Дориа», он обязан был отвернуть, на что и рассчитывал капитан итальянского лайнера. Однако на «Стокгольме» вообще не было радара, и к тому же им управлял всего лишь один человек, третий помощник капитана. Когда капитан «Дориа» заподозрил неладное и приказал изменить курс, было уже поздно. Во время столкновения нос «Стокгольма» разворотил борт «Андреа Дориа», и корабль стал быстро крениться на правый борт и погружаться в воду. По радиосигналу на помощь «Дориа» пришли четыре находящихся неподалеку корабля, которые спасли всех людей, оставшихся в живых после столкновения. Жертвами кораблекрушения стали 43 пассажира, убитых при столкновении судов.

Такова же причина гибели советского пассажирского парохода немецкой постройки «Адмирал Нахимов», протараненного незадолго до полуночи 31 августа 1986 года в Новороссийской бухте сухогрузом «Петр Васёв» (422 погибших). Эксперты пришли к выводу, что капитан «Петра Васёва» положился на систему автоматической прокладки курса и фактически устранился от управления кораблем вплоть до его непосредственного сближения с «Нахимовым». Только за минуту до столкновения он попытался отвернуть от «Нахимова», однако сухогруз не послушался руля и не изменил курса. Большое число жертв объясняется тем, что построенный в 1925 году «Нахимов» был совершенно изношен и очень быстро затонул. Можно вновь вспомнить критерии Дэвиса: глупость («Нахимов» уже не подлежал эксплуатации, однако руководство Черноморского пароходства не желало его списывать), небрежность (плохое управление «Васёвым») и корысть (на ремонты «Нахимова» ни разу не отпускалось достаточно средств). Эти же три фактора сыграли ключевую роль в авариях подводных атомоходов «Комсомолец» (7 апреля 1989 года, 42 погибших) и «Курск» (12 августа 2000 года, 118 погибших).

Корабли гибнут и при пожарах. В 1904 году из-за этого пошел на дно нью-йоркской гавани американский пароход General Slocum (1 031 погибший). В 1934 году загорелся и потонул американский лайнер Morro Castle, обслуживавший линию Нью-Йорк — Гавана (127 погибших). Во время судебного разбирательства адвокаты владельца судна, компании Ward Line, сначала утверждали, что катастрофа была Божьей карой, а потом пытались свалить ее на террористический акт коммунистической агентуры. Однако на процессе было доказано, что команда корабля пренебрегла правилами противопожарной безопасности и скверно заботилась о спасении пассажиров. На волне общественного возмущения, вызванного этой катастрофой, Конгресс СШАUS Congress проголосовал за присоединение к Международной конвенции по охране человеческой жизни на мореInternational Convention for Safety of Life at Sea.

Следует кратко упомянуть и катастрофы речных судов. На первом месте по числу жертв стоит гибель огромного парохода Sultana, который плавал по Миссисипи. В 1865 году он взорвался и затонул вблизи Мемфиса. Корабль вез на Север 2.2 тыс. солдат американской армии. Точное число погибших не известно, но по самым скромным подсчетам оно составило не менее 1 450 человек. 5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов» врезался в пролет железнодорожного моста, пересекающего Волгу под Ульяновском. В это время по мосту проходил грузовой состав, вагоны которого от удара опрокинулись. В результате кораблекрушения, которое произошло по вине как речников, так и железнодорожников, погибло около 180 человек.


Катастрофы на рельсах

Считается, что первая в истории железнодорожная авария случилась в США 11 ноября 1833 года вблизи города Хайтстаун в штате Нью-Джерси. Шедший на скорости 40 кмчас пассажирский поезд компании Camden & Amboy сошел с рельсов из-за поломки оси одного из вагонов. В результате один человек погиб. Любопытно, что среди пассажиров были экс-президент США Джон Куинси АдамсJohn Quincy Adams и крупный предприниматель Корнелиус ВандербильтCornelius Vanderbilt (первый не пострадал, второй получил серьезные ранения).

В дальнейшем в США было еще несколько серьезных железнодорожных аварий, хотя во второй половине прошлого века они стали редкостью. Больше всего жизней унесло столкновение двух составов вблизи административного центра штата Теннесси — города Нэшвилла в 1918 году. Машинист местного рабочего поезда по ошибке вывел его на путь, по которому навстречу шел экспресс, делавший 80 километров в час. 101 человек погиб и 100 было ранено.

Столкновения и сход с рельсов (именно в таком порядке) всегда были главными причинами поездных аварий. Наиболее трагическая железнодорожная катастрофа в Бразилии случилась при лобовом ударе двух поездов в 1958 году (128 погибших, более 300 раненых). Такое же несчастье произошло в 1960 году вблизи чешского города Пардубице (110 убитых и 106 раненых). Самая страшная железнодорожная катастрофа в Индии произошла в 1981 году у Бихара. Пассажирский поезд был буквально сдут с моста мощнейшим циклоном и упал в реку (не менее 800 убитых). Самая серьезная авария на британских железных дорогах случилась в 1915 году, когда два пассажирских поезда столкнулись вблизи шотландского городка Гретна Грин с воинским эшелоном (227 убитых, 223 раненых). В 1952 году на путях станции Харроу-Вилдстоун столкнулись два экспресса и местный поезд (112 убитых, 165 раненых). В 1933 году тройное столкновение имело место неподалеку от французской столицы. Два поезда из-за сильнейшего тумана затормозили вблизи деревни Ланьи; шедший за ними экспресс Париж-Страсбург на огромной скорости ударил в задний поезд, практически вдавив его обломки в передний состав (191 человек погиб, 280 получили ранения разной тяжести).

Сход с рельсов также стал причиной ряда крупных аварий. В 1915 году в Мексике на крутопадающем участке железнодорожного пути сошел с рельсов поезд с девятью сотнями пассажиров (свыше 600 погибших, почти все прочие ранены). Во Франции из-за схода с рельсов военного эшелона в 1917 году погибли свыше 1 тыс. человек и сотни получили ранения. А самая крупная авария югославских железных дорог случилась в 1974 году, когда пассажирский поезд сошел с рельсов и разбился на вокзале в Загребе только из-за того, что его вели пьяные машинисты (175 убитых).

Еще одна причина железнодорожных катастроф — пожары и взрывы. 4 июня 1989 года в Башкирии два поезда попали в огненную зону, возникшую при возгорании углеводородной смеси, которая вылилась вдоль участка полотна дороги Аша-Уфа из-за разрыва магистрального трубопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье (575 убитых, 623 раненых и обожженных). Созданная после аварии государственная экспертная комиссия выявила множество нарушений, допущенных при проектировании, сооружении и эксплуатации нефтепровода. В 2000 году в Австрии сгорел поезд фуникулера (155 погибших). В 2002 году огонь объял пассажирский поезд, шедший из Каира в Луксор (погибли 383 человека). Причиной пожара стал взрыв кухонного баллона с горючим газом в одном из вагонов.

Самая смертоносная в истории железнодорожная авария случилась совсем недавно, 26 декабря 2004 года. Основная вина за нее лежит на печально известном мегацунами, которое в тот день поразило береговые районы Индонезии, Таиланда, Индии и Шри-Ланки и стало причиной гибели 232 тыс. человек. Шестиметровая океанская волна обрушилась на пассажирский поезд The Queen of the Sea, который шел из Коломбо в курортный город Галле. Из 1.7 тыс. пассажиров спаслись лишь несколько десятков. Есть искушение сказать, что эту катастрофу нельзя считать техногенной, ибо цунами — это все же стихийное бедствие. Однако само появление поезда на участке дороги, лежащем рядом с побережьем, стало возможным только из-за отсутствия надежно и оперативно работающей коммуникационной системы, рассылающей оповещения о подводных землетрясениях и волнах цунами в бассейне Индийского океана (в Тихоокеанском регионе такая система имеется). О создании системы предупреждения для Индийского океана разговоры велись давно, однако дальше них дело не пошло. Крупнейшей катастрофой нынешнего года пока что считается авария, которая 25 апреля произошла в Японии вблизи города Амагасаки неподалеку от Осаки. Шедший на слишком большой скорости состав на крутом повороте сорвался с колеи и врезался в многоквартирный жилой дом (106 убитых, 460 раненых).

Аварии грузовых железнодорожных составов иногда тоже приводят к последствиям катастрофического масштаба. Например, 24 апреля 2004 года на северокорейской станции Рёнчхон взорвались вагоны с нитратом аммония, которые сошли с рельсов и коснулись линии электропередачи. По официальным данным властей КНДР, взрыв разрушил либо сильно повредил 129 строений; 154 человека погибли и около 1300 получили ранения. Впрочем, нельзя не отметить, что средства массовой информации подчас проявляют склонность к преувеличению степени опасности таких событий. В качестве свежего примера можно привести крушение состава с нефтеналивными цистернами в Ржевском районе Тверской области 15 июня. Некоторые журналисты поспешили объявить эту аварию экологической катастрофой, однако впоследствии выяснилось, что загрязнение почвы и вод мазутом было весьма умеренным.


Индустриальные катастрофы

Число крупных техногенных катастроф промышленных предприятий и энергетических систем сравнительно невелико, однако многие из них привели к огромным человеческим и материальным потерям.

Крупнейшим в мире катаклизмом такого рода стал взрыв танка с химикатами на расположенном в индийском городе Бхопале заводе по производству удобрений, принадлежащем американской химической корпорации Union Carbide. 3 декабря 1984 года в результате этого взрыва в атмосферу было выброшено более 40 т. токсичных газов фосгена и метилизоцианата. Трагедия в Бхопале унесла от 2.5 до 3 тыс. человек; 200 тыс. получили отравления разной степени тяжести, которые в дальнейшем вызвали еще от пятнадцати до двадцати тыс. смертей. Причиной взрыва опять-таки стали все три фактора Дэвиса: плохой контроль за состоянием танков с реагентами и другие нарушения правил техники безопасности (глупость), халатность и неопытность руководства завода, инженерно-технического персонала и медицинской службы (безответственность) и использование устаревшего оборудования (корысть).

Среди катастроф предприятий химической промышленности на втором месте после несчастья в Бхопале стоит авария на химическом комбинате в немецком городе Оппау. Этот построенный в 1913 года завод стал первым в мире предприятием, на котором был освоен каталитический синтез аммиака по методу Габера. Во время Первой Мировой войны завод в Оппау также производил боевые отравляющие вещества, а после капитуляции Германии был переведен на выпуск нитратов для производства красок и азотных удобрений. В 1921 году там прогремел двойной взрыв, в результате которого погибли около шестисот человек и более полутора тыс. получили ранения. В качестве взрывчатки сработала аммиачная селитра, находившаяся на заводском складе. Это вещество при длительном хранении впитывает из воздуха влагу и кристаллизуется, превращаясь в камнеобразную массу. Для отгрузки селитры со склада ее разбивали с помощью небольших зарядов динамита, причем эта технология считалась вполне безопасной. Однако в день катастрофы гигантская масса селитры сдетонировала, скорее всего, из-за примеси сульфата аммония, который мог послужить катализатором взрывного процесса.

Предприятия по выпуску азотных соединений страдали от аналогичных аварий и в дальнейшем. В 1942 году взорвался завод по производству аммиака в городе Тессендерло в Бельгии (189 погибших, 900 раненых). Шестью годами позже взрыв разрушил анилинсодовый комбинат в городе Людвигсхафене (около 200 погибших, более 2000 раненых).

К катастрофам этого рода вплотную примыкают несчастья, причиненные случайной детонацией боевых и промышленных взрывчатых веществ, а также взрывы рудничного газа и угольной пыли в шахтах. К числу наиболее масштабных катаклизмов этого типа относится взрыв французского грузового судна Mont Blanc в гавани канадского порта Галифакса, вызванный его столкновением с бельгийским кораблем Ivo. Mont Blanc был «под завязку» нагружен тротилом, пикриновой кислотой, бензолом и бездымным порохом. На его борту возник пожар, который не удалось быстро погасить, так что пламя достигло отсеков с тротилом. Итог катастрофы: 1 635 убитых, 8000 раненых.

В 1942 году в результате взрыва угольной пыли погибли 1 549 китайских горняков, работавших в шахте в провинции Ляонин. В 1944 году в порту Бомбея неизвестно из-за чего взорвался сухогруз Fort Stikine (1376 убитых, свыше 3000 раненых). В 1949 году прогремел взрыв на урановом руднике в восточногерманском городе Йоханнгеоргендштадте (3.7 тыс. убитых, число раненых не установлено). В 1956 году в колумбийском городе Кали по непонятной причине взлетели на воздух семь грузовиков со взрывчаткой (не менее 1.2 тыс. убитых).

Список техногенных катастроф на ядерных объектах пока что, к счастью, очень короток. Это в первую очередь расплавление защитной оболочки реактора четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и химический взрыв емкости для хранения жидких высокорадиоактивных отходов на уральском радиохимическом комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года.

В ранге техногенных катастроф пребывают и крупные аварии магистральных электрических сетей. 9 ноября 1965 года на несколько часов остались без электричества около 25 млн. жителей канадской провинции Онтарио и семи штатов США. 13−14 июля 1977 года без света остался Нью-Йорк, а 19 декабря 1978 года — около 80% Франции. 13 марта 1989 года геомагнитная буря лишила электроснабжения 6 млн. канадцев. 14−15 августа 2003 года в результате каскадного отключения энергии на востоке Канады и США без электричества осталось порядка 50 млн. человек. Через месяц с небольшим, 23 сентября, энергии лишились 5 млн. датчан и шведов, а 28 сентября — 57 млн. жителей Италии, практически все население страны. 25 мая нынешнего года без электроэнергии осталась Москва, а 22 июня из-за отключения электричества на три часа остановились поезда на швейцарских железных дорогах.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru