Русская линия | 28.02.2008 |
Патриарх отметил, что «политика обыкновенно строится вокруг власти». «Власть одних и подчинение этой власти других присутствуют в замысловатой ткани мироустройства. Но всегда ли власть правильно устраивает жизнь на земле и помогает, или, по крайней мере, не мешает, людям идти к жизни вечной? Чтобы исполнять свое предназначение, власть должна служить Богу и делать добро, — считает Алексий II. — Церковь Христова не берет на себя мирских властных полномочий. Власть государства призвана творить добро, защищать и поддерживать его, но сама доброта созревает в сердцах людей, и взращивать это сокровище стремится Церковь».
«Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный период истории Церкви Русской, которая тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать временем расцвета всех сторон церковной жизни, — отмечает Патриарх. — Однако построение общества и государства без Бога обречено на неудачу. Веру нельзя отделить от жизни. Если человек по-настоящему верует во Христа, он исполняет Его заповеди везде — на работе, в семье, в любом публичном действии».
«Веру нельзя отделить от жизни. Если человек по-настоящему верует во Христа, он исполняет Его заповеди везде — на работе, в семье, в любом публичном действии. Если же он раздваивается на „воскресного христианина“ и „будничного неверующего“, он неизбежно отступает от Бога, от настоящей цели своей жизни, а значит, и от настоящих мира и радости. Если общество прячет веру в музеи и церковные дворы, живя по большому счету так, если бы Бога не было, — оно обречено», — подчеркнул Патриарх Алексий II.
По словам Святейшего Патриарха, «Советский Союз был сильным государством, но, будучи создан на основе идеи самодостаточности человека, „всемогущей“ силы его разума и воли, отрицания Бога, он пал, как падет и любая другая конструкция, напоминающая Вавилонскую башню». «Церковь — вне политики в том смысле, что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в партийной борьбе. Однако это не значит, что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей», — подчеркнул Предстоятель РПЦ.
«Весьма негативно на отношениях политики и религии отражается секуляризация политического сознания. Утилитарное отношение к религии опасно для политиков, — добавил Патриарх. — Увы, политика ныне скомпрометирована политиканством. Среди молодежи, да и не только, бытует представление о политической деятельности как о чем-то грязном, постыдном. Такой стереотип опасен: опасен тем, что преграждает вход в политику для тех, кто действительно желает народу блага, и способствует притоку разного рода проходимцев».
Патриарх Алексий II отметил также, что Церковь открыта для людей с любыми политическими взглядами, кроме оправдывающих грех. «Миряне могут состоять в партиях и заниматься другой политической деятельностью. Конечно, если такая работа не мешает быть христианином, не смущает христианской совести», — отметил он.
«Весьма актуален вопрос о преподавании положительных знаний о религии в школах. Введение уроков основ православной или, предположим, исламской культуры в качестве предмета по выбору учащихся и их родителей помогает не только в преодолении экстремистских настроений, но и в формировании у молодежи здорового образа жизни, в защите семейных ценностей. Опыт показывает, что в странах и регионах, где такое преподавание уже ведется, оно служит фактором межнационального мира, прививая учащимся понимание своей истории и культуры, воспитывая уважение к представителям других религиозных традиций. Люди нуждаются в ясных целях и зримых ориентирах. Нам нужно вспомнить, что жизнеспособное общество может быть устроено только в гармонии души и тела. Только в объединении усилий государственной власти и всех благонамеренных сил возможно построение общества, свободного от уз неправды и насилия, надутого тщеславия и разрушительного сладострастия, сытого равнодушия и голодной зависти», — заключил Святейший Патриарх Алексий.
Русская линия