Пресс-служба Ярославской епархии | 28.06.2005 |
Святая Русь, или родина бабы — яги?
В минувшую субботу в селе Кукобой Первомайского округа Ярославской области проходил праздник села. К этому мероприятию прилагались все необходимые атрибуты действа — областной размах, приезд губернатора, посещение Спасского храма и одновременно знакомство с музеем сказок. Ровно год назад было принято решение в этих местах прописать бабу-ягу. Ей и избушку на курьих ножках соорудили. Для этого сразу и деньги были найдены из разных уровней бюджета. Теперь, как обещают местные власти, на родину сказочной «героини» будут стекаться тысячи туристов. Бабкояжковский бренд раскручивают сильно. «На день рождение к бабе-яге», а именно так назывался праздник было приглашено много «почетных гостей». Среди них, как уже было сказано, заехал сам губернатор, его заместители. Сленгом данного мероприятия являлись такие слова: «В сказку попасть не просто, а очень просто! Главное в это поверить!».
Ярославская епархия выразила свой протест по поводу проводимых торжеств. Миссионерский отдел епархии обратился ко всем присутствующим на празднике с заявлением.
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось возрождением диких языческих культов, проклятых еще нашими далекими предками, раз и навсегда избравшими Христа. В годы атеистического безумия православные святыни были подвергнуты разорению и пребывали в запустении. Но Бог поругаем не бывает. Безбожная власть канула в прошлое, освободив место новым правителям, которые должны были бы учиться на ошибках своих предшественников. Однако мы видим обратное. Безразличие к проблеме возвращения и возрождения Православных храмов и монастырей соседствует с сектолюбием и покровительства всякой бесовщине. Власть предержащие покровительствуют обожествлению своих любимых сказочных героев: бабы-яги и водяного. Искусственно создаются неоязыческие капища, в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды, к участию в этих обрядах привлекаются дети. К бесовским капищам прокладывают туристические тропы. Тысячи людей вовлекаются в поклонение бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным душам. Ответственность за беззаконное идолослужение несут власти, перечеркивающие тысячелетнюю христианскую историю своего Отечества своими неоязыческими увлечениями.
Ярославский край осеняют великие Православные Святыни — Риза Господня, чудотворный Толгский образ Божией Матери, сонм Благоверных князей, мучеников и преподобных. Именно они, а не языческие бесы являются покровителями земли Ярославской. И если властям водяной и баба-яга ближе, чем Христос, Божия Матерь и наши святые, то такая власть достойна сожаления, как и избравший её народ.
Миссионерский отдел Ярославской епархии
Несколько слов о Кукобое
Было бы хотя бы немного понятно, если бы в Кукобое туристам совсем было бы нечего посмотреть и чем восхититься, но когда в глуши храм подстать Храму Христа Спасителя, то выдумки властей совсем не понятны. Или это в очередной раз хотят отмыть деньги на создании мыльного проекта?
В живописном месте расположено небольшое село, в центре которого возвышается Спасский храм — чудом уцелевший «младший брат» московского Храма Христа Спасителя.
Собор был построен в 1912 году на средства купца Ивана Воронина местными мастерами за три года. Собор уникален по красоте и архитектуре: созданный в традициях древнерусского зодчества, с причудливыми кокошниками и крыльцами в стиле русского терема. Храм поражает своими размерами и богатейшей отделкой изразцовыми плитками-кирпичиками.
Храм был освящен архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Всероссийским, который в те годы возглавлял Ярославскую кафедру. Храм, который мог бы стать гордостью России, был поруган и осквернен в 1930-х гг. В 1989 году собор возвращен верующим.
Спасский храм сегодня находится в стадии реставрации. Многое сделано настоятелем отцом Александром. Но в деле восстановления памятника Спасского храма — должны принять участие и административные структуры села Кукобой и Первомайского района, на чьей территории находится такое великолепие русской культуры и областные власти. Недавно паломничсескую поездку в Кукобой осуществили студенты Академии туризма.
Об этом они говорят:
«Купец Иван Воронин внес большой вклад в развитие села. На его средства были построены больница, дома и, конечно же, собор, а который был потрачен 1 миллион царских монет. Купец не проиграл их, а сделал людям хорошее, оставил после себя добрую память, не зря прожил жизнь»,
«Паломникам, несомненно, было бы интересно, но обычным людям в настоящее время утомительно… на окончательный вариант реставрации Спасского собора я бы посмотрел, но с такими темпами реставрации…»,
«… Я думаю, люди хотели бы посмотреть на красивый сосновый бор, увидеть, как жили местные купцы…Тогда возникает потребность в постройке купеческого дома, где можно отведать русской кухни… но все это не вырастет на пустом месте, нужно приложить усилия, вкладывать деньги, разбудить местную администрацию к действию, искать спонсоров и т. д. Надо что-то делать, тогда появится работа у местных жителей и заинтересованность у туристов»,
«Очень хорошо, что мы, будущие организаторы туристских маршрутов, совершили эту поездку. Наверное, прежде чем организовать сюда паломников, надо привезти представителей власти. Такой великолепный памятник! Он может быть не только местом для совершения богослужений, но и местом познавательным: какой пример служения людям и Отечеству дал купец Иван Воронин, на чьи деньги построен этот храм! Конечно, чудеса на Русской земле не прекращаются: выстоял храм в трудные годы, как бы и теперь не пропасть. Не пропасть, а процвесть и продолжить удивлять должен этот собор. Наша задача — сохранить Этот Памятник Духовной Культуры Русской Земли!»
«Упорство отца Александра в восстановлении храма заставило меня задуматься о своей жизни: что полезного для окружающих сделала я? Отец Александр затронул в глубине моей души то, что долгое время я не могла найти в себе…»,
«Уникальные памятники духовной культуры находятся в глубинке России… Увидеть такой храм — большая удача, потому что село находится очень далеко от Ярославля, дорога плохая, самому никак не добраться. А вот с экскурсией — хорошо. Солнце радовалось вместе с нами, играя в окнах — витражах храма, эхо в храме удивлялось вместе с нами! Вспомнил слова Достоевского „Красота спасет мир!“ Наверное, это так. Осталось большое желание — побывать еще раз в этом удивительном изукрашенном снаружи храме»,
«Везти кирпичики для храма из Финляндии! Эта мысль не дает мне покоя. Какую же любовь надо было иметь к своему народу, к своему селу! Поразительно!»,
«Посмотрели памятники духовной культуры на маршруте Ярославль-Кукобой.
Я не могу ничего возразить против величия и великолепия, которые встретились на пути следования. Но главное — Дух, Духовность, которую берегут для нас, молодых, священники. Отец Александр и отец Василий показали пример сохранения духовности не на словах, а на деле…»
Восхищение и удивление вызвала поездка ребят в Кукобой, где есть удивительный собор, равных которому нет во всей округе, да и в России.
Но почему-то именно в этом святом, насмоленном месте местные и областные власти вместо помощи в реставрации Спасского собора решили создать в нескольких метрах от храма еще один культурный объект — избушку Бабы Яги, жилище мрачноватой сказочной героине, которой на Руси традиционно пугали детей. И этот проект проинвестировали.
Куда логичнее было бы устроить в Кукобое музей русского купечества, многих достойных представителей которого подарила России Ярославская земля. Пример Ивана Воронина, который сумел своим трудом выбиться в люди и даже стать благотворителем своих земляков, далеко не единичен. Вот образец, на котором должны бы воспитываться наши дети. Но нынешнее время и рыночная коньюнктура, подогревающая интерес ко всякого рода паранормальным явлениям, диктуют совсем другое.
Как рассказывают очевидцы праздника, сначала все было очень торжественно. Все приглвашенные высокие гости зашли в храм, потом презентация кафе «Сказка», экскурсия в гости во владения бабы-яги, а затем посещение Святого источника с целебной водой, который в 1912 году освятил Святитель Тихон. Праздник был устроен накануне дня Всех Святых. Но об этом губернатор не вспомнил. Он посетовал на то, что как-то странно, что Русская Православная Церковь негативно относится к милой бабушке ёжке.
Поздравительная речь А.И.Лисицина
(Кукобой 25 июня 2005 г.)
«Дорогие кукобойцы, друзья, гости!
Шестой раз вместе с Вами встречаю я день поселка Кукобой, бывшей столицы Первомайского района. Именно отсюда в 2000 году стартовала программа благоустройства сел и посёлков Ярославской земли. Мы с Вами помним, как вместе открывали этот мост. Мы помним, как благоустраивали Ваш поселок. И видно сегодня, что с каждым годом краше становится поселок. Много гостей приезжает к вам. Жизнь становится лучше, и это все дело рук Ваших, рук трудолюбивых людей, которых любят свое село. Я поздравляю Вас с Вашим праздником. Поздравляю Леонида Ивановича человека, который любит Ваш край, Вашу землю, Ваш поселок, человека, который выделяется среди глав своим трудолюбием, инициативой, творческим подходом. И то, что баба яга сегодня с нами в этом нет ни чего плохого. Церковь должна понимать это правильно. У Церкви нет сегодня претензий к памятнику Ленина, человеку который разрушил все храмы и монастыри земли Русской. А что сделала бабушка ёжка для православия вредного? Да ни чего. Это добрая изначально в Русских сказках старушка хранительница очага, былин, преданий. Человек, образ которого прошёл через все русские сказки и только в советское время ей предали облик злого такого чудовища. При этом и ни чего в этом нет плохого. Церковь всегда призывала к терпению, и мы должны понимать все, что делается на благо и развитие вот этого далекого села, красивого села, красивых людей, которые хотят здесь жить и развивать своё родное гнездо. С праздником Вас дорогие кукобойцы."
Просто из речи губернатора получается какая-то «православная бабка ежка». К ней в гости Анатолий Иванович Лисицын приехал с радостью. Что совсем нельзя отметить в праздник Ярославской иконы Божией Матери, заступницы всего Ярославского края, который состоялся 21 июня. Не было губернатора и в дни Святой Троицы. В наше время, наверное, надо определяться в выборе «туристических» маршрутов, либо идем молиться к Толгской иконе Божий Матери, либо к бабе -яге.
Мода «прописывать» в своих местах сказочных персонажей стала шествовать по стране и по Ярославской области. Не миновала она и Пошехонья. Просто соперничество какое-то возникает, кто вперед поселит нечисть. Пошехонье, старинный, православный русский городок, стал родиной водяного. Скоро всем предложат нарядиться в лохмотья, и таким образом завлекать туристов-иностранцев. Но все-таки самим жителям Кукобоя, Пошехонья решать, где они живут — на святой и древней земле или на родине водяного с бабой ягой.