Русская линия
Патриархия.Ru23.06.2005 

Итоговый документ совещания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с правящими архиереями юга России

В ходе визита Святейшего Патриарха Алексия на Кубань (15−16 июня) состоялось совещание архиереев юга России. В нем приняли участие сопровождавшие Святейшего Патриарха Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Сергиево-Посадский Феогност, а также архиереи южных епархий: митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон, епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Ейский, викарий Екатеринодарской епархии Тихон.

Обсудив различные вопросы духовной жизни российского юга и церковного служения в местных епархиях, иерархи приняли итоговый документ, текст которого приводится ниже.

Итоговый документ совещания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с правящими архиереями юга России

Мы, архиереи Южного федерального округа, собравшиеся на Кубанской земле в городе Геленджике под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещание по насущным вопросам взаимоотношения Церкви и государства, Церкви и общества, роли и месте Церкви в жизни общества, отмечаем, что инициатива Святейшего Патриарха проведения расширенных межепархиальных совещаний в ходе посещения Святейшим Патриархом епархий является весьма актуальной и своевременной.

На встречах подобного рода архиереям представляется реальная возможность услышать слово Первосвятителя, его мнение по различным направлениям жизни Церкви, что позволяет им более выверено и скоординировано развивать свою последующую деятельность на региональном и епархиальном уровне. С другой стороны, архипастыри и духовенство имеют возможность непосредственно поделиться с главой Церкви проблемами, с которыми они сталкиваются в окормляемых епархиях и регионах. Это дает возможность Святейшему Патриарху и Священному Синоду из первых уст иметь четкую и ясную картину церковной жизни на местах.

Посещая со Святейшим Патриархом приходы Кубанской епархии мы не только наблюдали плоды духовного возрождения, но воочию убедились в актуальности слов Спасителя: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). Несмотря на достигнутые результаты церковного строительства, еще очень многие люди, даже принявшие Святое Крещение, остаются вне храма, вне церковной жизни, вне спасительного следования за Христом.

В этой связи отмечаем, что пастырям и всем верным чадам Церкви Христовой необходимо усилить духовный подвиг, чтобы свидетельствовать миру Истину во Христе чистотой своей жизни и деятельным служением благу ближнего. Каждый верующий, и особенно пастырь Церкви, должен стремиться стяжать любовь Христову, чтобы стать проводником божественной благодати в измученный безверием и обезображенный пороком мир. Основной задачей пастырей, монашествующих и мирян должна быть добродетельная жизнь, которая без слов, одним своим примером свидетельствует людям о победе веры над духовным забвением и безнравственностью, над эгоизмом и индивидуализмом, которые разрушают семью, ослабляют общество и лишают его будущего.

Призванные Христом быть солью земли (Мф. 5, 13) и светом миру (Мф. 5, 14), все чада Православной Церкви — и духовенство, и монашествующие, и миряне, — должны пребывать в духовном бодрствовании и трезвении, ревностно и в духе Евангельской жертвенности исполнять свое служение перед Богом и людьми, чтобы приводить ко спасению своих родных, знакомых, сослуживцев и вообще всех, с кем по воле Божией они соприкасаются в жизни. Особенно в этом нуждается молодое поколение, которое должно всегда быть в центре пастырской заботы и особого попечения церковной среды.

Одной из важных задач, положительное разрешение которой необходимо найти в ближайшее время, является введение курса «Основы православной культуры» в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации. Ее решение должно объединить усилия всех, кому небезразлично, какими вырастут следующие поколения россиян, на каких принципах они будут строить свою частную, общественную и государственную жизнь. Необходимость этого мы особенно ощущаем, живя на Юге России, где есть субъекты Федерации с преобладающим мусульманским населением.

Мы констатируем, что в некоторых республиках, таких как Чечня, «Основы традиционной исламской религии» без проблем преподаются в государственных общеобразовательных учреждениях. Но, когда речь заходит о преподавании «Основ православной культуры» в регионах с преобладающим православным населением, мы сталкиваемся с различного рода препятствиями, противостоянием и непониманием ответственных лиц, что, по нашему мнению, не может служить позитивным фактором общественного и государственного развития страны. Ибо знание истории, культуры и духовных традиций своего народа составляет основу в формировании патриотического сознания, которое объединяет общество в единую дружную семью, дает мощный импульс в созидании его благосостояния.

Еще раз подчеркиваем, что на протяжении многовекового исторического пути России мы умели жить в дружбе и взаимопонимании с представителями других традиционных религий нашего государства. Так и сейчас мы делаем все возможное, чтобы развивать и укреплять дружественные братские взаимоотношения с представителями традиционных религий, в том числе, что особенно важно на Юге России, с представителями ислама.

Мы высказываем серьезную озабоченность проблемами демографии. Ведь могущество государства, жизнеспособность общества и благосостояние народа имеют свои корни и основу в крепкой и, как было прежде, многодетной семье. Ибо чадородие — это не что иное как благословение Божие, изначально данное людям еще в раю: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Быт. 1, 28).

Мы признаем, что корни демографической проблемы находятся в сознании людей. Семья зарождается не в момент бракосочетания, а еще в юном возрасте начинает формироваться правильное отношение к браку и семье. От того, какими категориями научится мыслить молодежь за детские и юношеские годы, зависит крепость семейного союза и вообще возможность его создания. Нередко современная молодежная субкультура направлена на разрушение идеалов супружества, создает в молодежной среде культ греха, вседозволенности и нравственной распущенности, ориентирует сознание молодежи на отказ от создания семьи и ответственного воспитания детей.

В этой связи необходимо трудиться над возвращением в общественное сознание христианского взгляда на семью, над возрождением традиций православной семьи, над подготовкой подрастающего поколения к подвигу супружества и воспитания детей. Это должно стать предметом нашей заботы на уровне епархий, приходов и церковной общественности.

Нас беспокоит проблема нравственного состояния общества, в особенности — распространение таких тяжелейших пороков как наркомания, табакокурение и пьянство, особенно пивной алкоголизм среди юношества и подростков. Неблагополучие в этой сфере также обусловлено духовными причинами и кроется в безверии и отсутствии нравственных установок в общественном сознании. Соответственно их решение напрямую связано с духовным просвещением общества и его оздоровлением на началах нравственных норм Евангелия.

Мы вновь заявляем, что не урегулированные государством вопросы налогообложения религиозных организаций и возвращения церковного имущества не позволяет полноценно Церкви участвовать в решении социальных проблем общества. А отдельные принятые за последние годы поправки в действующее законодательство, осложняют внутреннюю жизнь Церкви и ограничивают ее возможности социального служения и духовно-нравственного просвещения молодежи. Это относится к отмене в Федеральном Законе «Об образовании» положения о финансировании негосударственных общеобразовательных школ.

Такое решение может привести к ликвидации большинства православных гимназий, лицеев и школ, в которых законное право на образование и нравственное воспитание осуществляют тысячи юных граждан России. Несмотря не неоднократные обращения Святейшего Патриарха остается нерешенным вопрос о налогообложении имущества религиозных организаций. Мы также отмечаем нарастающие затруднения в возвращении церковного имущества, что осложняет выполнение наших прямых обязанностей по удовлетворению духовных нужд людей и не может не вызывать тревогу архипастырей и пастырей Церкви.

Собравшись в благодатном Краснодарском крае — жемчужине России, мы не можем скрыть нашей боли и озабоченности главной проблемой Северо-Кавказского региона — терроризмом. Мы вновь и вновь с болью вспоминаем трагедию в Беслане и обращаемся ко всем людям, живущим в этом регионе, с призывом к миру и согласию, ибо Господь даровал нам все, чтобы мы шли не по пути братоубийства и разрушения, а по пути любви и созидания.

Человеческая жизнь — это дар Божий, она предназначена для созидания, для умножения в мире добра и свидетельства о благе Творца. Терроризм, призывающий к жестокости и насилию, ненависти и убийству — уничтожению жизни, не может быть оправдан никакими политическими или религиозными целями и лозунгами. Для борьбы с этой проказой XXI века мы должны объединить все здоровые силы нашего общества. Люди должны знать, что ни одна из традиционных религий в России не проповедует человеконенавистничество и осуждает вражду между людьми в любых ее проявлениях.

Мы также не можем оставаться безразличными к насаждению жестокости и умалению значимости человеческой жизни на телеэкранах и компьютерных мониторах. Только изживая духовное невежество и культ жестокости в масс-медиа, киноиндустрии и компьютерных технологиях общими усилиями мы сможем победить это зло.

В этом году наша страна впервые будет отмечать новый государственный праздник — День народного единства. Он совпадает с днем празднования Казанской иконы Божией Матери — днем, когда начиная с XVII весь наш народ праздновал окончание Смутного времени. И сегодня мы призываем нашу паству не подходить формально к этому празднику, как к еще одному дню отдыха, но совместно с государственными и общественными институтами разработать программу действий, которые смогли бы ясно показать пагубность центробежного пути в жизни общества, семьи, государства, народа, ведущей к одному — разладу, вражде, ненависти и, в конечном итоге, ослаблению государства. Вся история России свидетельствует, что в единении — наша сила. Не в декларативном единении, а в практическом соработничестве всех заинтересованных в укреплении Отечества сил общества по претворению в жизнь идеалов мира и добра.

Мы, архиереи Южного федерального округа, принявшие участие в региональном совещании, вновь выражаем благодарность Его Святейшеству за его отеческую заботу, за предоставленную возможность общения с Первосвятителем не только в богослужениях: в совершении Божественной литургии, освящении построенного храма, молебных пениях, но и за возможность прямого общения и непосредственного обсуждения насущных проблем.

Надеемся, что этот опыт будет добрым примером, свидетельствующим о единстве епископата, духовенства и паствы Русской Православной Церкви со своим Первосвятителем.

Геленджик, 16 июня 2005 года


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru