Приходы | Епископ Пантелеимон (Шатов) | 16.09.2015 |
11 сентября в Русской Православной Церкви традиционно вспоминают мученическую кончину последнего в ряду ветхозаветных пророков и первого святого Нового Завета — Иоанна Предтечи. В дореволюционной России эту дату отмечали также как Всероссийский день трезвости. Решение об этом было принято Святейшим Синодом в 1913 году. В атеистическое лихолетье эта традиция ушла, и лишь спустя век, в 2014 году, Русская Церковь возродила День трезвости как общецерковное празднование.
Не так давно председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон во время встречи с заместителем председателя Правительства России по социальным вопросам Ольгой Голодец предложил сделать этот день не только Всероссийским, но и отмечать его на государственном уровне.
О том, почему День трезвости так важен для России, выступает ли Церковь против вина и есть ли альтернатива пьянству, владыка Пантелеимон рассказал порталу «Приходы».
— Вы не так давно предложили, чтобы День трезвости, который сейчас отмечают по церковному календарю, стал Всероссийским. Чем вызвана эта инициатива? Почему вообще Русская Православная Церковь в последние годы активно продвигает тему трезвости и трезвенного образа жизни? Чтобы быть в тренде, как говорят сегодня?
— День усекновения главы Иоанна Предтечи всегда был поводом говорить о пьянстве и его вреде. Ведь известно, что страшное библейское злодеяние — усекновение головы пророка — совершилось во время пира. Безумный и страшный царь Ирод отмечал день своего рождения. И на этот пир, где были пьяные царские вельможи, где были непотребные танцы и много еще чего, была на блюде принесена голова величайшего постника, который никогда не брал в рот ничего хмельного. Это было поругание над праведником, которое завершилось его прославлением. В этом своем уничижении он предвосхитил крестный подвиг Спасителя. Именно поэтому 11 сентября говорили о трезвом образе жизни, а люди, которые борются с пьянством, стали воспринимать его как свой праздник.
Не так давно Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение восстановить День трезвости и сделал его общецерковным. Это было хорошо воспринято государством, а Министерство здравоохранения оповестило об этой инициативе субъекты федерации и регионы. В некоторых из них, кстати, этот день был объявлен и светским праздником, потому что угроза этого страшного зла, к сожалению, очень реальна и в России многие страдают от пьянства. Когда мы встречались с Ольгой Юрьевной Голодец, то она в ряду первых опасностей, которые существуют в стране, назвала как раз этот недуг: люди спиваются, и из-за этого стремительно вымирает наше мужское население. Намного быстрее, чем женское, потому что мужчины чаще ему подвержены. Наш долг — этому противостоять.
На самом деле, Церковь всегда осуждала пьянство. О вреде его говорили и апостолы, и святители. В дореволюционной России были общества трезвости, и Церковь всегда с этим недугом боролась. Но в течение многих десятилетий она была несвободна и практически никак не могла участвовать в общественной жизни. Однако когда такая возможность появилась, Церковь вновь стала об этом говорить и этим заниматься. На приходах появились общества трезвости, а есть и целые братства трезвенников. Данной темой давно занимается отец Тихон (Шевкунов), который возглавляет целое направление по борьбе с этим пороком.
Пьянство — беда. В молитвах Церковь просит об избавлении от нее. Однако это не только зависимость от алкоголя — под пьянством можно понимать зависимость от любой страсти. Поэтому в самой главной молитве — Анафоре, которая читается на Литургии, есть очень важный момент, когда после пресуществления Святых Даров священник молится о том, чтобы причастие Святых Таин было «во трезвение души» причащающихся. Вообще, трезвость души и трезвение — это термины духовной жизни.
— Но может ли всего один день в году повлиять на всю жизнь человека? Зачем вообще нужны памятные дни и дни особого обращения к той или иной теме?
— Конечно, о вреде пьянства надо помнить все дни церковного года. Но необходим и один день, когда концентрируется особое внимание к этой проблеме. Например, преподобный Серафим Саровский каждый день года встречал приходящих словами «Христос Воскресе!», но ведь Пасху мы празднуем только в один день года, хотя каждое воскресенье — своеобразная малая Пасха. Поэтому хоть постные дни и помогают воздержаться от винопития, но нужен один день, который особо напомнит о пагубности этой страсти и поможет в борьбе с ней.
11 сентября организуются специальные мероприятия; они, конечно, проходят не только раз в год, но и в другие дни, однако именно в этот день происходит некая концентрация усилий против борьбы с недугом.
— Вы сказали о специальных мероприятиях в День трезвости. Что это за акции, и как они проходят на приходах?
— В этот день священники произносят тематические проповеди, совершаются специальные службы, возносятся особые молитвы о подверженных страсти пьянства. В школах проводятся лекции и беседы, устраиваются показы фильмов и выставок профилактического содержания, организуются культурные и спортивные мероприятия. Праздник также широко освещается в СМИ, а представители Церкви совместно с общественными и государственными организациями проводят семинары и конференции.
— Много ли людей сегодня участвуют в Дне трезвости?
— Мне кажется, что к этому празднику надо привлечь внимание всех. Когда мы говорили с Ольгой Юрьевной Голодец, она отметила, что в нашем народе, к сожалению, не популярен здоровый образ жизни, и просила священнослужителей и руководителей епархиальных отделов социальной направленности помочь как-то воздействовать на наших граждан.
Здоровый образ жизни — это, конечно, спорт, который не является грехом. Известно, например, что святитель Тихон, находясь в заключении в Донском монастыре, каждый день делал зарядку. А ведь очень многие болезни проистекают от малоподвижного образа жизни.
И тем более правильное отношение к алкоголю должно обязательно популяризироваться, об этом необходимо говорить. Правильное отношение к застолью, к свободному времени — это очень важно. Ведь когда мы говорим о трезвом образе жизни, мы не ведем речь о полном воздержании от алкоголя, от вина.
Есть три категории людей. Те, кто берет на себя подвиг полного воздержания от алкогольных напитков, дают специальные обеты. Это праведники, которых возглавляет Иоанн Предтеча. Есть люди, больные алкоголизмом, которым врачи и священники запрещают даже в малых дозах употребление вина. Таким людям нельзя вообще принимать алкоголь. Есть даже целые народы, для которых алкоголь является злом, поскольку у них быстро происходит привыкание, они спиваются и оказываются под угрозой вымирания. Таковы, например, малые народы Севера. А есть нормальные люди, которым позволительно знать свою меру и употреблять вино не для того, чтобы прийти в состояние крайнего опьянения, а для радости, чтобы, как говорит Писание, «веселилось сердце человека». И это совсем не предосудительно. Единственное, тут надо быть очень осторожным, потому что люди, которые пьют, часто оправдывают себя тем, что они не пьяницы, а просто иногда любят выпить.
Должны быть какие-то четкие критерии, чтобы имелось понимание, что такое умеренное употребление вина. Для каждого — своя мера. Надо также четко определить, с какого возраста вино можно принимать. Например, в США алкогольные напитки запрещено подавать человеку, не достигшему двадцати одного года. Их просто не продают подросткам. Когда я был в Америке, мы с молодыми людьми плыли на кораблике, на котором пассажиров угощали алкоголем. Но когда мы только садились на этот кораблик, всем, кому исполнился 21 год, на руку надевали специальный браслет. И если у человека был такой браслетик, ему предлагали напитки из бара, тем, же, у кого не было браслета, алкоголь не предлагали. Мне кажется, что меры по ограничению потребления вина нашей молодежью были бы важны и необходимы.
В молодом возрасте очень быстро происходит привыкание к алкоголю, появляются также изменения в психике человека.
Для взрослых умеренное употребление вина допустимо. И на свадьбах употребляется вино, и в Церкви при совершении Таинства венчания употребляют вино. Сам Господь умножил вино на свадьбе в Кане Галилейской.
Само по себе вино не является злом, нельзя с ним бороться как с неким зловредным веществом — необходимо бороться с привычкой к алкоголю, с пьянством, которое меняет психику и личность человека.
— Иногда говорят: он не пьет, не курит, не принимает наркотики, поэтому злой. Не умеет расслабляться. Как быть трезвым и не потерять радость жизни, любовь к ближнему?
— Это очень странное противопоставление, потому что все пороки являются грехом и вредят телу и душе и человека. Это доказано медициной. Любой здравомыслящий и образованный человек понимает, что из-за пьянства он меньше будет жить, его печень будет больной, у него возникнет зависимость. Именно в момент опьянения совершаются разные грехи, ведь это не просто некое расслабление, а полная потеря контроля над собой, когда человек забывает про чувство меры, устраивает скандалы, дебоши, теряет работоспособность. Как можно это назвать радостью?
Ведь ровно так же, например, можно испытать радость от свободного падения, спрыгнув с крыши небоскреба, и это, может, станет даже большей радостью, чем просто напиться. Или наркотики -ну что же хорошего от того, что полностью меняется сознание и человек становится больным? Я знаю наркоманов и знаю, что с ними происходит. У меня есть одна знакомая, бывшая наркоманка, которая однажды принесла мне список своих друзей и попросила за них помолиться. Все они уже давно в могиле: кто покончил с собой, кто умер от передозировки, кто скончался в психиатрической больнице, кого просто убили, кто-то умер на зоне и так далее. Такой же пагубной привязанностью является и курение.
Конечно, надо говорить отдельно с теми людьми, которые не знают, что такое радость жизни. Ведь, когда человек не знает настоящей радости, он идет и ищет какое-то ее подобие. Но это псевдорадость. Она связана с горем, и человек не становится от нее счастливее.
Счастлив тот, кто живет настоящей радостью, кто умеет жертвовать собой ради других, любит, занимается творчеством. Настоящая радость — это радость общения с Богом, радость познания окружающего мира.
Познание Бога является главной и совершенной радостью в жизни человека. И сегодня этот путь открыт для всех. Если раньше у нас в стране были какие-то запреты, то сейчас духовная жизнь возможна для всех. Поэтому противопоставление радости и трезвения совершенно неверно, так говорят только те, кто не знает настоящей радости.
Мы знаем многих святых и подвижников, удивительных людей, которые и в старости были молоды душой, здоровы умом, даже несмотря на немощь тела. Это были живые, радующиеся люди. Я знал некоторых из таких подвижников, и с ними всегда было удивительно интересно беседовать. Я также видел людей, не знающих Бога и не живущих церковной жизнью. Это было страшное и жалкое зрелище, поскольку жизнь с Богом и без греха ведет к подлинной радости, а жизнь в зависимости, грехе и искушениях только калечит душу человека и лишает его возможности радоваться по-настоящему.
— Служба «Милосердие», организованная Вами, занимается, в том числе и людьми, которые вышли за рамки нормальной жизни, потеряли работу, стали пить, попали в зависимость от наркотиков и так далее. Вы им активно помогаете. А есть ли какая-нибудь статистика, насколько такие люди изменились с помощью Церкви и благодаря встрече с Богом?
— Только что у меня был батюшка, который рассказал о том, как меняется человек, который не только своими силами борется с подобными недугами, но и дает церковные обеты и старается их держать. Он привел в пример собственные исследования, а у него в выборке участвовало чуть ли не две тысячи человек, а то и больше. Этот батюшка рассказал только о тех, чьи судьбы в дальнейшем удалось проследить, потому что есть и такие, кто просто ушел и про них сейчас ничего не известно. Они приравнены к тем, кто не сумел сохранить обет. Так вот, из тех, кто смог побороть пьянство светскими методами, через пять лет не сорвались лишь 20 процентов. А среди тех, кто прибег к церковной помощи, сохранили трезвость 30 процентов. Кажется, расхождение вроде бы небольшое, но здесь, еще раз повторю, не учитываются те, с кем связь была утрачена.
Я лично знаю тех, кто был подвержен страшным порокам, но благодаря Церкви изменился в лучшую сторону, нашел работу, смог сохранить семью, стал интересным человеком. У меня есть прихожанка, которой сейчас больше 50 лет. Она пришла к нам закоренелой наркоманкой и не могла бросить наркотики лет десять. В молодости эта женщина была хиппи, приехала в Москву из какого-то небольшого сибирского города в тринадцать лет и почти сразу начала тут неправильную жизнь. Но, в конце концов, смогла преодолеть свою зависимость и бросила наркотики. Сейчас она пишет иконы, поет в хоре, получила в Москве однокомнатную квартиру, водит машину. У нее не самый простой, может быть, характер, но налицо спасенная жизнь. Хотя это было совсем непросто.
Беседовала Милена ФАУСТОВА