Русская линия | 04.05.2007 |
В обращении указывается, что конфликт вокруг участка земли возле православного монастыря имеет давнюю историю. Еще в мае 2001 года обитель получила документ подтверждающий право монастыря на постоянное пользование землей в размере 46 гектаров. Правовая легализация монастырского землепользования вызвала резкую негативную реакцию со стороны мусульманской организации «Бахчисарайский меджлис». Впрочем, до поры до времени члены мусульманской организации не имели рычагов воздействия на начальство монастыря. Ситуация изменилась в 2004 году: когда в результате поддержки оранжевых сил представители меджлиса были избраны в местные органы власти, они потребовал урезать территорию монастыря.
Новый виток обострения ситуации пришелся на декабрь 2005 года, когда монастырская братия получила заключение Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины о возможности сооружения ограды монастыря. В ответ, Бахчисарайская райадминистрация, возглавляемая членом крымско-татарского меджлиса Эльми Умеровым вернулась к рассмотрению вопроса о принадлежности земель, поставив вопрос о переносе Святых Врат с их исторического места. Тогда же в защиту монастыря в Бахчисарае состоялась акция крымского молодежного объединения «Прорыв», собравшая под свои знамена более 300 человек. Акция против действий местных властей прошла под лозунгами «Отстоим земли православные!» и «Нет меджлису!».
Пытаясь разрешить ситуацию путем конструктивного диалога, наместник монастыря о. Силуан предложил крымским мусульманам несколько вариантов разрешения наболевшей проблемы, напоминают составители документа. Однако предложения архимандрита не нашли поддержки со стороны муфтия мусульман Крыма Эмира-Али. «Строительство ворот и тем более забора чревато возникновением конфликта», — заявил крымский муфтий. В свою очередь составители обращения указывают что конфликт уже существует. Более того, православная общественность Украины уверена, что если «все будет пущено на самотек, конфликт может закончится кровопролитием».
Авторы документа напоминают, что пещерная Успенская церковь, основанная в 8−9 веках, возникла в иконоборческий период истории Византии. «Неужели в нынешней Украине наступили времена, подобные иконоборческим, если по Божьему Промыслу восстановленный на древней земле Крыма усилиями монашествующих этот удел Божией Матери находится под угрозой?», — задаются вопросом возмущенные православные граждане Украины.
Авторы обращения выразили поддержку архимандриту Силуану и братии монастыря и потребовав от государственных структур Украины прислушаться к выдвинутым ими предложениям по разрешению земельного конфликта вокруг территории монастыря.
Между тем, члены меджлиса используют различные аргументы для оправдания своих претензий. Так, по одной из версий возникновения конфликта, крымские мусульмане опасаются запрета со стороны православного монастыря к доступу к Зынджырлы-медресе и кладбищу Газы-Мансур, расположенным неподалеку. Подобное заявление выглядит достаточно странно, учитывая тот факт, что неподалеку от монастырской территории находится оживленный туристический маршрут, начинающийся с посещения Ханского дворца в Бахчисарае, караимского пещерного города Чуфут-Кале и заканчивающегося экскурсией по Свято-Успенскому монастырю. Территория при монастыре, итак фактически ему принадлежащая, находится в свободном доступе для всех желающих. Единственным ограничением со стороны монастырской братии является просьба соблюдать тишину и не кричать без экстренной необходимости. Скорее всего, настоящая причина конфликта кроется в финансовых интересах членов меджлиса.
Русская линия