ОВЦС МП | 25.12.2006 |
После внимательного изучения жизни и обстоятельств гибели Государя Николая Александровича и его семьи Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял решение об их канонизации в лике страстотерпцев. Канонизация была торжественно осуществлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в праздник Преображения Господня 19 августа 2000 года. Сама по себе канонизация не означает, что с помощью своего авторитета Церковь может сделать кого-то человека святым. Этот акт предполагает признание иерархией и народом Божиим уже данной от Бога святости.
Однако, обладая прежде всего духовным значением, акт канонизации содержит и правовую позицию, так как преступник, нарушивший богоугодные законы, не может быть святым. Святой, идущий против безбожных законов, — праведник и исповедник. Об этом недвусмысленно сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху» (III, 5). Таким образом, Церковь вынесла свое историческое суждение как о законах, с позиции которых принималось решение о расстреле Царской семьи, так и о самом факте убиения Государя и его близких.
Тем не менее, церковные постановления имеют авторитет только для верующих людей. Высокие представители современного Российского государства неоднократно высказывались об убийстве Царской семьи и о последовавших после революции репрессиях как о бесчеловечных и безнравственных преступлениях. Однако достойно сожаления, что это преступление до сих пор не получило правовой оценки, которая стала бы неотъемлемой частью современного российского нормативно-правового поля и обеспечила бы его связь с тысячелетней истории государства Российского. Кроме того, появление такого правового решения было бы ясным свидетельством осуждения этого преступления и подобных ему злодеяний Российским государством, являющимся, согласно международному праву, правопреемником Советского Союза. Этот шаг имел бы важное общегражданское значение, поскольку Государь Николай Александрович был главой государства не только для православных русских людей, но и для представителей всех народностей и вероисповеданий Российской империи.