ОВЦС МП | 01.12.2006 |
«Ваше Святейшество, с глубоким сожалением и горечью осознаем мы, что приходится обращаться к Предстоятелю единоверной Церкви не за советом и утешением, не для того, чтобы изъявить благодарность или поделиться радостью во Христе, но для того, чтобы выразить охватившее нас недоумение.
Недоумение же наше вызвано присутствием преосвященного Феофана (Ашуркова), епископа Ставропольского, на инаугурации президента непризнанной республики Южная Осетия. Мы избавляем Ваше Святейшество от излишних объяснений политического характера. Обратим Ваше внимание лишь на необоснованное вторжение архиерея Русской Православной Церкви на каноническую территорию Церкви-сестры.
Выбор, перед которым оказались духовные чада Грузинской Православной Церкви, толкуя о возможных причинах этого явления, к нашему прискорбию, весьма далек от тех ожиданий, которые может питать любой истовый христианин по отношению к своим духовным руководителям: либо епископ Феофан пребывал на указанном мероприятии по собственной инициативе (и тогда мы имеем дело с неприятным, и хоть не единственным, но все-таки частным эпизодом), либо был он там по Вашему благословению. В этом последнем случае мы вынуждены признать, что для Русской Православной Церкви преходящие политические интересы мирской власти стоят выше церковных установлений».
Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить, что содержащаяся в этом тексте информация не соответствует действительности. 24 ноября 2006 года, накануне церемонии в Цхинвали, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан находился в Москве и участвовал в наречении архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, которое возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 25 ноября епископ Феофан также находился в Москве, где принял участие в ряде мероприятий. На следующий день, 26 ноября, он сослужил Святейшему Патриарху за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя и участвовал в архиерейской хиротонии архимандрита Елисея. Эти события широко освещались в средствах массовой информации, в частности, материалы о них размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви.
В сложившейся ситуации обращение Центра религиозных исследований Грузии может быть расценено только как заранее продуманная провокация, направленная на компрометацию имени Русской Православной Церкви среди грузинского народа и на разжигание вражды между двумя братскими Поместными Православными Церквами. Служба коммуникации с сожалением отмечает, что данное обращение свидетельствует о наличии политических сил, которые выступают против строительства добрососедских отношений между Россией и Грузией и используют подобные провокации для эскалации напряженности между нашими единоверными народами.