Orthodox.org.ua | Архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук) | 23.11.2006 |
При подаче заявки на вступление в Совет Европы Украиной были взяты определенные обязательства в соответствии с Выводом Парламентской ассамблеи Совета Европы N190 (195) относительно введение в стране недискриминационной процедуры регистрации Церквей и возврата религиозным организациям церковной собственности.
Украинская Православная Церковь констатирует факт невыполнения Украиной взятых на себя обязательств, о которых упоминается выше, и обеспокоена таким положением дел.
В настоящее время в Украине действуют Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23.04.1991 г., Указ Президента Украины «О мерах по возврату религиозным организациям культового имущества» от 04.03.1992 г., Указ Президента Украины «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий политики тоталитаризма бывшего Союза ССР относительно религии и восстановлению нарушенных прав церквей и религиозных организаций» от 21.03.2002 г., Распоряжение Президента Украины «О возврате религиозным организациям церковного имущества» от 22.06.1994 г., Постановление Кабинета Министров Украины «Об условиях передачи культовых строений — выдающихся памятников архитектуры религиозным организациям» от 14.02.2002 г., Распоряжение Кабинета Министров Украины «О перспективном плане неотложных мер по окончательному преодолению негативных последствий политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций» от 27.09.2002 г.
По состоянию на 01.11.2006 г. ни один из обозначенных выше нормативных актов в полном объеме Украиной не выполнен.
Принятый в 1991 году Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», будучи в целом демократичным и в основном согласованным с осоновополагающими нормами международного права, сегодня уже не отвечает полностью соверменным требованиям и реалиям церковно-религиозной ситуации в Украине, что влечет за собой недоразумения и постоянно провоцирует конфликты в отношениях между органами власти и религиозными организациями, а также между религиозными общинами разных конфессий, усложняет межконфессиональные отношения.
Одним из самых серьезных недостатков, который закрепляет действующий Закон — это положение дискриминирующее в гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношениях объединений религиозных организаций, то есть церквей в целом. За пятнадцать лет действия Закона, Церкви в целом так и не был предоставлен статус юридического лица, вследствие чего Церковь не может стать собственником имущества, которым пользуется или же которое возвращается входящим в ее состав религиозным орагнизациям.
Решение на законодательном уровне этого вопроса сняло бы остроту проблемы в случае, когда какая-либо община изъявляет желание изменить конфессиональную принадлежность. Она смогла бы это сделать лишь при условии сохнанения имущества, храма в пользовнии Церкви. Против этих изменений категорически выступают раскольнические группировки, что создает им благоприятные условия и возможности для безнаказанного захвата храмов, иного церковного имущества, которое принадлежит иной конфессии, например, Канонической УПЦ.
Предельную конфликтогенность сохраняет норма Закона о поочередном использовании культовых строений для богослужений за правилами, очерченными в его ст. 17. Данное положение создает условия для фактической зависимости религиозных организаций зачастую от предвзятой позиции местных органов власти и постоянно провоцирует междуцерковные конфликты и столкновения. Поэтому норма о поочередности богослужений однозначно и немедленно должна быть исключена из ныне действующего Закона.
Также продолжает сохранять свой ярко выраженный конфликтогенный потенциал и вопрос возврата религиозным организациям церковной собственности, в частности культовых строений, которые пока еще продолжают использоваться государством не по их прямому назначению и острота которого определяется пока еще недостаточным обеспечением религиозных организаций такими культовыми строениями.
По сообщению Фонда Государственного имущества (июль 2003 г.) в перечень объектов и имущества, которое используется не по его прямому назначению и на которое претендуют религиозные организации, входит 784 обьекта (по данным бывшего Государственного Комитета Украины по делам религий таких строений (по состоянию на июль 2003 г.) более 800).
Позиция Украинской Православной Церкви зиждется на том, что государство Украина без каких-либо предварительных условий должно возвратить в собственность канонической Церкви все культовые сооружения, а так же другое церковное имущество, которым пока еще незаконно оно владеет и пользуется, включая хозяйственные постройки, церковную утварь, богослужебную литературу, архивы и т. д.
Требуется незамедлительно принять Закон Украины «О внесении изменеий в Земельный кодекс Украины», в котором предусмотреть изменения к ст.ст. 82 и 92 относительно приобретения права собственности и постоянного пользования земельными участками религиозными организациями.
К числу нарушений прав верующих УПЦ следует отнести и ряд других конфликтных ситуаций, которые имеют свое продолжение, начиная с 2005-го года и на сегодняшний день пока еще не решены.
Сарненская епархия (Ровенская область)
При поддержке Главы облгосадминистрации и Главы Березновской райгосадминистрации Ципана П.К. в с. Ивановка Березновского района 15 апреля состоялась попытка перевести каноническую общину УПЦ в раскольническую «УПЦ-КП».
Тернопольская епархия
6 и 8 марта 2005 года силовым методом был захвачен Свято-Троицкий храм УПЦ сторонниками «УПЦ-КП» в с. Рохманов Шумского района. Захват и передача храма были спровоцированы местной властью. Священнику были причинены телесные повреждения.
Луцкая епархия (Волынская область)
Сторонниками «УПЦ-КП» была осуществлена попытка захвата часовни в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Духче Рожищенского района Волынской области. В течение многих лет не исполняется решение суда о передаче епархии Свято-Троицкого кафедрального собора г. Луцка. В последнее время стало известно, что распоряжение Главы Волынской облгосадминистрации собор передаётся в собственность Луцкой епархии «УПЦ-КП».
Черновецкая епархия
Сторонниками «УПЦ-КП» силовым методом захвачен Свято-Михайловский храм в с. Костинцы Сторожинецкого района Черновецкой области. В с. Шубранец Заставненского района сторонниками «УПЦ-КП» была совершена попытка захвата храма УПЦ. Прихожанам причинены телесные повреждения. Не решена конфликтная стуация вокруг Свято-Духовского храма с. Вытиловка Кицманского района. Инициатором всех бесчинств выступал А. Кобевко — советник Главы Черновицкой облгосадминистрации.
Ровенская область
В селах Милостив, Оржив Ровенского района, Завидов Острожского р-на, Олонив Радивиловского р-на несмотря на судебные решения в пользу приходов УПЦ и охранные договора, бывший Глава Ровенской облгосадминистрации В. Червоний издал распоряжение о передаче храмов и имущества в собственность приходов «УПЦ-КП». Нерешенной остается конфликтная ситуация, которая сложилась вокруг Свято-Воскресенского собора в г. Острог. В с. Милостив Ровенского р-на по личному указанию В. Червония была проведена инвентаризация и опечатан Свято-Троицкий храм, который принадлежит общине УПЦ. В настоящее время храм передан общине «УПЦ-КП». До сегоднешнего дня остается неисполненным решение суда о возврате Кафедрального собора и здания епархиального управления в г. Ровно Ровенской епархии УПЦ.
Киев и Киевская область
До настоящего времени не решены вопросы передачи и юридического оформления корпусов Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Продолжается напряженная ситуация вокруг Десятинной церкви г. Киева. Решением Главы Маловильшанского поселкового совета аннулировано восемь предыдущих решений о передаче строений бывшего сельского клуба и о выделении земли сестринству Святой праведной Иулиании Ольшанской, которое действует при общине с. Степок Обуховского р-на и содержит дом престарелых, который находится на попечении Киевской Митрополии УПЦ. 30 пожилых людей могут остаться без приюта и средств к существованию. УПЦ исключительно на собственные средства содержит этот приют, не получая никакой материальной поддержки от государства.
22 ноября 2006 года