Русская линия
Независимая Молдова Борис Мариан10.11.2006 

Сеятели раздора и вражды

Постоянно тлеющее противостояние между Молдавской митрополией и Митрополией Бессарабии время от времени вспыхивает пламенем конфликтов то в столице, то в каком-нибудь уголке страны. Сталкиваются махалы и церкви, предводимые их пастырями. Иные священники, взбунтовавшись против своих религиозных вождей, перебегают в церковный лагерь противника. Порой дело доходит до рукопашных потасовок под сводами божьих храмов на глазах у святых, скорбно взирающих с икон на сии богопротивные сцены. Самым пагубным и общественно опасным является то, что в эти конфликты вовлекаются простые прихожане, включая детей, и что за спиной действующих лиц и исполнителей стоят политические режиссеры от оппозиции, а то и засланные из-за кордона «казачки».

Подобное столкновение имело место в минувшую субботу в Унгенах, в храме Александра Невского, о чем пресса и телевидение уже оповестили общественность, а канал PRO TV посвятил событию целую передачу с участием конфликтующих сторон при весьма тонком подсуживании известной ведущей Лорины Богза.

Правды ради скажу, однако, что она показала обе пленки, бывшие в ее распоряжении, т. е. два телевзгляда, по-разному трактующие столкновение в церкви и отражающие разновидение конфликта обеими сторонами. А через день, на созванной по свежим следам прессконференции свою версию и трактовку события, а также официальную позицию Митрополии Молдовы озвучили главный «виновник торжества» епископ Унгенский и Ниспоренский Петр, секретарь епископии протоиерей Анатолий Чибрик, духовник Унгенского монастыря архимадрит Пантелеймон. Их дополняли и отвечали на вопросы журналистов благочинные Ниспорен и Калараш, а также представитель светской власти — советник председателя Ниспоренского района Ион Цугуля. Как видите, присутствие было солидным, трактовка, доложу я вам, весьма убедительной, тем более, что мы просмотрели телесъемку с места события, которая и стала основным аргументом официальной обвинявшей стороны. И, несмотря на то, что большинство вопросов пишущей братии были с подковыкой, поскольку большинство же и представляло так называемую оппозиционную печать.

Что же произошло, вокруг чего такая общественная шумиха?

В начале октября Святой Синод Православной церкви Молдовы назначил епископом новой Унгенско-Ниспоренской епископии викария Петра, бывшего духовника монастыря в с. Хынку, весьма авторитетного и широко известного среди священников и верующих человека. На его официальное возведение в сан в унгенском соборе Александра Невского, прибыл сам Митрополит со свитой, однако парох Иоан Порческу с кучкой своих сторонников преградили дорогу высоким гостям и никого не пустили в храм в знак протеста против назначения Его Преосвященства Петра епископом. Еще две подобные попытки кончились тем же. И вот в воскресенье 5 ноября была предпринята четвертая попытка к примирению. Сюда прибыл снова епископ Петру со свитой священников и официальных светских лиц, собираясь отслужить предусмотренную по такому поводу литургию. Как вдруг:

Как вдруг настоятель храма протоиерей Иоан Порческу, мужчина внушительных размеров и устрашающего вида, вместе с несколькими агрессивно настроенными прихожанами, стал выталкивать высоких гостей из церкви, отвергнув просьбу ново- назначенного епископа, фактически его начальника, помолиться вместе с ними. На попытку секретаря епископии протопопа Анатолия Чибрика зачитать решение Синода настоятель Порческу вырвал у него из рук этот документ, смял и бросил на пол, заявив, что не согласен с решением Синода и не признает епископа Петра за начальника, а сторож церкви толкнул секретаря Чибрика так, что тот еле удержался на ногах. Тем часом две разъяренные прихожанки и один юный прихожанин продолжали с криками наступать на Его Преосвещенство и свиту, одна из них сорвала головной убор с сопровождавшей епископа монашки, и тут подоспевшим полицейским пришлось удержать хулиганку. А высоким гостям ничего иного не оставалось, как ретироваться.

Как мы узнали позже, «возмущенными прихожанами» оказались супруга, дочь и сын отца Иоана Порческу, а также церковный сторож, о чем телеканал PRO TV, снимавший репортаж с места события, почему-то умолчал. Такой же понятной загадкой для разбирающихся в политике людей было скоропостижное появление в этом месте депутата Парламента от ХДНП господина Секэряну, известного адвоката Бессарабской митрополии и мастера политической режиссуры. Он тут же стал подсказывать, как превратить нападавших ввозмутителей спокойствия в жертв нападения:

Не на личном ли вертолете прилетел он так быстро на столь привлекательный скандал? Как тут не раздуть его с парламентской и партийной трибун, обвинив церковное руководство, а заодно и государственное в преследовании Бессарабской митрополии и верующих, да как не погреться у такого жаркого политического костра! Тем более, что «бунтарь» Порческу загодя подал заявление о переходе на службу в Бессарабскую митрополию, а с ним заодно — настоятели церкви села Дануцены Унгенского района Владимир Ешану и каларашской церкви Святой Троицы Иоан Муту, тоже взбунтовавшиеся против епископа Петра и принявшие участие в публичном скандале. Причем, по выражению владыки, в послужном списке последнего, «цветет целый букет цветов зла». За это («неподчинение высшим церковным властям») все трое уже поплатились «отрешением от должности и запретом на совершение таинств, до покаяния», как сказано в епископском декрете от 3 ноября с.г. Оно и понятно: у церкви свои каноны, основанные на единоначалии, как в армии, и на послушании — либерализм и демократия там неуместны, поэтому журналисты и политики не должны судить о делах церковных со светских позиций.

В данном же конкретном случае «еретики» нарушили не только церковные каноны, но и правила человеческого общежития, Например, протоиерей Порческу публично и голословно обвинил новоназначенного епископа в тяжких грехах и пороках — даче огромной взятки за назначение, обкрадывании детского приюта и даже в гомосексуализме. Некоторые легковерные или, скорее, злонамеренные журналисты (например, из газеты «Флукс») тут же подхватили эти инсинуации, забыв, должно быть, что кроме Божьего Суда, есть и обычный, людской, сурово карающий за оскорбление чести и достоинства. Как было сказано на прессконференции, к нему пусть готовятся и упомянутые отступники.

Существование параллельной Бессарабской митрополии поощряет многих нечестных и нечестивых священников к неблаговидным поступкам, порой даже к антигосударственным акциям, потому что там они легко находят себе убежище. Чуть что, чуть прищемят его за проступок, такой штрафник грозится начальству побегом «туда», где его, кстати, ждут с распростертыми объятиями. Бессарабская митрополия стала приютом обиженных, и это не делает ей чести. Вот и в данном случае, кого приобретет она, скажем, в лице Иоана Порческу? Потерявшего авторитет у верующих, превратившего храм божий в семейный подряд. А в лице протоерея Ешану? Погрязшего в коммерческих делах священнослужителя, о котором односельчене судят не по духовным подвигам, а по бару у входа на кладбище, который выпивохи называют не иначе как «Поповский бар». Настоящей-то причиной их яростного протеста против назначения Его Преосвященства Петра была отнюдь не забота о «чистоте рядов», а опасение, что новый епископ не потерпит совмещения ими должности священников с торгашеством. Как известно, этого не терпел и Спаситель.

Хотелось бы закончить эти заметки фразой из «Обращения Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира к православному народу Молдовы», написанному по поводу произошедших в Унгенах событий: «Случившееся не является конфликтом церковного свойства, а конфликтом гордыни и мелких интересов, однако значение его велико».

Опубликовано на сайте православного общества блаженной Матроны Московской города Кишинева

http://blaj-matrona.orthodoxy.ru/sait/index.php?subaction=showfull&id=1 163 153 629&archive=&start_from=&ucat=4&


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru