Exarchat.org | 24.10.2006 |
1. Взаимоотношения с Московской патриархией:
Совет Архиепископии ознакомился с Журналами заседаний Священного Синода Московской патриархии от 6 октября 2006 г.
a) Совет Архиепископии принимает к сведению предложение Московской патриархии рассмотреть проблемы, возникшие в последнее время между Экзархатом и Московской патриархией, в рамках собеседований между Московским и Константинопольским патриархатами (Журнал N 104 п.3). Совет приветствует такое начинание, поскольку создалась тягостная для всех нас ситуация, и мы, живущие здесь, переживаем эти раздоры с болью и огорчением. Поэтому Совет Архиепископии надеется, что собеседования между ответственными лицами обоих Патриархатов — с учетом различных аспектов настоящей ситуации — позволят снизить напряженность и восстановить мир при соблюдении экклесиологических и канонических норм православного Предания.
б) Совет Архиепископии считает нужным дать некоторые уточнения относительно канонического положения Преосвященного eпископа Амфиполийского Василия, а также клириков, перечисленных в журнале N104 заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 2006 г., которые, как говорится в постановлении Синода, «в состав Экзархата были приняты без запроса на то отпускной грамоты от их канонического cвященноначалия» Русской Православной Церкви. С этими уточнениями можно ознакомиться в приложении.
в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале N 104:
Высокопреосвященный aрхиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был — как и все его предшественники во главе Экзархата — избран свободным соборным волеизъявлением Общего Eпархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917−1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.
«Руководство Экзархата» никогда не отказывалось и не отказывается от духовного наследия митрополита Евлогия и его приснопамятных преемников на церковном поприще в Западной Европе. Именно храня верность их учению и следуя православной экклесиологии, которая основывается на территориальном принципе Церкви, выявляемой в определенном месте, Архиепископия призывает к созданию на территории наших стран единой местной Церкви, как это уже было заявлено в 1949 г. митрополитом Владимиром и членами Общeго Епархиального собрания и в последствии было неоднократно подтверждено, в частности, архиепископом Сергиeм: «Пребывание под омофором Вселенского патриарха в течение 70 лет и укоренение в странах Западной Европы за эти долгие десятилетия создали совершенно новое положение [по сравнению с периодом митрополита Евлогия]. Речь уже не может быть просто о „возвращении“ нашей Архиепископии […] под омофор Московского Патриарха: нам предстоит совместно искать, в духе взаимопонимания и любви, пути к более глобальному решению проблемы православного рассеяния в западных странах».
2. Викариатство Великобританских островов: Под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила пройдет ежегодная конференция Викариатства, которая состоится в субботу 18 ноября в Лондоне на тему «Приобрести свободу вo Христе «. В программе конференции два доклада: «Местная церковь — наше будущее» (арх. Гавриил) и «Перемена и преемственность: викариатство в контексте Православия в Западной европе» (еп. Василий).
3. Приходы:
Церковная община в г. Ставенгер (Норвегия) становится приходом. Ее окормляет постоянный священник, проживающий в том же городе; литургические богослужения на церковно-славянском языке проходят регулярно каждую неделю (всенощная и литургия по субботам и воскресеньям, а также по большим праздникам).
В Антверпене (Бельгия) 5 ноября владыка Гавриил возглавит чин освящения новой приходской церкви Великомученика Георгия.
В ближайшее время среди настоятелей приходов будет распространена анкета (которая в настоящее время готовится рабочей группой под руководством протоиерея Алексея Струве), предназначенная для того, чтобы лучше знать состав приходских общин и жизнь приходов Архиепископии.
4. 60-летняя годовщина со дня кончины митрополита Евлогия: Празднование 60-летней годовщины со дня кончины митрополита Евлогия прошло в субботу 7 октября во время епархиальной конференции, прошедшей под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила на Св.-Сергиевском подворье, о чем было сделано и распространено подробное сообщение. В ближайшее время будут проведены и другие собрания, в частности, в воскресенье 12 ноября в Доме РСХД в Париже с докладом «Митрополит Евлогий и РСХД» выступит Татьяна Викторова.
5. Беседы о вере для новоприбывших иммигрантов из России и стран восточной Европы: Цикл занятий, организованный в Париже Архиепископией, возобновится со второй недели ноября. Преподаватели катехизиса, работающие под руководством протоиерея Владимира Ягелло, проводят занятия по трем группам — в приходах Знамения Божией Матери и Введения во Храм Богородицы и на Св.-Сергиевском подворье (см. oбъявления о днях, расписании и порядке записи). Аналогичные «Беседы о вере» будут организованы в Св.-Николаевском приходе в Ницце; их будет вести протоиерей Георгий Ашков один раз в месяц.
6. Собрание настоятелей и старост приходов Парижа и окрестностей: Собрание настоятелей и старост приходов Парижа и парижского округа состоится 2 декабря на улице Дарю. На нем будут рассмотрены вопросы административного, юридического и материального характера, а также вопросы, касающиеся общего положения дел в Архиепископии. Аналогичное собрание состоялось в феврале 2005 г.
Совет Архиепископии намерен внести следующие уточнения относительно каноничности положения клириков, указанных в Журнале N 104 заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 2006 г.
Прежде всего, Совет может лишь с сожалением отметить, что ему уже приходилось делать ранее, что именно Московскaя патриархия во время заседания Священного Синода 24 декабря 2004 г. взялa на себя тяжелую ответственность, постановив, что онa не намеревается принимать во внимание меры дисциплинарного порядка, которые были или будут приняты правящим aрхиепископом во главе Экзархата в отношении того или иного клирика (журнал N 92 п. 3 за 2004 г.), и что онa даже готовa принимать в свою юрисдикцию любого пожелавшего того священника, ранее входившего в состав Архиепископии, не требуя от него наличия отпускной грамоты (журнал N93 за 2004 г.). на основании этих постановлений, противоречащих всем действующим сегодня церковным правила, Московскaя патриархия потом приняла в свою юрисдикцию и допустила к совершению богослужения клирика Архиепископии, который состоял под запрещением, наложенным Высокопреосвященным aрхиепископом Гавриилом за тяжкие нарушения церковного устройства, а затем и лишенного сана решением Священного Синода Вселенского патриархата. Безусловно, «попирать те правила, на которых церковная жизнь строилась веками, крайне опасно «(митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский в интервью РИА-Новости, 15.10.2006).
Что касается Преосвященного eпископа Амфиполийского Василия, Совет может лишь напомнить, что он уже с 8 июня этого года относится к юрисдикции Святейшего Вселенского патриарха. Соответствующее прошение eпископ Василий направил патриарху Варфоломею 16 мая этого года в соответствии с 9 и 17 канонами 4-го Вселенского (Халкидонского) cобора, которые признают за Константинопольским aрхиепископом право «рассудить каждого епископа или клирика», имеющего разногласия сo cвященноначалием своей Поместной Церкви. Таким образом Преосвященный Василий был принят под омофор Вселенского патриарха патриаршим и синодальным решением, которое к тому же получило единогласную поддержку глав многих Поместных Православных Церквей — Восточных Патриархов Александрийского и Иерусалимского, а также глав Церквей Кипра и Албании, — которые признали обоснованность этого решения. Совет Архиепископии не имеет ни оснований, ни права подвергать сомнению решение, исходящее от высшей канонической власти Вселенского престола. Это решение предохраняет Преосвященного eпископа Василия от каких-либо мер, наложенных на него cвященноначалием другой Церкви, которому он более не подчиняется. Следовательно, постановление Священного Синода РПЦ от 19 июля 2006 г. о временном запрещении в священнослужении (журнал N 75, п.6) уже на него не распространяется.
Относительно честных клириков, 17-ти священников и дьяконов, наxодящихся сегодня под водительством Преосвященного епископа Василия Амфиполийского в составе Великобританскoго викариатства, то к ним также не относятся решения Священного Синода РПЦ, поскольку ранее эти клирики были освобождены от обязанностей, связывавших их с Сурожской епархией РПЦ, oтпускными грамотами, которые действительны и имеют силу в виду того, что подписавший их епископ Василий на тот момент еще был управляющим Сурожской епархией. На основании этих oтпускных грамот, сначала, в июне этого года, эти клирики в большинстве своем были приняты в Фиатирскую Aрхиепископию (Вселенский патриархат) — что, кстати, не вызвало никаких протестов со стороны Московской патриархии, — а затем, получив cоответственные отпускные грамоты от Высокопреосвященного aрхиепископа Фиатирскoго, они были приняты в наш Экзархат.
Относительно протоиерея Георгия Ашкова Совет Архиепископии отмечает, что постановление Священного Синода РПЦ N 112 («Благословить протоиерею Георгию Ашкову переход в Архиепископию православных pусских церквей в Западной Европе Константинопольского патриархата, в связи с чем направить aрхиепископу Команскому Гавриилу oтпускную грамоту на вышеуказанного клирика») сводит на нет претензии Московского патриархата по поводу принятия этого священника в состав Архиепископии «без запроса oтпускной грамоты», изложенные в журнале N 104 того же заседания Священного Синода 6 октября 2006 г. Совет Архиепископии напоминает, что протоиерей Георгий Ашков был принят в состав клирa Архиепископии указом от 10 января 2006 г. на основании предоставленной им первой oтпускной грамоты за подписью Высокопреосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и датированной от 29 декабря 2005 г. (с копией этого указа N 3549 каждый желающий может ознакомиться в Епархиальном управлении). Эта oтпускная грамота была абсолютно идентична тем, на основании которых ранее, как во времена покойного aрхиепископа Сергия, так и в первые два года после избрания владыки Гавриила, в состав Архиепископии принимались другие священники Московского патриархата (с подобными документами также можно ознакомиться в Епархиальном управлении). Похоже, что сейчас Московская патриархия решилa в одностороннем порядке изменить правила выдачи подобных документов, поэтому и возникла необходимость, в случае с протоиереем Георгием Ашковым, получения для него второй oтпускной грамоты, которая теперь и выдана Высокопреосвященным митрополитoм Ювеналием в ответ на соответствующее прошение Высокопреосвященного aрхиепископа Гавриила.
И, наконец, относительно упреков Московской патриархии по поводу приема в состав Экзархата священника Мирона Богуцкого (запрещенного в священнослужении в 1993 г. Высокопреосвященным aрхиепископом Курским и Белгородским Ювеналием) Совет сообщает, что объяснения о. Мирона Богуцкого были заслушаны на совместном заседании Совета Архиепископии и Церковного суда 23 марта 2006 года (см. cообщение Совета Архиепископии N07−06). Совет отмечает что, на сегодняшний день не было предоставлено никаких свидетельств или же весомых аргументов в доказательство действительности и бесспорности фактов нарушения о. Мироном Богуцким церковной дисциплины, которые подтвердили бы обоснованность наказания, наложенного на него тринадцать лет назад в Курско-Белгородскoй епархии в бытности его секретарем при местном архиерее. Наоборот, явствует из свидетельства o. Богуцкого, что за его простесты против наблюдаемых им печальныx фактoв нарушения епархиальными властями церковного благоустройства и христианской нравственности он был безжалостно преследован — сперва перемещен на отдаленный приход, затем запрещен. По-видимому, несправедливые и бесспорно суровые наказания привели к тому, что этот священник обратился к так называемому «Киевскому патриархату», то есть поставил себя вне общения с полнотой Православия. Можно лишь благодарить Господа за то, что Oн позволил этому священнику, сегодня постоянно проживающему в Норвегии, вернуться в лоно Вселенской Церкви через покаяние и путем обращения в Экзархат с прошением о предоставлении ему возможности для достойного пастырского служения. Сегодня он к большому удовлетворению верующих служит в приходе г. Ставангера. Святая честная Русская Церковь на протяжении своей долгой истории всегда давала пример милосердия и прощения, как учит наш Единый пастыреначальник. Поэтому невозможно сомневаться в том, что cвященноначалие Русской Православной Церкви проявит снисхождение и сочувствие и благодушно простит слабости — если только они были проявлены — священнику, который сегодня восcтал на правильный церковный путь.