Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)07.09.2015 

На выставке в Высоко-Петровском монастыре накануне его юбилея

Приближающийся юбилей — 700-летие Высоко-Петровского монастыря порадовал необычной выставкой в Нарышкинских палатах обители, где совсем недавно располагался Литературный музей. «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря 20- 50 гг.» Когда я узнал, что речь идет отнюдь не о катакомбниках, находящихся в оппозиции официальной Церкви, а о тех кто сохранял верность ее тогдашнему руководству — интерес к выставке еще более усилился. Перед открытием выставки выступили наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), известный археолог А. Беляев и инициатор и организатор выставки А. Беглов. Был показан документальный фильм.

Отмечу то, что особенно запомнилось и в фильме и на выставке. После того как в 1923 году была закрыта Зосимова пустынь, богослужебный уклад этой обители и ее старцы перешли в Высоко-Петровский монастырь. Наместник обители владыка Варфоломей (Ремов) был пострижеником Зосимовой пустыни. Кстати, распространенное мнение о его тайных симпатиях к Ватикану и даже о переходе в католичество А. Беглов считает сомнительными. После того как 1928 году Высоко-Петровский монастырь был закрыт, его насельники перешли сначала в храм прп. Сергия Радонежского (очевидно в Крапивниках). Здесь они были до осени 1933 года. Затем они перешли в храм Рождества Богородицы в Путинках (здесь до 1935 года). Затем наступил разгром. Многие оказались в лагерях и ссылках. Над желающими всецело посвятить себя на служение Господу совершались тайные монашеские постриги. Проводились исповеди, принималось откровение помыслов. Раздавались книги. При этом старались по научению старцев внешне не выделяться, дабы избежать репрессий. Кроме владыки Варфоломея известны имена еще 6 старцев: Игнатий, Митрофан, Исидор, Никита и Феодор (получается 7 столпов или светильников; имя седьмого старца не запомнил).

Из предметов, представленных на выставке, запомнились фрагменты Евангелия от Марка. Текст был написан на ткани (ее было сложнее обнаружить, нежели бумагу). Ряса о. Игнатия. Письмо о. Федора духовному чаду с выражением поддержки и утешения накануне допроса (от 28июня 1941 года). Одно из тюремных писем буквально опалило напряженностью и печатью страдания. Письмо короткое — в нем благодарность за присланные продукты и сетование на изматывающую жару и недомогания. Последний старец из их плеяды — о. Исидор (Скачков) духовно опекал членов тайных монашеских общин до 1959 года. Скончался он в городе Петушки, Владимирской области, (именно в его доме поселился освобожденный из заключения епископ Афанасий (Сахаров). Некоторые подвижницы, как например, монахиня Игнатия (Пузик) профессор медицины, духовная писательница, дожили до возрождения Высоко-Петровского монастыря. После осмотра выставки и фуршета я со спутниками прошелся по монастырю — его храмам и галереям. У меня было отчетливое ощущение, что я нахожусь в нем в Великую субботу накануне Пасхи. В атмосфере предвкушения торжества, большого праздника, малой Пасхи — так, наверное, можно назвать приближающийся юбилей.

Приближающийся юбилей — 700-летие Высоко-Петровского монастыря порадовал необычной выставкой в Нарышкинских палатах обители, где совсем недавно располагался Литературный музей. «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря 20- 50 гг.» Когда я узнал, что речь идет отнюдь не о катакомбниках, находящихся в оппозиции официальной Церкви, а о тех кто сохранял верность ее тогдашнему руководству — интерес к выставке еще более усилился. Перед открытием выставки выступили наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), известный археолог А. Беляев и инициатор и организатор выставки А. Беглов. Был показан документальный фильм.

Отмечу то, что особенно запомнилось и в фильме и на выставке. После того как в 1923 году была закрыта Зосимова пустынь, богослужебный уклад этой обители и ее старцы перешли в Высоко-Петровский монастырь. Наместник обители владыка Варфоломей (Ремов) был пострижеником Зосимовой пустыни. Кстати, распространенное мнение о его тайных симпатиях к Ватикану и даже о переходе в католичество А. Беглов считает сомнительными. После того как 1928 году Высоко-Петровский монастырь был закрыт, его насельники перешли сначала в храм прп. Сергия Радонежского (очевидно в Крапивниках). Здесь они были до осени 1933 года. Затем они перешли в храм Рождества Богородицы в Путинках (здесь до 1935 года). Затем наступил разгром. Многие оказались в лагерях и ссылках. Над желающими всецело посвятить себя на служение Господу совершались тайные монашеские постриги. Проводились исповеди, принималось откровение помыслов. Раздавались книги. При этом старались по научению старцев внешне не выделяться, дабы избежать репрессий. Кроме владыки Варфоломея известны имена еще 6 старцев: Игнатий, Митрофан, Исидор, Никита и Феодор (получается 7 столпов или светильников; имя седьмого старца не запомнил).

Из предметов, представленных на выставке, запомнились фрагменты Евангелия от Марка. Текст был написан на ткани (ее было сложнее обнаружить, нежели бумагу). Ряса о. Игнатия. Письмо о. Федора духовному чаду с выражением поддержки и утешения накануне допроса (от 28июня 1941 года). Одно из тюремных писем буквально опалило напряженностью и печатью страдания. Письмо короткое — в нем благодарность за присланные продукты и сетование на изматывающую жару и недомогания. Последний старец из их плеяды — о. Исидор (Скачков) духовно опекал членов тайных монашеских общин до 1959 года. Скончался он в городе Петушки, Владимирской области, (именно в его доме поселился освобожденный из заключения епископ Афанасий (Сахаров). Некоторые подвижницы, как например, монахиня Игнатия (Пузик) профессор медицины, духовная писательница, дожили до возрождения Высоко-Петровского монастыря. После осмотра выставки и фуршета я со спутниками прошелся по монастырю — его храмам и галереям. У меня было отчетливое ощущение, что я нахожусь в нем в Великую субботу накануне Пасхи. В атмосфере предвкушения торжества, большого праздника, малой Пасхи — так, наверное, можно назвать приближающийся юбилей.

http://rusk.ru/st.php?idar=72292

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru