Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 02.10.2006 |
Сердечно приветствую вас — участников международной конференции «Россия и Афон: тысячелетие духовного единства».
Святая Гора занимает особое место в Церкви Христовой. Она является одним из символов самого Православия.
Вобрав в себя все лучшее из аскетического наследия Церкви, к XIII веку Афон становится оплотом православной духовности и богословия.
Тысячелетние духовные традиции монашества находят здесь свое полное воплощение. Именно с Афоном связано развитие высоких путей духовного созерцания. На Святой Горе расцветает исихазм — кульминация духовной, аскетической и богословской традиции Византийского христианства.
В поздневизантийский период богословское, духовно-аскетическое, иконографическое, культурное, а во многом и церковно-политическое влияние Афона на Вселенское Православие является определяющим. Через афонское монашество Святая Гора оказывает воздействие также и на духовное становление славянских народов.
Прославлен Афон своей верностью Христу и Его Святой Церкви, своей непримиримой борьбой за чистоту Православия, неприятием унии, мученичеством в период жестоких гонений со стороны иноверцев.
В темные века после падения Византии, в тяжелых условиях Афон остается одним из центров хранения и развития церковной традиции, живого аскетического предания. В Новое время Афон оказывает влияние на возрождение монашества и духовной жизни во многих Поместных Православных Церквах.
И ныне Афон пребывает «столицей» православного монашества, богатейшей сокровищницей духовности и аскетического опыта.
Святая Гора сыграла важную роль в формировании русской монашеской традиции.
И основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский, и игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, и многие другие прямо или косвенно испытали благотворное влияние Святой Горы.
Становлению русской духовной традиции способствовали богословские и аскетические произведения, переведенные в XIV веке на Афоне с греческого языка на славянский. Но не только книги, а прежде всего живые люди оказывали влияние на развитие богомыслия на Руси.
Так, мы ныне отмечаем 600-летие преставления святителя Московского Киприана, всея России чудотворца, болгарина по происхождению. Он был духовным преемником великих святых-исихастов — Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников. При содействии Константинопольского Патриарха-исихаста Филофея он немало потрудился на благо единства Русской Церкви и объединения русских княжеств вокруг Москвы. При нем умножается число монастырей, строится множество храмов, развиваются церковные искусства и книжное дело на Руси.
В этом году мы также отмечаем 450-летие кончины преподобного Максима Грека, бывшего насельником Ватопедского монастыря, ученейшего человека своего времени, просветителя, внесшего существенный вклад в становление русского богословия.
Влияние Афона на Русь не было лишь внешним: оно было глубоко и органично усвоено. Самым очевидным свидетельством тому является расцвет русского монашества и церковных искусств.
Начиная с XVII века в жизни России и иных православных народов усилилось влияние Запада, шли процессы секуляризации государства, общества и культуры, при сохранении внешнего благолепия ослабевала монашеская традиция. Однако уже в конце XVIII столетия в России начинается возрождение православного подвижничества. Это возрождение в немалой степени связано с трудами подвизавшегося на Афоне преподобного Паисия Величковского, который внес огромный вклад в дело перевода и распространения древнего аскетического наследия. Эта деятельность преподобного Паисия была продолжена Оптинскими старцами, которые много потрудились ради возрождения святоотеческого предания в Русской Православной Церкви, свидетельствуя о нем как своим личным подвигом, так и посредством издания творений Святых Отцов.
Отношения России и Афона никогда не были односторонними. Свой вклад в духовную историю Афона внесли и русские подвижники-святогорцы. На протяжении вот уже тысячи лет они проходят путь иноческого делания на Святой Горе, являя собой живую связь Русской Церкви и Афона. Особое место в этих отношениях занимает Русский Пантелеимонов монастырь.
Сегодня, после окончания лихолетья богоборчества, восстанавливаются давние связи Афона и России. Но еще очень многое предстоит сделать, чтобы древняя традиция участия России и Русской Церкви в современной жизни и служении Святой Афонской Горы возродилась в полноте.
В силу своей многонациональности Афон традиционно был образом универсальности Святой Церкви, ее кафоличности. На Афоне в общем духовном пространстве и в братском соработничестве подвизались иноки, пришедшие из разных стран и народов: греки, русские, сербы, болгары, румыны, грузины. В самые тяжелые исторические времена и в самых сложных политических обстоятельствах, зачастую вопреки им, святогорское монашеское братство являло собой пример всеправославного духовного единства, преодолевающего этнокультурные границы.
Считаю своим долгом сказать: сегодня ситуация не столь идеальна и безоблачна. Доминирование лишь одной церковно-национальной традиции, своего рода «национализация» Афона может привести к утрате Святой Горой ее уникальной объединяющей роли во Вселенском Православии.
Это обстоятельство вызывает нашу особую озабоченность в связи с тем, что в настоящее время единство Православия серьезно испытывается на прочность. И в этой ситуации Святая Гора Афон должна оказывать всемерное содействие укреплению единства Церкви Христовой. Не сомневаюсь, что таково искреннее стремление большинства святогорцев. Верю в то, что с помощью Божией, водительством Пресвятой Богородицы и предстательством сонма святых, на Святой Горе Афонской подвизавшихся, ныне существующие нестроения будут преодолены.
Возлюбленные архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!
Всем вам, участникам международной конференции «Россия и Афон: тысячелетие духовного единства», от всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией в предстоящих трудах.