Интерфакс-Религия | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 21.09.2006 |
— Следите ли Вы за той реакцией, которая возникла в связи с началом преподавания «Основ православной культуры» в некоторых российских регионах? Нет ли у Вас ощущения, что противников этого предмета больше, чем сторонников?
— «Основы православной культуры» введены в обязательную школьную программу всего в четырех областях России, в большинстве регионов этот предмет преподается как факультативный. Есть школы, где «Основы» преподают уже больше десяти лет. И нигде (я подчеркиваю это!) не было никаких конфликтов, притеснения инакомыслящих, примеров разжигания межрелигиозной розни, возможностью которых нас так пытаются сейчас запугать.
Во всем мире, за исключением Франции и нескольких азиатских стран, в учебных заведениях преподают не просто культурологический курс, но основы религии, в том числе в школах тех государств, которые позиционируют себя как светские, где религиозные организации, как и в России, отделены от государства.
Вообще это главный аргумент наших оппонентов: «Церковь в России отделена от государства». Само это понятие предполагает лишь вполне обоснованное разделение полномочий, однако у нас в сознании многих людей оно по-прежнему соотносится со стереотипами 1920−1980-х годов. В реальности в СССР словом «отделение» прикрывалось уничтожение Церкви государством: отдел, занимавшийся в советском правительстве взаимоотношениями с Церковью, назывался очень конкретно — ликвидационным. Пора бы перестать мыслить категориями ушедшего времени.
Опросы, проведенные независимыми статистическими центрами, показывают, что сторонников преподавания «Основ» в российских школах большинство — около 60%. Категорические противники представляют собой небольшую, но сплоченную группу людей, которые не могут примириться с самим фактом существования Русской православной церкви.
Как правило в прессе в числе основных противников преподавания «Основ православной культуры» называют российских мусульман. Думаю, это не совсем верно, потому что мусульманское сообщество России разрозненно, и из разных источников поступают различные оценки одних и тех же событий.
Что же касается представителей других религий, их протесты основаны лишь на «предположительных угрозах». Никто никого не планирует заставлять ходить на занятия и навязывать свою веру. Полагаю, что тот, кто считает родной для себя страну, где он живет, будет стремиться узнать и ее культуру. Если у учащегося нет желания изучать предмет «Основы православной культуры», он может быть заменен любым другим, вплоть до физкультуры.
На мой взгляд, преподавание «Основ» сегодня крайне необходимо. Знание этого предмета ни в коем случае не может привести к межрелигиозным конфликтам, но может предотвратить их. Только уверенное существование человека в рамках своей культуры, своей национальной и религиозной традиции дает ему возможность вести полноценный диалог с представителями других конфессий и национальностей, отстаивая при этом свои убеждения с уважением к собеседнику. Без умения слушать другого никакой «диалог цивилизаций» (одно из самых обсуждаемых ныне понятий), в сущности, невозможен.
— Столкновения в карельской Кондопоге и городе Вольске, который находится на территории Вашей епархии, тоже стали предметом дискуссий. Этим событиям даются самые разные оценки. По-Вашему, это межнациональные столкновения, бытовое хулиганство или что-то другое?
— Эта тема в прессе уже обсуждалась достаточно подробно, сейчас должны сказать свое слово правоохранительные органы. Я склоняюсь к тому, что во многом причина столкновений в Кондопоге — в бездействии государственных и муниципальных властей.
В Вольске произошли события, отчасти схожие, но менее характерные: имел место конфликт на бытовой почве. Но то, что все чаще бытовые конфликты приобретают националистическую окраску, — тревожный «звонок» всему нашему обществу.
Россия — уникальная страна, где живут представители множества национальностей. Мирные и вполне добрососедские отношения между ними возможны и сейчас, и в будущем, и, думаю, именно поэтому в Россию продолжает стремиться множество мигрантов. Но этот мир будет устойчивым, если будет соблюдаться одно простое правило: если гость будет понимать, что он в гостях, и относиться с уважением к хозяину дома; а у хозяина не будет причин бояться, что завтра из собственного дома его выбросят на улицу.
Думаю, что сейчас очень важно разобраться в происшедших событиях. Виновные должны быть наказаны в соответствии с законами Российской Федерации, независимо от их имущественного положения и национальности.
— У Вас, в Саратове, также, насколько известно, складывается конфликтная ситуация, только иного плана — связанная с вопросами имущественного характера. Речь идет о части здания бывшей Саратовской консистории…
— В 1998 году распоряжением мэра Саратова городская администрация возвратила Церкви здание бывшей консистории для устройства в нем учебного корпуса Саратовской православной духовной семинарии. Но, поскольку в здании располагалось несколько организаций, и требовалось время для их отселения, реальный процесс передачи растянулся на многие годы.
Когда епархиальное управление обратилось в регистрирующие органы для того, чтобы закрепить свое право собственности, мы получили ответ, что часть помещения не может быть нам возвращена: подвал здания предполагается «использовать в муниципальных нуждах». Однако спустя некоторое время выяснилось, что чиновник, который на тот момент занимал пост первого заместителя председателя комитета по управлению имуществом города и в чьем ведении находились вопросы приватизации, в 2000 году попросту продал эту часть помещения своей жене! Поскольку участники сделки прекрасно понимали, что она противозаконна, за короткий срок помещение было перепродано несколько раз, и, по существующему законодательству, его нынешний владелец считается добросовестным приобретателем.
В 2005 году в учебном корпусе Саратовской семинарии на Радищева, 24 б, начались занятия. В то же время стало известно, что в планах собственника нижней части семинарского здания — открытие в нем увеселительного заведения. Естественно, как правящий архиерей и ректор конфессионального учебного заведения я не могу согласиться с тем, что в одном здании с духовной школой может находиться частная структура. Сегодня здание семинарии в прямом смысле является местом боевых действий: «добросовестные приобретатели» пытаются силой прорваться на территорию закрытого учебного заведения для того, чтобы начать использование в своих целях части здания, исторически принадлежащего Русской православной церкви.
Можно говорить совершенно определенно, что столь абсурдная и противозаконная ситуация возникла благодаря действиям лиц, которые по сей день являются муниципальными служащими. Не лишним будет напомнить, что, согласно заключению N193 Парламентской ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 года, Российская Федерация приняла на себя обязательства в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций.
Однако мои многократные обращения в органы власти, несмотря на то, что уже в течение года я являюсь членом Общественной палаты России, не дают результата. Со стороны лиц, допустивших вопиющее нарушение законодательства, приходится наблюдать полное непонимание и нежелание компромисса. Не могу расценить это иначе, чем нарушение прав религиозной организации, проявление дискриминации духовного образования и оскорбление чувств верующих людей. На мой взгляд, ситуация вокруг Саратовской семинарии является иллюстрацией того, насколько коррумпирована власть в современном российском обществе.
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=103