Русская линия
Сайт СПб митрополииСвященник Владимир Хулап13.09.2006 

Святая равноапостольная Мария Магдалина в традиции Востока и Запада

Святая равноапостольная Мария Магдалина почитается с самых ранних веков Церкви Христовой и по настоящий день во всем христианском мире. Именно она, первая увидевшая воскресшего Господа в «первый день по субботе», сообщила эту радостную весть остальным апостолам, тем самым став первой благовестницей остальным благовестникам, в свою очередь приведшим ко Христу всю вселенную. Святые отцы Церкви видят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия. «Жена, — учит святой Григорий Богослов, — из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни…» Однако восточная и западная традиции по-разному отобразили и представили образ святой, а также ее послепасхальный жизненный путь.

Св. Мария Магдалина носит это имя по названию рыбацкого селения Магдала вблизи Тиверии, на западном берегу Галилейского озера (сейчас на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель). Однако некоторые западные толкователи полагали, что «Магдалина» — это грецизированное еврейское выражение «вьющиеся женские волосы», которое в тогдашнем словоупотреблении означало прелюбодеяние.

В Новом Завете Мария Магдалина упоминается среди женщин, сопровождавших Христа и служивших Ему (Лк. 8,2−3), в Евангелии также говорится, что из нее были изгнаны семь бесов (Мк. 16,9). Очевидно, что с момента исцеления Мария начала новую жизнь, став верной ученицей Спасителя. Она называется по имени как стоявшая у подножия креста (Мк. 15,40; Мф. 27,56; Ин. 19,25; Лк. 23,49), видевшая положение Христа во гроб и ставшая первой свидетельницей Воскресения Христова (Ин. 20,1−2; 11−18). Именно ей Сам воскресший Господь повелел засвидетельствовать о Воскресении Своим апостолам (Мф. 28,9−10; Ин. 20;16−18).

Различие между восточной и западной традицией начинается уже с прочтения Евангельского текста. Латинские авторы (со св. Григория Великого, определившего всю последующую латинскую традицию вплоть до XVI в.) отождествляли Марию Магдалину, грешницу из Лк7,36−50 и Марию, сестру Марфы и Лазаря (Лк. 10,38−42; Ин. 11) как одно лицо. Восточные же отцы проводили четкое различие между этими тремя историческими личностями, хотя «семь бесов» также рассматривались некоторым из них как знак ее прежней греховной жизни до встречи со Спасителем.

Новый Завет ничего не говорит нам о жизни Марии Магдалины по Воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в ужасные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в «молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его», очевидно, разумея здесь и святую Марию Магдалину.

Восточная традиция повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина в сопровождении сестер Лазаря Марфы и Марии. Отважная женщина отправилась в языческий Рим — сердце тогдашней империи, где, по преданию, явилась к императору Тиверию (14−37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем, принеся ему красное яйцо как символ Воскресения и новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» В одном древнем рукописном пергаментном греческом уставе, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник, помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения». Вполне возможно, что именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим. 16,6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию, которая, как он выражается, «много потрудилась для нас» — очевидно, беззаветно служа Церкви своими трудами, подвергаясь опасностям и разделяя с апостолами труды проповедничества.

По тому же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте вместе с Божией Матерью переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн. Там она закончила свою земную жизнь и была погребена. Ее мощи были перенесены в Константинополь в конце IX — начале X в. во время правления Льва Философа (886−912) вместе с мощами св. Лазаря и были положены в монастыре, освященном в память последнего. Части мощей святой были перенесены на святую гору Афон и в Иерусалим.

Согласно же западной традиции, святая Мария Магдалина, святой Лазарь и их соработники пришли в Марсель и своей пламенной проповедью обратили многих язычников в провинции. Затем святая удалилась на гору Ла Сант-Бом рядом с Марселем, где в течение тридцати лет творила покаяние и совершала аскетические подвиги (по преданию, после того, как истлело ее вретище, она ходила нагой и ее тело скрывали лишь ее длинные волосы — поэтому в Средневековье на Западе Мария Магдалина считалась небесной покровительницей парикмахеров). После смерти тело ее было положено в часовне, построенной св. Максимином около селения Вилла Лата. Согласно хронисту Зигеберту в 745 г. ее мощи были перенесены в г. Везелей из-за боязни сарацинов. Записей об их возвращении в Ла Сант-Бом не существует, однако в 1279 г., когда Шарль II, король Неаполя, построил здесь доминиканский монастырь, рака была найдена нетронутой. В 1600 г. мощи была помещены в саргофаге, подаренном Климентом VIII, а честная глава была помещена в отдельном сосуде. В 1814 г. церковь Ла Сант-Бом, разрушенная в ходе Французской революции, была восстановлена, и в 1822 г. грот был заново освящен и в настоящее время является местом паломничества. Другая часть мощей святой по другому западному преданию находится в Риме, около Латеранского дворца, в главном храме святого Иоанна Латеранского, под алтарем, который папа Гонорий III освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

Восточное и западное предания, хотя они на первый взгляд и противоречат друг другу, без особых проблем можно согласовать друг с другом. Прежде всего, из-за идентификации на Западе Марии Магдалины с грешницей из Евангелия от Луки и Марией, сестрой Марфы и Лазаря, на Западе могли почитать останки одной из этих двух святых жен. Но мы также не можем решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе. Они или их часть вполне могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения от победоносных нападений турок; они также легко могли быть взяты в Рим из Константинополя, когда им овладели в начале XIII века крестоносцы во время IV Крестового похода, так как тогда мощи многих святых из юго-восточных областей уносили и разделяли по разным городам западных стран Европы, после чего возникали местные предания о пребывании того или иного святого в данной области.

По-разному совершалось и богослужебное почитание св. Марии Магдалины в различных частях христианского мира. Мы можем говорить о наиболее раннем ее прославлении в рамках празднования величайшего христианского праздника Пасхи Господней. Начатки недели «мироносиц», второго воскресенья по Пасхе, мы уже встречаем в конце IV в. в проповедях св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского. На Западе проповеди блаж. Августина, св. Льва Великого, св. Григория Великого, а также наиболее древние богослужебные книги показывают, что ее почитание было распространено в Иппоне, Риме, Галлии и Испании начиная с IV—V вв. в рамках пасхальных празднеств, хотя и без особой даты. В последствии на Востоке ее память совершалась в различные дни: 1) 30 июня ст. ст., когда Константинопольский синаксарий полагается празднование памяти 12 и 70 апостолов, а также жен-мироносиц; 2) под 22 июля ст. ст. в византийских синаксариях о ней находится довольно длинное повествование, причем эту же дату сохраняют и другие древние восточные христианские традиции (копты, яковиты, арабы, марониты и сирийцы); 3) 4 августа ст. ст. — эта дата встречается только в одном Константинопольском и в одном эфиопском синаксарии. На Западе также существовали различные местные богослужебные традиции: 1) под 28 марта некоторые меровингские календари упоминают праздник «обращения святой Марии Магдалины ко Христу»; 2) тот же самый праздник в германских областях совершался 1 апреля; 3) однако постепенно общепринятой датой и здесь, вероятно, в результате восточного влияния, становится 22 июля — dies natalis (букв. лат. — «день рождения», но в христианской традиции день смерти как рождения в жизнь вечную).

Эти различные традиции и акценты в почитании св. равноап. Марии Магдалины на Востоке и Западе — знак не столько разделения, сколько того, что обе части христианского мира осознавали и продолжают осознавать великую роль святой в проповеди христианства всему миру, ее вселенскую роль как первой свидетельницы Воскресшего, Благой вести о Котором стали причастными «все концы земли». По милости Божией частица мощей святой, принесенная из Палестины, постоянно находится в нашем храме св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска.

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя: «возлюбила Господа всем сердцем своим, всею душею своею, всем разумением своим и всею крепостию своею» (Мк. 12,30−33). Осуществление святою Мариею Магдалиною во всей ее жизни такой истинной всецелой любви к Господу должно служить жизненным образцом для любви каждого христианина к Богу. И по примеру святой Марии Магдалины все мы, христиане, должны иметь и проявлять самоотверженную любовь к Богу, всем сердцем своим, всеми желаниями, стремлениями и силами души своей и всем разумением, всеми способностями своими мы должны всецело стремиться к Спасителю нашему. Сила любви нашей к Богу должна быть такова, чтобы никто и ничто не могло отлучить нас от этой любви: «ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина, никакая тварь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8,38−39). Да поможет нам в этом молитвами своими святая равноапостольная Мария Магдалина!

Статья из газеты храма св. равноап. Марии Магадалины «Мироносица»

http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/20062/0904magdalina_khoulap.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru