Русская линия
Washington ProFile17.06.2005 

Желтая угроза

В 1492 году Христофор Колумб отправился в плавание, рассчитывая найти путь в Китай. Вместо этого он открыл новый континент, на котором впоследствии сформировались Соединенные Штаты Америки. Последние полвека отношения между США и Китаем были весьма противоречивыми: обе страны изначально считали друг друга противниками и даже воевали друг с другом (в Корее), позже отношения значительно потеплели и страны стали стратегическими партнерами (во время Холодной войны), а ныне все больше американцев считают Китай соперником, а также будущей супердержавой.

Исследовательская RAND Corporation проанализировала номинальную мощь держав мира. Оценка производилась на основе трех критериев: во-первых, ресурсов и возможностей, которыми обладает та или иная страна; во-вторых, насколько успешно государство использует эти ресурсы в процессе внутреннего управления и регулирования; в-третьих, насколько успешно государство использует свои возможности на международной арене. Совокупная мощь всех государств мира составляет 100%. Согласно выводам RAND, на сегодняшний день на долю США приходится 20%, на долю Европейского Союза (оценивалась, как отдельная страна) и Китая — по 14%, Индии — 9%, Японии — 3%, России, Бразилии и Южной Кореи — по 2%. По прогнозу RAND, к 2015 году США достигнут пика своей мощи, после чего начнется процесс ее уменьшения. Европейский Союз к этому времени утратит значительную долю своей мощи, а Китай и Индия — усилятся.

В конце 2004 года Национальный Совет по Разведке опубликовал краткосрочный прогноз развития ситуации в мире (носит название «Картография будущего»), в котором предсказывается, что Китай к 2020 году значительно усилится и превратится в ключевого игрока на глобальном пространстве.

По оценкам Всемирного Банка, Китай становится все более мощной в экономическом плане державой. Если в 1992 году на его долю приходилось 3% мировой торговли, то в 2020 году она превысит 9.8% - таким образом, по этому показателю Китай будет уступать только США. Тед Фишман, автор книги «Корпорация Китай», убежден, что в ближайшем будущем Китай станет супердержавой, такой же (если не более) мощной, как США. Однако он не считает, что мир ожидает битва двух сверхдержав.

Иного мнения придерживается, например, Константин Менгес, бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ, назвал свою книгу «Китай: новая угроза» По его мнению, Китай систематически и целенаправленно выстраивает свою стратегию глобального доминирования. Интересы Китая простираются в Азию и Евразию. Китай использует экономические методы для получения контроля за иными странами. Он создал секретный альянс с Россией и иными «антиамериканскими» государствами, включая Северную Корею. Китай (вместе с Россией) несет ответственность за вооружение многих организаций, признанных террористическими. Ядерные ракеты Китая нацелены на США и т. д.

Ствепн Мошер, автор книги «Гегемон: план Китая по доминированию в Азии и мире», приводит выдержки из китайских стратегических трактатов, в которых доказываются три вещи: во-первых, война с США неизбежна, во-вторых, Китай может выиграть эту войну и, в- третьих, в 21 веке в мире будет одна страна-гегемон (Китай). Другими словами, Китай стремится заменить США в роли супердержавы.

Ричард Бернстайн и Росс Манро, авторы книги «Надвигающийся конфликт с Китаем», считают, что интересы Китая и США давно противоречат друг другу и в ближайшем будущем начнется конфликт, к которому Китай давно готовится. В качестве доказательства авторы приводят образцы антиамериканской пропаганды, изготовленные в Китае.

Вообще, книги о грядущем столкновении США и Китая выходят во все большем количестве. Их авторы выдвигают весьма любопытные версии, основывая их на реальных документах и анализе исторического опыта. К примеру, Росс Террил, автор книги «Новая Китайская Империя», считает, что Китай не собирается применять военную силу против США. Его целью будут, прежде всего, соседние государства, к которым у Пекина есть давние территориальные претензии — Россия, Монголия, Индия, Таиланд. По мнению Террила, Китай умеет ждать — он не имеет тактических планов, но имеет долговременную стратегию. В выгодный для него момент Китай атакует.

Цао Лиан и Ван Ксиансу, наоборот, убеждены в неизбежности войны Китая и США. В книге «Неограниченная война: китайский план по разрушению Америки» они утверждают, что Китай давно готовится к сражению с США. В качестве доказательства авторы анализируют руководство, подготовленное для армии Китая, в котором рекомендуется использовать террористические методы. Власти Китая, в отличие от властей США, не зависят от общественного мнения, поэтому Пекин постарается сделать войну как можно более длительной и кровавой, чтобы общественное мнение США ужаснулось и потребовало окончания боевых действий. В итоге Китай выиграет.

Схожую теорию излагает Билл Герц, известный журналист, сотрудник консервативной газеты Washington Times, который известен своими связями с американскими спецслужбами. Герц опубликовал книгу «Китайская угроза», основанную на секретных документах Пентагона и ЦРУ, в которой излагается иной сценарий развития событий. Китай готов применить против США ядерное оружие в случае, если США окажут помощь Тайваню.

Впрочем, не менее известные авторы, к примеру, американские военные, составители масштабного исследования «Китайское военное искусство» придерживаются мнения, что Китай всегда стремился действовать, прежде всего, политическими, и лишь потом военными методами. Поэтому столкновение США и Китая маловероятно и может стать результатом лишь особо несчастливого стечения обстоятельств.

Том Хоун, заместитель директора Отдела военной трансформации Министерства обороны США, в статье, опубликованной в военном журнале Proceeding, утверждает, что Китай будет всеми силами стремиться избегать конфронтации с США и никогда не нападет на Тайвань, потому что ущерб от последствий этого решения будет намного большим, чем выгода. Хоун считает, что суть геополитической стратегии Китая заключается в следующем: принимать такие решения, которые были бы достаточно «дешевы» для Пекина, но «дороги» для его соперников. То есть, Китай действует по образу и подобию США, которые вовлекли СССР в безудержную гонку вооружений, что привело к коллапсу советской экономики и вызвало распад страны.

Есть и теория о грядущем крахе Китая. К примеру, Гордон Чан опубликовал книгу с пророческим названием: «Грядущий коллапс Китая», в которой доказывает, что все успехи Поднебесной лишь усугубляют страшные внутренние противоречия. В итоге, в скором будущем Китай ожидают массовые волнения, крах экономики, войны с соседями и прочие беды, которые на долгое время похоронят сверхдержавные амбиции страны.

Ныне 31% жителей США, опрошенных компанией Ipsos-Reid в июне 2005 года, уверены, что Китай в скором будущем станет наиболее мощным государством мира. 54% американцев считают, что превращение Китая в супердержаву угрожает миру во всем мире.


Дракон и Орел: перечень противоречий

Ныне США достаточно противоречиво оценивают свои отношения с Китаем. Существует несколько ключевых вопросов китайско-американских связей в сфере экономики, по которым в Вашингтоне не существует единого мнения. С одной стороны, Китай воспринимается, как один из наиболее быстрорастущих мировых рынков. С другой — как конкурент США, торговля с которым разрушает американскую экономику.

По данным Министерства торговли США, главными статьями американского экспорта в Китай являются транспортное оборудование (прежде всего, самолеты и запчасти к ним), электронное оборудование, компьютеры и компьютерные компоненты (в частности, чипы), а также промышленное оборудование и станки.

По оценкам Исследовательской службы Конгресса США, в Китае ныне проживает более 230 млн. человек, принадлежащих к среднему классу. Их совокупная покупательная способность оценивается в $ 900 млрд. и, предположительно, будет расти. Кроме того, Китай считается крупнейшим рынком для поставщиков сотовых телефонов и оборудования, крупнейшим покупателем самолетов, вторым по размерам компьютерным рынком мира, вторым или третьим по размерам автомобильным рынком и пр. Китай стал крупнейшим покупателем американских соевых бобов — одной из основ сельскохозяйственного экспорта США — и американских удобрений. В Китае создали свои предприятия практически все американские корпорации — по объему инвестиций в Китай США занимают второе место, уступая лишь Японии.

В конце 1990-х годов подавляющее большинство американских экспертов считали рост торговли с Китаем благом для американской экономики. Они позитивно оценивали и рост китайского экспорта в США (главными статьями экспорта являются одежда, обувь, игрушки и бытовая техника), поскольку он позволяет серьезно снизить цены на потребительские товары в американских магазинах и, таким образом, способствует повышению жизненного уровня американцев.

Однако экономические связи с Китаем вызывают все большее беспокойство. Страдают малые и средние компании США, которые безнадежно проигрывают ценовую войну своим китайским конкурентам, прежде всего, из-за дешевизны китайской рабочей силы. К примеру, в 2003 году среднестатистический рабочий на китайской фабрике зарабатывал от $ 0.50 до $ 1 в час. Его американский коллега — от $ 8.50 до $ 20. Недовольные американские бизнесмены также обвиняют Пекин в том, что он дотирует свои экспортно-ориентированные предприятия, за счет налоговых льгот, поставок электроэнергии и воды по заниженным ценам и пр., что противоречит двусторонним американо-китайским соглашениям и нормам Всемирной Торговой Организации, членом которой является Китай.

Дешевизна китайской рабочей силы также объясняется тем, что в Китае широко используется детский труд, рабочие часто вынуждены работать в невыносимых по западным меркам, условиях, они не получают дополнительной оплаты за сверхурочные часы, предприятия уделяют немного внимания сохранению окружающей среды и пр. Это вызывает протесты со стороны влиятельных правозащитных и экологических организаций, которые обвиняют в этих грехах не только Китай, но и американские корпорации, действующие в Поднебесной. По оценкам Aspen Institute, лишь 40% китайского экспорта приходится на «китайские» компании. Остальные 60% контролируют либо филиалы западных фирм, действующие в Китае, либо совместные предприятия.

Еще одной проблемой США является аутсорсинг — «экспорт» американских рабочих мест в более «дешевые» страны, в основном, в Индию и Китай. По оценкам консалтинговой фирмы Forrester Research, ежегодно США теряют 220 тыс. рабочих мест, главным образом, в промышленности, а также в сфере информационных технологий и финансов. По оценкам исследовательского Economic Policy Institute, за период с 1989 по 2003 год из-за торговли с Китаем США потеряли 1.5 млн. рабочих мест (по иным оценкам, 8 млн.). Несмотря на то, что серьезность проблемы вызывает у экономистов сомнения (де-факто, под угрозой оказываются около 0.2% всех американских рабочих мест), потеря работы вызывает возмущение пострадавших.

Еще одной проблемой в США считают структуру торговли. По некоторым оценкам, в этой ситуации США выглядят, как страна «третьего мира», а Китай — как индустриально развитая держава: то есть, США вывозят в Китай хлопок, чтобы ввести обратно одежду. Размеры дефицита США в торговле с Китаем достигли рекордных размеров. В 2000 году Конгресс США создал особый орган, призванный отслеживать ситуацию в американо-китайских отношениях (носит название Американо-Китайская комиссия в сфере экономики и безопасности). Комиссия признала, что дисбаланс в американо-китайской торговле представляет собой угрозу США, поскольку иностранные инвесторы теряют доверие к американской экономике, способствует росту кредитных ставок и может вызвать рецессию в экономике США. С другой стороны, по сообщению газеты Washington Times, китайские компании ежегодно инвестируют в экономику США до $ 500 млрд. По оценкам исследовательского института CATO, торговый дефицит не является проблемой для США.

В последние годы США и Китай начали конкурировать друг с другом и в борьбе за энергоносители. По оценкам Бернарда Коула, сотрудника Института Национальных Стратегических Исследований, автора масштабного исследования о китайской энергетике «Масло для китайских фонариков», геополитические интересы Китая все больше и больше начинают противоречить интересам США на Ближнем Востоке. Рост потребления нефти Китаем ныне считается одной из причин значительного роста цен на нефть. В ряде случаев США и Китай уже столкнулись, например, при оценке ситуации в Судане, где китайские нефтяные компании получили выгодные подряды.

Китай также считается крупнейшим мировым «пиратом»: по оценкам Министерства торговли США, китайские производители, производящие контрафактную продукцию (от видеокассет до запчастей к самолетам), ежегодно наносят США ущерб в размере $ 3.8 млрд. США считают, что китайские власти недостаточно активно борются с хищениями интеллектуальной собственности.

Еще одной проблемой в США считают искусственно заниженный курс юаня. По некоторым оценкам, юань, курс которого жестко привязан к курсу доллара (кроме того, Китай запрещает обращение своей валюты за пределами страны), недооценен на 30−40%. Это поощряет китайский экспорт и, наоборот, негативно отражается на импорте. Кроме того, фиксированный курс юаня может представлять угрозу для самого Китая: подобное ранее произошло с японской йеной — она на протяжении нескольких десятилетий имела устойчивый курс по отношению к доллару, однако в начале 1990-х годов эта политика стала одной из причин масштабного кризиса в японской экономике.

В последнее время США активно призывают к девальвации юаня, однако с другой стороны, многие экономисты считают, что девальвация может негативно отразиться на американской экономике. Дело в том, что Китай является одним из крупнейших держателей американской валюты и ценных бумаг. В активах Центрального банка Китая находится $ 845 млрд. (второе место в мире по размеру долларовых активов после Японии) и на $ 191 млрд. государственных долговых обязательств США. Если юань будет девальвирован, и Китай начнет избавляться от долларов, это однозначно нанесет серьезный ущерб американской экономике.

По оценкам Питера Ботелле, профессора Университета Джонс Хопкинса, с конца 1990-х годов Китай и США являются двумя главными «моторами» мирового экономического роста. Экономика Китая базируется на инвестициях, а экономика США — на потреблении. По мнению Питера Ботелле, экономики США и Китая подпитывают друг друга, позволяя развивать экономику всего мира. Сбой в этой системе способен привести к глобальному экономическому кризису.

По данным исследовательской организации Program on International Policy Attitudes, проанализировавшей эволюцию взглядов американцев по отношению к Китаю, ныне жители США в целом не особо позитивно относятся к Китаю. «Медовый месяц» отношений пришелся на конец 1980-х годов, они пошли на спад после расстрела студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь (1989). Наибольшее недовольство американцев вызывают нарушения прав человека в Китае, политика Китая по отношению к Тайваню и дисбаланс в торговых отношениях.


США и Китай. Краткая история политических кризисов

Об образовании Китайской Народной Республики было объявлено в 1949 году. Тогда США отказались признать коммунистическую власть Китая. Однако с обострением Холодной войны США приняли решение изменить отношение к КНР. Причиной этого было желание ослабить СССР (к тому времени отношения между Москвой и Пекином заметно ухудшились). Впоследствии отношения между Китаем и США пережили немало взлетов, сменявшихся кризисами.

Показательно, что в 1990-е годы США строили свою китайскую политику, основываясь на принципе «стратегического партнерства». После прихода к власти президента Джорджа Буша-младшего концепция изменилась — ее основой стал принцип «стратегического соперничества».

Мы приводим краткий перечень событий, которые оказали наибольшее влияние на отношения США и Китая.

1949 год. Лидер китайских коммунистов Мао Дзе-дун в Пекине объявил о создании Китайской Народной Республики. США не признали ее, считая «правильным» китайским государством Тайвань (столица Тайбэй), куда эвакуировались националисты во главе с генералиссимусом Чан Кайши, разбитые коммунистами.

Китайские войска вторглись в Тибет (до этого был независимым государством) и оккупировали его. Пекин объявил Тибет составной частью Китая и жестоко подавил волнения среди тибетцев (считается, что было убито 1.2 млн. человек — каждый пятый житель Тибета). Правительство Тибета во главе с Далай-ламой удалилось в изгнание. В 1959, 1961 и 1965 годы США стали спонсорами резолюций ООН, требовавших от Китая прекращения оккупации Тибета. Ныне Конгресс СШАUS Congress признает Тибет независимым государством, оккупированным иностранными войсками, однако эта позиция официально не декларируется исполнительной властью США, которая де-факто считает Тибет частью Китая. Далай-лама периодически совершает визиты в США, однако его принимают не как руководителя государства, а как духовного лидера одной из мировых религий.

1950 — 1953 годы. Войска коммунистической Северной Кореи вторглись на территорию Южной Кореи. США предоставили свои вооруженные силы в распоряжение ООН и поддержали разбитую южнокорейскую армию. Главными оппонентами американских войск были не столько северокорейцы, сколько китайские «добровольцы» (фактически, части регулярной армии Китая). США также направили свой флот на защиту Тайваня.

1951 год. США впервые предоставили Тайваню масштабную военную помощь.

1954 год. Китай объявил о готовности «освободить» Тайвань. Китайские войска атаковали несколько островов, контролируемых тайваньцами.

Во время международной конференции в Женеве китайские и американские дипломаты впервые провели официальную встречу. В течение последующих 15-ти лет подобные консультации проводились 136 раз и не привели к подписанию каких-то официальных соглашений.

Президент США Дуайт Эйзенхауэр подписал с Тайванем договор о военной взаимопомощи, предусматривавший, что США окажут помощь Тайваню в случае нападения на него третьей страны (подразумевался, прежде всего, Китай).

1957 год. Мао Дзе-дун назвал американских империалистов «бумажным тигром». Это выражение вошло в международный политический лексикон.

1964 год. Китай провел успешные испытания атомной бомбы, таким образом, став пятым членом «ядерного клуба» (после США, СССР, Великобритании и Франции).

1971 год. США объявили, что проводят политику «двух Китаев» — то есть, де-факто, считают, что Тайвань и Китай являются двумя независимыми государствами.

Китайский лидер Мао Дзе-дун разрешил американской команде по пинг-понгу посетить Пекин (это был первый визит американцев в Китай за два десятилетия), а глава китайского правительства Чжоу Эньлай встретился со спортсменами. Буквально несколько часов спустя после этой встречи президент США Ричард Никсон публично высказался за налаживание культурных и экономических связей с Китаем. Чуть позже в Пекин тайно прилетел советник Никсона по национальной безопасности Генри Киссинджер. Этот период истории двусторонних отношений ныне называют «дипломатией пинг-понга».

Тайвань лишился своего места в ООН — тайваньцев заменила делегация Китая. Китайские делегаты заняли место постоянного члена Совета Безопасности ООН, которое ранее принадлежало Тайваню.

1972 год. Ричард Никсон стал первым президентом США, посетившим Китай. Он провел переговоры с Мао Дзе-дуном и признал, что Тайвань является частью Китая. До этого США официально считали столицей Китая не Пекин, а тайваньский Тайбэй. Действия Никсона стали причиной «эффекта домино» — многие страны мира также пересмотрели свою политику в отношении Тайваня и Китая.

1978 год. США объявили о прекращении дипломатических отношений с Тайванем.

В Китае начаты масштабные экономические реформы: государство смягчило контроль за ценами, было разрешено мелкое частное предпринимательство и созданы свободные экономические зоны, где иностранные компании могли работать, пользуясь значительными льготами. Последствием этой политики стал бурный рост китайской экономики, который продолжается до сих пор. За период с 1979 по 2004 год китайская экономика росла, в среднем, на 8.6% ежегодно — это очень высокий результат (для сравнения, экономика Тайваня в 1951—1990 годы росла на 9.2% ежегодно).

1979 год. США установили с Китаем дипломатические отношения (фактически, США «передали» Китаю дипломатический статус, которым ранее пользовался Тайвань). США официально признали принцип «одного Китая», согласно которому Тайвань является частью Китая

Это признание означало окончание дипломатических связей США и Тайваня. Однако Вашингтон сохранил экономические, культурные и военные связи с Тайбэем (в здании посольства США начала работать новая организация Американский институт на Тайване, которая де-факто выполняла ряд дипломатических функций). Конгресс США принял специальный закон (Taiwan Relations Act), поддерживающий подобные неофициальные связи. Китай поныне считает тайваньскую проблему самым серьезным барьером, препятствующим улучшению китайско-американских отношений.

Китайский лидер Дэн Сяопин совершил первый в истории двусторонних отношений визит в Вашингтон. Китай отказался от политики самоизоляции.

1980 год. США и Китай обменялись визитами высокопоставленных военных и начали развивать военные связи.

Объем двусторонней торговли впервые превыcил $ 4 млрд. В 2002 году он составил $ 147 млрд. Любопытно, что на протяжении всего этого времени США покупали у Китая больше товаров, чем продавали. Если в 1988 году дефицит торгового баланса США в торговле с Китаем составлял $ 3.5 млрд., то в 2004 году — $ 175.8 млрд.

1982 год. США и Китай впервые выпустили совместное коммюнике. США обязались постепенно уменьшить продажи оружия Тайваню.

Прямые инвестиции американских компаний в Китай составили $ 636 млн., в 2002 году они превысили $ 54 млрд.

1989 год. Президент США Джордж Буш-старший\George Bush посетил Пекин с официальным визитом. В рамках визита был организован банкет, на который были приглашены китайские диссиденты. Власти Китая высказали свое возмущение этим фактом и силой не допустили одного из диссидентов на встречу с Бушем.

США и другие страны Запада ввели экономические санкции против Китая, обвинив Пекин в нарушении прав человека. Это было сделано после расстрела демонстрации студентов на площади Тяньаньмэнь. С 1990 года США периодически пытались проводить в ООН резолюции, в которых осуждалась политика Китая в области прав человека. Поныне США отказываются продавать Китаю современные вооружения. Аналогичный запрет, в несколько более мягком варианте, поддерживают и страны Европейского Союза.

1990-е годы. США активно оказывали давление на Китай, чтобы побудить Пекин либерализовать свою торговую политику. Результатом этого стало подписание ряда двусторонних торговых соглашений.

1992 год. США согласились продать Тайваню 150 истребителей-бомбардировщиков F-16 для укрепления обороны Тайваня. Кроме того, высокопоставленные представители США впервые с 1979 года посетили Тайвань с официальным визитом. Президент США Джордж Буш -старший подписал закон о правилах отношений с Гонконгом, в котором указывалось, что США не считают Гонконг (тогда формально входил в состав Великобритании) частью Китая. Как известно, Гонконг был возвращен Китаю в 1997 году, а Макао (бывшая португальская колония) — в 1999. Китай воспринял эти действия США как серьезные нарушения двусторонних соглашений.

1993 год. Отношения между двумя странами улучшились, после того, как президент США Билл Клинтон и китайский лидер Цзянь Цземинь провели двусторонние переговоры. Тогда Клинтон заявил, что режим наибольшего благоприятствования в торговле будет предоставлен Китаю лишь после того, как Пекин пересмотрит свою политику в отношении прав человека (в 1994 году Клинтон изменил свои подходы и более не упоминал о правах человека, рассуждая о торговле с Китаем). Пекин начал освобождать видных диссидентов и высылать их в США.

1994 год. США подняли официальный статус своего представительства на Тайване.

1995 год. Президент Тайваня впервые посетил США с частным визитом (формально он посетил свою альма-матер — Корнельский Университет). Это вызвало возмущение у Китая, который отозвал из Вашингтона своего посла.

В Китае была арестована американка китайского происхождения, сотрудница правозащитной организации, которая собирала информацию об использовании труда заключенных. Ее приговорили к 15-ти годам тюремного заключения и депортировали в США.

1996 год. Китай провел учения вблизи Тайваня, в процессе которых, в частности, проводились ракетные стрельбы. В ответ американская эскадра появилась вблизи Тайваня, демонстрируя поддержку Тайбэю.

1998 год. Во время визита Билла Клинтона в Пекин США объявили о политике «трех нет» в отношении Тайваня. Суть ее заключалась в следующем: во-первых, США не поддерживают стремление Тайваня к независимости, во-вторых, США не поддерживают дипломатических формул «один Китай, один Тайвань» или «два Китая», в-третьих, США не будут поддерживать членство Тайваня в международных структурах, членами которых являются суверенные государства. В 2001 году США приостановили действие этих принципов.

Вашингтон и Пекин объявили о создании телефонной «горячей линии», наподобие той, которая ранее была создана между Белым Домом и Кремлем.

1999 год. Самолеты НАТО нанесли ракетный удар по зданию посольства Китая в Белграде. Погибло три человека. Китай осудил действия НАТО и США (представители НАТО заявили, что удар был ошибкой, поскольку при подготовке операции использовались старые карты Белграда) и заморозил китайско-американские программы. У посольства США в Пекине на протяжении нескольких недель шли массовые акции протеста.

Палата Представителей Конгресса США распространила доклад, в котором утверждалось, что китайская разведка похитила у США секретные ядерные и ракетные технологии. Позднее в США был арестован ученый китайского происхождения, который был обвинен в передаче секретных данных Китаю (впоследствии он был оправдан судом).

США выступили за прием Китая во Всемирную Торговую Организацию (Китай стал членом этой структуры в 2001 году — к этому времени Тайвань уже был членом ВТО).

2000 год. США ввели санкции в отношении Китая, обвинив его в передаче ракетных технологий Ирану и Пакистану.

Президентские выборы на Тайване выиграл политик, призывавший к созданию независимого государства. Китай угрожал применить против Тайваня военную силу, если Тайвань объявит о своей независимости. США согласились поставить Тайбэю крупные партии оружия.

2001 год. Очередной кризис. Американский самолет-разведчик, совершавший полет вблизи южного побережья Китая, столкнулся с китайским истребителем (летчик погиб) и совершил вынужденную посадку на китайском аэродроме. После длительных переговоров американские летчики и самолет вернулись в США.

Президент США Джордж Буш-младший предоставил Китаю статус наибольшего благоприятствования в торговле.

2003 год. Правительство Тайваня начало подготовку к общенациональному референдуму — тайваньцам предлагалось высказаться за или против объявления Тайваня независимым государством. Это вызвало бурные протесты Китая, который считает Тайвань отколовшейся от государства провинцией. США призвали Тайвань не изменять статус-кво, в результате формулировки референдума были смягчены.

Китай стал третьей (после США и СССР) державой, которая смогла провести пилотируемый космический полет.

2005 год. Китай объявил, что может силой восстановить свой суверенитет над Тайванем.

США оказывают давление на Китай, чтобы побудить его провести девальвацию юаня.

В 2004 году США были крупнейшим торговым партнером Китая. При этом США занимали первое место по объемам экспорта и четвертое место — по объемам импорта. Для экономики США Китай важен в меньшей степени: он занимает четвертое место среди торговых партнеров США (седьмое место по объемам американского экспорта и второе — по объемам импорта).


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru