Washington ProFile | 17.06.2005 |
Любопытно, что доклады носят схожие названия:"Налаживая отношения с путинской Россией: вызовы и возможности для запада" и «Вновь налаживая отношения с Россией: совместные усилия США и Европейского Союза»
В обоих докладах делаются критические выводы о действиях руководства России в последние годы. Эксперты с большим сомнением относятся к способности президента Владимира Путина использовать благоприятную макроэкономическую ситуацию, чтобы разрешить важнейшие проблемы России.
В докладах подчеркивается, что на протяжении последнего десятилетия США и европейские государства пытались строить отношения с Россией таким образом, чтобы помочь становлению стабильной демократической страны, интегрированной с Западом. Однако события последних лет стали причиной того, что многие западные политики начали утверждать, что Россия возвращается к авторитаризму. Администрация Президента России концентрирует все больше власти в своих руках и всё меньше отвечает за свои действия. Негативная оценка дана действиям Кремля по ограничению политических свобод, вмешательству в события, происходившие в Грузии, Украине и Кыргызстане и т. д. Несмотря на прозападную политику, которую проводила Россия после террористических атак 11 сентября 2001 года, события последних нескольких лет ставят под сомнение тезис, что Москва считает своим приоритетом построение хороших отношений с Западом.
Многие российские институты, которые были сильно ослаблены до прихода Путина к власти (независимые суды, парламент, министерства), ещё больше утратили влияние в результате его политических реформ: отмены региональных выборов, доминирования в политике «партии власти», ограничений в деятельности прессы и т. д. Несмотря на консолидацию власти, команда Путина не способна принимать и эффективно выполнять собственные решения: примером является провал с монетизацией льгот.
Несмотря на то, что многие на Западе изначально считали Путина прагматиком, его назначения коррумпированных сотрудников силовых структур на высшие государственные посты показывает, что у него очень ограниченный взгляд на роль государства. Увеличение роли государства в экономике (особенно в нефтяной сфере) привело к большей зависимости России от экспорта сырья, росту коррупции и оттоку капиталов из страны. В результате неспособности властей справиться с безработицей и бедностью, чеченский конфликт распространился практически по всему Северному Кавказу. Авторы обоих докладов также призывают США и Европейский Союз продолжить налаживать диалог с Россией, не вступая в конфронтацию с ней, однако и не поддерживая те инициативы Москвы, которые носят антидемократический характер. Не стоит также переоценивать способностей России конструктивно участвовать в мировых процессах в регионах, где она не имеет значительного влияния (например, на Ближнем Востоке и на Балканах).
Институт дипломатических исследований подчеркивает, что России удалось добиться ряда впечатляющих успехов. Прежде всего, ей удалось избежать реализации многих апокалиптических сценариев, о наличии которых говорилось во времена правления Бориса Ельцина, например, масштабной гражданской войны и утраты контроля за ядерными технологиями и материалами. Россия добилась и иных успехов, в частности, значительно выросли ее золотовалютные резервы, отмечен беспрецедентный рост иностранных инвестиций, возросло число иностранцев, перебирающихся в Россию, Россия стала важнейшим деловым центром Евразии. Кроме того, Владимир Путин, судя по всему, не желает вернуться к тоталитарной системе управления и, в отличие от многих мировых лидеров, допускает определенный уровень свободы прессы. Россия, обладающая высокообразованным населением и хорошей технологической базой, сможет провести технологическую революцию, которая ныне происходит во многих стран мира.
Существует ряд проблем, которые существовали до того, как Владимир Путин стал президентом и с которыми он продолжает бороться. Во-первых, Россия переживает демографический кризис. Во-вторых, высокие мировые цены на нефть и газ, несмотря на то, что они помогли наполнить казну, во многом уничтожили планы диверсификации и реформирования экономики страны. В-третьих, коррупция и организованная преступность продолжают негативно влиять не только на способность российского государства управлять страной, но и на безопасность всего мира (прежде всего, из-за потенциальной возможности утраты контроля за ядерным оружием и материалами).
Эксперты считают, что ныне возможны четыре сценария развития событий в России в ближайшие годы. Реализация любого из этих сценариев может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами, например, падением мировых цен на нефть или крупной террористической атакой, проведенной на территории России. Первый сценарий предполагает возрождение России в случае, если экономические и политические тенденции изменятся, а в правительстве появятся честные чиновники либерального толка. Второй сценарий заключается в консервации сегодняшней ситуации, например, если Россию возглавит преемник Путина. Третий сценарий предполагает ухудшение ситуации, что возможно, если Владимир Путин не решит стоящие перед страной задачи и останется президентом после 2008 года. Четвертый сценарий предполагает распад нынешней системы российской государственности, что возможно в случае захвата власти националистическими или социалистическими группировками, что приведет к внутренним репрессиям и проведению агрессивной внешней политики.
В докладе также указаны основные факторы, которые могут повлиять на то, каким путем пойдет развитие России. Прежде всего, это зависит от отношений России с государствами-соседями. Ухудшение ситуации может стать причиной войн, а также привести к кризису в отношениях с главными экономическими партнерами Москвы — Европой и Китаем. Большое влияние могут оказать террористы. Если они смогут организовать особо крупные теракты, то продемонстрируют этим, что российское государство не способно защищать своих граждан, что приведет к тому, что Кремль лишится поддержки российского общества. Большое влияние на ситуацию могут оказать политические кризисы (например, подобный кризис может возникнуть, если преемник Путина не устроит российскую элиту). Значительную роль может сыграть улучшение отношений с Европой и начало европейской интеграции России. Авторы доклада считают, что для будущего России огромную роль сыграют президентские выборы 2008 года. Не исключена возможность позитивных изменений, например, назначения либерального премьер-министра, который бы стал президентом России в 2008 году.
По мнению Atlantic Council, подходы США и Европейского Союза (ЕС) к отношениям с Россией различны: американцы сфокусировались на формировании совместной антитеррористической коалиции, а европейцы делают упор на развитие экономических связей.
После окончания Холодной войны США очень активно работают вместе с Россией в области нераспространения оружия массового уничтожения. В этой области (прежде всего, в сфере защиты ядерных арсеналов) был достигнут значительный прогресс, при этом интересы Европы также учитывались. Однако Европу более беспокоит безопасность российских АЭС. Кроме того, Европейский Союз до сих пор не воспринимает Россию как серьезного партнёра в борьбе против международного терроризма из-за её политики в Чечне. Тем не менее, у США и Европы одинаковые приоритеты. По мнению Atlantic Council, они должны продолжить развитие совместной программы по повышению уровня безопасности на российских ядерных объектах. Россия должна стать полноправным участником переговоров по Ирану. Необходимо укрепить связи между правоохранительными органами Запада и России. Также важен открытый диалог по проблеме Чечни.
В отличие от США, главной задачей европейцев является сохранение стабильных постановок энергоносителей из России (ныне Европейский Союз получает от России 20% нефти и 25% газа, 37% российского бюджета составляют доходы, получаемые от продажи этих ресурсов). Обе стороны пытаются уменьшить эту зависимость друг от друга — Россия, продавая нефть Китаю, а Европа, вкладывая средства в разработку новых энергетических технологий, но в обозримом будущем их отношения останутся очень тесными. США получают из России 2% используемой нефти, но Россия является важным потенциальным источником нефти в случае ухудшения отношений со странами Ближнего Востока. США также интересует, какую роль российская нефть может играть в развитии Китая, потенциального геополитического конкурента США. В принципе, США и Европа не заинтересованы в том, чтобы российская экономика настолько сильно зависела от экспорта сырья. Обе стороны также волнует отсутствие защиты прав собственности в России. Поэтому США и Европа должны сконцентрироваться на том, чтобы развивать совместные с Россией программы в энергетической сфере.
США и ЕС рассчитывают на стабильный экономический рост России, что возможно лишь в результате появления законодательства, гарантирующего права предпринимателей и потребителей, что позволит интегрировать Россию в мировую экономику. У США и ЕС мало рычагов влияния на экономический курс России. Правительство России не считает, что страна нуждается в помощи, и советы Запада часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела государства. Поэтому, чтобы подтолкнуть Россию в правильном направлении, США и ЕС должны защищать интересы иностранных инвесторов в России, проводить переговоры о дальнейшей либерализации в сфере международной торговли, оказывать материальную и политическую поддержку российскому малому и среднему бизнесу, помогать формированию класса бизнес-профессионалов, которые будут поддерживать реформы. Кроме того, если Россия станет членом Всемирной Торговой Организации, это позволит воздействовать на Москву с помощью нормативов и правил ВТО.
США и ЕС рассчитывают на появление в России такого общества, в котором государство подотчетно народу, уважает свободу слова. В сфере влияния на политический курс России Запад может сделать ещё меньше, чем в сфере экономики. Любые действие Запада в Москве воспринимаются как попытки разрушить Россию — в этих ситуациях усиливаются лишь противники демократии. Поэтому Европа и США должны дать России понять, что её участие в разных международных инициативах (например, членство в Большой Восьмёрке) зависит от её поведения. Необходимо пристально следить и сообщать миру о том, что реально происходит в России. Следует также координировать критику действий российского правительства, чтобы она не приводила к антизападной реакции или не использовалась Россией, чтобы расколоть США и Европейский Союз. Требуется увеличить поддержку негосударственных структур в России и т. д.
США и Европа заинтересованы в переходе постсоветских государств к проведению более прозападной политики под руководством правительств, подотчетных своим народам. Интересы США носят более глобальный характер — в отличие от ЕС, Вашингтон хочет поддерживать стабильность и демократию не только в Европе, но и в Центральной Азии, где он имеет ряд важных военных баз. В 2004 году Европа начала программу «Политика европейского соседства», которая неофициально подготавливает страны, имеющие общую границу с ЕС, к вступлению в эту организацию. Россия воспринимает эти действия, ставящие своей целью повлиять на ее соседей, как агрессивные. В Европе и в США формируется мнение, что несмотря на мощные культурные и экономические связи, которые Россия имеет с республиками бывшего СССР, отношения с ними могут продолжаться и без санкции России.
Atlantic Council считает, что ЕС и США должны действовать единым фронтом, дабы наладить лучшие отношения с постсоветскими государствами. Они должны учитывать мнение России, но не предоставлять Москве решающей роли. Кроме того, важное значение имеет развитие международных организаций, таких как НАТО, которые способны объединить Запад с Востоком.