Интерфакс-Религия | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 03.07.2006 |
— Приезд столь представительной делегации Римско-Католической Церкви объясняется прежде всего привлекательностью идеи самого саммита, который состоится в Москве. Подготовка этой встречи показала, что она находит живой отклик среди представителей различных религий, и Католическая Церковь не является исключением. Сегодня идея межрелигиозного диалога по актуальным проблемам мирового развития стала очень востребованной. Ежегодно в разных странах и на разных уровнях проходит большое количество встреч, посвященных этой теме. Однако впервые подобное мероприятие синхронизировано с саммитом политических лидеров самых влиятельных государств мира. В этом факте заключается новшество, с которым выступил Межрелигиозный совет России и которое заинтересовало многие религиозные общины. Эта инициатива позволит не только обсудить важные проблемы мирового развития представителями религиозных общин, но и проинформировать о результатах этого обсуждения политических лидеров ведущих стран мира. Другими словами, лидеры религиозных общин мира, собирающиеся на саммит в Москве, фактически выступят с предложением начать серьезный диалог между политической властью и религиозными общинами в мировом масштабе. До сих пор ничего подобного не было.
— В последнее время много говорилось о сдвиге православно-католического диалога с мертвой точки. Какие именно перемены для Вас наиболее очевидны?
— Этот диалог никогда не находился в мертвой точке. Всегда между Москвой и Ватиканом поддерживались контакты и велось обсуждение существующих проблем. Однако Вы правы, говоря о позитивных изменениях, происходящих в последнее время в двусторонних отношениях. Они связаны не только с переговорными усилиями, но и с той внутренней работой, которую ведет самостоятельно каждая Церковь по осмыслению происходящего в современном мире. В странах католической и православной традиции происходит нарастание различных негативных тенденций. Увеличивается уровень агрессии и нетерпимости в обществе, сохраняется низкая рождаемость, растут наркомания и алкоголизм, появляются серьезные эпидемии, загрязняется окружающая среда и исчерпываются природные ресурсы. При этом общество не замечает, что все это происходит из-за отсутствия системы нравственного воспитания граждан. Религии отводится частная сфера, а в общественной сфере порой поддерживаются нормы, противоречащие традиционной нравственности. Если в сознании человека отсутствуют нравственные критерии, то его темные инстинкты остаются ничем не ограниченными. Даже самые лучшие законы и самая подготовленная полиция не смогут предотвратить деструктивное поведение людей. В процессе наших контактов и мониторинга происходящего мы обнаружили, что суть проблем современного мира Православная и Католическая Церкви видят одинаково. Более того, они отстаивают одни нравственные нормы. Поэтому мы не можем не объединить свои усилия.
Все эти идеи были обобщены на большой православно-католической конференции «Дать душу Европе», которая состоялась в мае этого года в Вене. Подчеркну, что подобного уровня мероприятие между Русской и Католической Церквами прошло впервые за последние 15 лет. Важным достижением этой конференции является обращение, принятое сторонами по ее итогам. В нем фиксируется готовность двух Церквей совместно действовать в современном мире для утверждения нравственных ценностей. Для Русской Церкви особенно важно, чтобы этот подход планомерно реализовывался в странах пастырской ответственности Московского Патриархата. Заслуживает положительной оценки тот факт, что католическая сторона уже начала придерживаться этой линии в своей деятельности в России. Так, недавно глава российских католиков епископ Иосиф Верт поддержал инициативу создания института военного духовенства в армии, а архиепископ Тадеуш Кондрусевич положительно изменил свою точку зрения на преподавание основ традиционных религий в школах. Хотя в России католики являются «малым стадом», но именно по их отношению к Русской Православной Церкви во многом оценивается позиция всей Римско-Католической Церкви.
Не буду скрывать, по-прежнему трудными остаются вопросы, связанные с миссионерскими усилиями католической стороны в странах СНГ. Но и в этом направлении есть небольшие сдвиги. В конце прошлого года возобновила работу совместная рабочая группа по рассмотрению проблем, существующих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, то есть был запущен механизм практического разрешения конфликтных ситуаций на местах.
— Какие угрозы современного мира являются общими для христиан и представителей других религий, а какие — нет?
— Мной уже было сказано о негативных тенденциях, с которыми сталкивается современное общество. Они являются общим вызовом для всех религий мира. Каждый на своем участке занимается ими и стремится внести свой вклад в их преодоление. Конечно, общие угрозы сплачивают даже те силы, которые в других условиях с трудом находили бы общий язык. Но больше всего хотелось бы, чтобы сплачивали не угрозы, а возможности совместного созидания. Я думаю, именно эти возможности все более становятся очевидными. Прежде всего это касается заботы об укреплении нравственности в обществе. Общество серьезно страдает от нехватки нравственности, но при этом не делает решительных шагов по ее взращиванию среди людей. Совместная задача религиозных общин состоит в том, чтобы убедить политиков и общественных деятелей обратить на это самое серьезное внимание.
— Смогут ли, по Вашему мнению, духовные лидеры — участники саммита в Москве — предложить новые пути борьбы с терроризмом и прикрывающимся религией экстремизмом?
— Почему экстремизм находит сегодня поддержку, в том числе среди молодежи? Потому что во многих странах обмирщенное общество не может предложить своим гражданам высокое представление о смысле жизни и человеческой деятельности. Нормы поведения, пропагандируемые в современных СМИ и через другие общественные институты, низвержены до потребительства, гедонизма, агрессии и индивидуализма. Как правило, именно против этого восстают различного рода экстремистские течения и находят поддержку среди многих людей. Надо лишить экстремизм этой почвы, а не только уничтожать его материальную и информационную базу. В этой области и могут сделать свой вклад в борьбу с терроризмом и экстремизмом религиозные лидеры. Однако, повторю, эти усилия помогут только тогда, когда общество прислушается к ним. Нельзя спасти человека без него самого, гласит древняя христианская мудрость.
— Предполагаются ли в рамках московского саммита отдельные переговоры между представителями Русской Православной и Римско-Католической Церквей, и если да, какие вопросы на них будут обозначены?
— Саммит религиозных лидеров — это, конечно, не какая-то ширма для решения более важных вопросов, в том числе и в отношениях с Католической Церковью. Все цели организаторов, то есть Межрелигиозного совета России, ясно декларированы. В их истинности могли убедиться представители религиозных лидеров, когда принимали участие в подготовительном совещании в конце мая этого года. Должен сказать, что участие в работе совещания убедила в необходимости приезда в Москву на саммит тех, у кого были какие-то сомнения. Саммит с его повесткой дня важен сам по себе. Возможностей для встреч с католической стороной у нас достаточно и без такого мероприятия. Если до сих пор не произошла встреча первых лиц наших Церквей, это не значит, что представители Русской и Католической Церквей не общаются и не встречаются. В то же время на полях саммита религиозные лидеры, конечно, будут общаться в двустороннем формате. И это очень хорошо, хотя и не является основной целью. Думаю, что такое общение будет проходить и с католическими делегатами. При этом темы общения могут быть самые различные.
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=89