Русская планета | Михаил Боков | 26.08.2015 |
Святитель Тихон Задонский. Иллюстрация из книги 1864 года
Его пример добровольного отказа от власти в XXI веке приобрел новую актуальность
26 августа Православная церковь празднует преставление и второе обретение мощей святителя Тихона Задонского — монаха, подвижника, писателя. История с мощами святителя показательна для богоборческого XX века. Советские власти изъяли и вскрыли раку с мощами святого, планируя использовать их в своей атеистической пропаганде — но вместо этого не стало самой советской власти, а мощи вновь вернулись в монастырь.
Епископ
«Души многих находятся в худом состоянии… расслаблены, разболелись и требуют врачевства. Христианской веры и жития равного и следов не видано», — писал святитель Тихон Задонский в бытность свою епископом Воронежским и Елецким.
На дворе стоял 1764 год, и вот что представляла собой Воронежская земля: на Дон во многом числе шли от царского надзора раскольники и сектанты — селились общинами, смущали умы казаков Донского войска. В самом Воронеже, в центре города, ежегодно отмечали праздник языческого бога Ярилы: пили по-черному, обряжались в маски, спать ложились тут же на улицах вповалку. Школ к приезду епископа Тихона в Воронеже было две: ученики бежали оттуда массово, а воспитатели были нерадивы, видя в работе своей обременительную обязанность.
Житие святителя говорит: в один из дней праздника Ярилы он сам пришел к толпе празднующих и принялся их вразумлять. И тогда одни «разбежались с площади игрища», а другие «пали к его ногам и испрашивали прощения». Епископ Тихон не удовлетворился этим: назначил всенародное собрание в кафедральном соборе и еще раз произнес перед горожанами речь. «Вы — воинство Христово, отрекитесь же от сатаны, удержите детей от участия в требищах», — после этого с праздником Ярилы было покончено навсегда.
Делами донских раскольников по инициативе епископа занялась созданная миссионерская комиссия: ее члены шли в раскольничьи скиты с проповедями — их целью было не гнать староверов, устрашая законом, а вернуть к Православной церкви. Со школами дело тоже пошло на лад: в Воронеже и окрестных городах повелел епископ создавать учебные классы, сам следил за ними, приезжая на уроки, сам писал проповеди для учеников. Служение в храме не есть средство к жизни, а есть подвиг ради Бога и ближних. В храме стоять, будто находиться на небе. — объяснял епископ Тихон своим подчиненным. В Воронеж выписал ученых мужей из Киева и Харькова — так славяно-латинская школа выросла в духовную семинарию.
Все это епископ Тихон проделал за неполные четыре года. В 1767 году он, почувствовав ухудшения в здоровье, попросился на покой в Задонский монастырь. Он решил, что не вправе занимать кафедру, если собственная немощь может помешать служению.
Писатель
В житии святителя Тихона есть эпизод, который лучше всего описывает его как человека. Уже живя в Задонском монастыре, он много мучился: правильно ли сделал, что оставил кафедру? Метался, писал прошения о восстановлении своем, да все рвал до отправки. В то время жил при монастыре юродивый по фамилии Каменев. В один из дней, когда святитель предавался сомнениям, юродивый на глазах у всех дал ему пощечину и сказал: «Не высокоумь!». Неизвестно, что сделал бы другой человек — бывший епископ, совсем недавно наделенный большой властью, но святитель Тихон с этой поры взялся ежедневно кормить юродивого, не сказав ему ни слова.
Святитель Тихон Задонский. Икона второй половины XIX века
Составители жития полагают: эта кротость, с которой святитель относился к ближним (если только речь не шла о благочестии и соблюдении заповедей — тогда он превращался в настоящего льва) была усвоена им в глубоком детстве. Семья, где он родился, была бедна. Отец, псаломщик в селе на Новгородчине, умер вскоре после его рождения. Мать скончалась, едва отправив сына в духовное училище. С детства святитель был приучен к тяжелой работе: чтобы добыть кусок хлеба, ходил на поденщину к крестьянам. Работал в поле, помогал в хозяйстве. И, пройдя училище и семинарию, побывав епископом на двух кафедрах (до Воронежа святитель Тихон около года был епископом Кексгольмским и Ладожским), сохранил скромность и аскетические привычки. Бывало, что и под старость лет в Задонском монастыре над ним насмехались монахи из молодых: «Смотрите на чудо: был епископом, а теперь на соломе спит».
Он прожил в Задонском монастыре 16 лет. Здесь, на покое, святителю открылся удивительный писательский дар: из-под его пера вышли шесть томов труда «Об истинном христианстве» — по сути, это была фундаментальная система нравственного богословия, два тома «Писем», проповеди, наставления и, наконец, «Сокровище духовное, от мира собираемое» — сборник размышлений о Боге и вере. «Видишь, христианин, что как вода, мимо текущая, и все по ней плывущее, так время нашей жизни и все со временем благополучие и неблагополучие наше проходит, — писал святитель Тихон в 1780 году. — Не такой будет жизнь будущего века, как слово Божие и вера наша нас уверяет. Там жизнь наша однажды начнется, но никогда не кончится, будет непрестанной и непременной».
Житие сообщает: к церкви, куда ходил он на службы, ежедневно прибегала сельская ребятня. Святитель давал кому копейку, кому яблоко, кому хлеба. Дети ходили за ним всегда, и если его не было в церкви, то, заглянув туда, убегали. «Вот беда, — в шутку ворчал на них святитель. — Ради хлеба бедные ходят в храм».
Святой
Последние месяцы жизни святитель Тихон почти не выходил из своей кельи. За три дня до смерти он, по преданию, предсказал свою кончину, и тогда к нему пустили всех знакомых для прощания. Он отошел к Господу на рассвете 21 августа 1783 года. В келье его нашли 14 рублей — большие по тем временам деньги (например, среднее жалованье прислуги во второй половине XVIII века составляло 3 рубля в год). Их, по завещанию святителя, раздали нищим.
Святитель Тихон был причислен к лику святых в 1861 году. В XX веке его мощи, находившиеся в Задонском монастыре, вскрыли по решению Чрезвычайной комиссии. Вскрытие снимали на камеру: богоборческие власти планировали снять фильм для пропаганды атеизма. Впрочем, время вернуло все на свои места: 26 августа 1991 года мощи святителя, пробыв более полувека в музее, вернулись в Задонский монастырь — этот день считают датой второго обретения мощей святого.