Труд | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 06.03.2006 |
Сергей Казанин, Москва.
— Христианский взгляд на так называемых древнегреческих богов, а шире — на происхождение и сущность язычества основывается на словах апостола Павла: «Они (язычники. — М.К.), познавши Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили служение ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1, 21−25). Замечу, что апостол дает анализ и оценку именно греко-римской языческой мифологии, хорошо ему известной. Появление политеистических религиозных систем, в которых обожествлялись явления природы, животные, птицы, стало следствием отвержения монотеизма — первоначальной, самой древней формы богопочитания.
В наиболее развитых из этих систем «боги» представлялись в образах людей, наделенных сверхъестественными свойствами. Поскольку апостол пишет, что язычники заменили служение (истинному Богу. — М.К.) ложью, ясно, что не обошлось здесь без «отца лжи — диавола» (Ин. 8, 44). Так что развитие и формирование языческой мифологии, в том числе и греко-римской, представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это творчество осуетившегося в умствованиях своих человека, с другой — усилия «духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), всегдашней целью которых было воздвигнуть между Богом и человеком стену лжи и греха, в том числе и с помощью замены истинного богопочитания поклонением твари вместо Творца. Более того, апостол Павел пишет, что язычники не просто поклоняются твари, но, «принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10, 20). Отсюда с неизбежностью следует запрет для христиан участвовать в языческих религиозных мистериях.
Об отношении же христиан к языческим персонажам апостол Павел писал: «Идол в мире — ничто» (1 Кор. 8, 4). Так и нужно воспринимать зевсов и перунов, велесов и марсов. Идол не имеет над человеком никакой власти, если, конечно, тот сам добровольно не наденет на себя ярмо идолослужения.
«Нужно ли стремиться к земному счастью, если те, кто страдает в земной жизни, получат вознаграждение за свои страдания в будущей жизни, а те, кто радуется здесь, там будут расплачиваться за земные радости?».
Елена Воротникова, Московская область.
— Нигде и никогда Господь не противопоставляет земное счастье спасению в Царстве Небесном. Препятствием к спасению является не счастье, а грех, с помощью которого многие надеются добиться того, что называется успехом в этой жизни. Счастье, достигаемое таким способом, понимаемое чаще всего как обладание богатством, властью для исполнения любых прихотей и желаний, является мнимым, непостоянным и ненадежным. Так и страдание далеко не всегда приближает нас к Богу. И уже просто греховным является состояние уныния, которое часто сопровождает страдание. Христианство — религия радости, источником которой является благая весть о воскресении Христовом и, следовательно, нашем с вами спасении.
Церковь вовсе не отрицает простых человеческих радостей, которые и составляют для большинства земное счастье. Она просто выстраивает иерархию ценностей: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все это приложится вам» (Мф. 6, 33) — и радости, и необходимый достаток, а может быть, и богатство, если это будет полезно для достижении высшей цели — спасения, все это приложится вам.
«Время от времени вспыхивают дискуссии вокруг захоронения тела Ленина. При этом часто звучит такой аргумент: надо похоронить человека по христианским традициям, то есть закопать в землю. Уместна ли такая логика? Во-первых, Ленин не христианин, зачем же его телу навязывать чуждую для него традицию, ведь мусульман и иудеев никто у нас не предлагает перезахоранивать по-христиански. Во-вторых, мощи святых тоже не закапывают».
Никитины, Омск.
— В.И. Ульянов (Ленин) был крещен в Русской православной церкви и уже вследствие этого имеет право быть погребенным, что не расходилось и с желанием его близких, в частности, вдовы Н.К. Крупской. Что касается угодников Божиих, то все они после кончины были погребены, и только после прославления в лике святых их мощи (останки) делали доступными для поклонения верующих. Вообще же тема перезахоронения тела Ленина, время от времени поднимаемая различными политическими силами, для христианина не имеет, на мой взгляд, принципиального характера: «Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов» (Лк. 9, 60). Давайте предадим разрешение этого вопроса времени и не будем вносить дополнительной смуты в сознание народа.
«Верно ли говорят, что любая власть от Бога? А как же богоборческие режимы, и разве не должна Церковь выступать, например, против власти, которая ведет антинародную политику, преследует верующих?»
Александр Андрейченко, Владимирская область.
— Уважаемый Александр! Вопрос взаимоотношений Церкви и власти достаточно подробно изложен в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», принятых Архиерейским собором в 2000 году. Там, в частности, сказано: «Церковь не раз в истории терпела гонения от врагов Христа. Но и гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему ее, в лояльности». И не просто терпеть, но и молиться за гонителей, по слову Христа: «…молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Что, однако, вовсе не исключает обличения Церковью греха, какая бы властная группа или лицо ни стали его причиной. Долгом Церкви является и печалование перед властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан. Однако в случае, если государство будет принуждать верующих к отступлению от Божественной истины, Церковь вправе отказать такому государству в повиновении, потому что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).