Интерфакс-Религия | Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) | 18.01.2006 |
— Cогласно данным государственной статистики, православные являются одной из самых крупных религиозных общин Латвии. Почему же депутаты латвийского сейма вновь отказали православным в просьбе объявить православное Рождество нерабочим днем, хотя это пожелание поддерживает и глава Евангелическо-лютеранской церкви страны архиепископ Ванагс? Намерена ли Латвийская православная церковь предпринимать дальнейшие шаги в этом направлении?
— Мы сейчас стараемся достичь договоренности, чтобы те, кто празднуют Рождество Христово 7 января, могли не выходить на работу в этот день, и их бы за это не наказывали. Этот вопрос касается и старообрядцев — четвертой по численности христианской деноминации Латвии, которые тоже придерживаются старого стиля. Мы считаем, что, если того требуют интересы организации, человек может отработать пропущенный на Рождество рабочий день в одну из суббот. Такую норму мы хотим предложить в Закон о Православной церкви, который сейчас разрабатывается совместно нами и министерством юстиции Латвийской Республики.
— Рождество Христово — храмовый праздник главного православного собора Риги. Как продвигается его восстановление?
— Возрождение рижского Христорождественского собора — главная наша гордость последних лет. Это величественный храм, огромный по меркам Латвии. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, вокруг церкви возведена изящная прочная ограда. Продолжается наружный капитальный ремонт — самая дорогостоящая часть восстановительных работ.
Но впереди еще много дел, в том числе и в нижнем храме собора. Предстоит сделать гидроизоляцию и гидродренаж — очень трудоемкие и требующие немалых средств работы. Нужно закончить роспись внутренней части собора, завершить ремонт фасада, благоустроить территорию вокруг храма. Предстоят серьезные материальные вложения, но я верю, что с Божией помощью и при содействии добрых людей православная святыня — собор, освященный в честь празднования Рождества Христова, — обязательно полностью возродится.
— Имеются ли в Латвии частные православные школы? Целесообразно ли открытие таких школ в условиях закрытия государственных общеобразовательных школ на русском языке обучения?
— Православных гимназий в Латвии, к сожалению, пока нет. Одна из причин — разобщенность русских людей, в том числе предпринимателей, без поддержки которых в этом вопросе не обойтись. Я говорю о русских не только по крови, но и по духу, о тех, кто ощущает себя наследником великой русской культуры.
Сразу после перестройки нагнетание негативного отношения к России и Русской православной церкви было столь велико, что многие православные жители Латвии стеснялись этого, быть православным оказалось немодно. Ситуация давно уже изменилась, люди тянутся к Церкви. Сейчас соотечественникам самое время поддержать нас.
В России имеются сильные общественные организации и личности — политики, ученые, журналисты, которые заинтересованы в сохранении ее величия и политического авторитета. В Латвии это очень сложно. Все русские политики друг с другом ссорятся, предъявляют взаимные претензии, а в итоге распыляют силы.
Ситуация с православием в Латвии в целом отличается от российской, имеет свою специфику. Да, Православная церковь — единственное, что сплачивает русских, и каждый, кто считает себя русским и православным, должен иметь в душе любовь, благоговение и благодарность Церкви. Вместе с тем в Церкви, по слову апостола Павла, «нет ни иудея, ни эллина». У нас открыты православные латышские приходы, где богослужение ведется на национальном языке, прихожане-латыши — это приблизительно пятая часть моей паствы. У нас семь священников-латышей, пятеро рукоположены мной.
Всем нужно, наконец, понять, что православие не было принесено в Латвию на советских танках в сорок пятом году, а существует на этой земле с XI века. Данные археологии (древние городища, кладбища, остатки зданий и музейные экспонаты), топонимики (названия ряда латвийских географических объектов), лингвистики (языковые нюансы латышского и русского языков, хроника Генриха Латвийского, Ерсикское Евангелие) — все это неоспоримо свидетельствует о том, что православие существует на этой земле уже порядка десяти столетий.
— В СМИ сообщалось о судебной защите Латвийской православной церковью своих прав собственности на Петропавловский храм. Каково сегодня положение дел и можно ли надеяться, что православный храм Церкви возвратят?
— Храм Петра и Павла был первым православным кафедральным собором Риги. Он построен еще в царствование императрицы Екатерины II. К концу XIX столетия собор утратил статус кафедрального, оставшись церковью Рижской цитадели. В крипте собора были похоронены два Рижских епископа. В начале XX века собор передали эстонскому православному приходу. К 1920 году приход распался, оставшиеся члены общины ходили молиться в кафедральный Христорождественский собор.
Во время первой Латвийской буржуазной республики власть оставила церковное здание за собой. Архиепископу Рижскому священномученику Иоанну (Поммеру) собор не отдали, хотя он неоднократно обращался к латвийскому правительству, напоминая, что собор построен «православными и для православных». Но даже этому выдающемуся архипастырю, коренному латышу, в просьбе отказали.
В советское время собор хотели взорвать, останки епископов были предварительно перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни. А в 1989 году власти окончательно решили не трогать здание, но передали его под концертный зал латышскому национальному хору «Аve sol».
Принятый у нас в республике Закон о реституции и возвращении собственности гласит, что должно быть передано прежним владельцам имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Однако никто из претендентов на здание собора не может документально подтвердить, что здание принадлежало именно ему. И сейчас им владеет даже не государство, а Рижская городская дума. Хотя для всех очевидно, что здание культовое — его купол до сих пор венчает крест, а внутри, на парусах купола, сохранились православные изображения четырех евангелистов с надписями на церковнославянском языке. Убрать их новые хозяева не удосужились. Теперь мы апеллируем в том числе к этому факту и к здравому смыслу: в конце концов, ну сколько можно плясать в храме?! Ведь это кощунство, когда на сцене, установленной как раз в алтарной части, ежедневно исполняются светские песни и танцы!
Горячие головы из числа националистов кричат, что мы вообще «не та Церковь», что правопреемницей дореволюционной Российской православной церкви является Константинопольский патриархат. Существует реальная опасность того, что храм передадут в юрисдикцию Вселенского патриарха. Два суда за храм наша Церковь выиграла, то есть в настоящий момент юридически собор наш, но воевать с Рижской думой очень и очень непросто.
— А существуют в Латвии приходы Константинопольского патриархата?
— Нет, слава Богу, пока не зарегистрировано ни одного. За семнадцать лет моего пребывания на кафедре прецедентов не случалось, хотя попытки периодически, примерно раз в пять лет, предпринимаются.
— В латвийской печати был ряд разноречивых публикаций о деятельности настоятеля елгавского храма Успения Пресвятой Богородицы игумена Феофана (Пожидаева) который в декабре прошлого года получил в Москве премию «Человек года», учрежденную Русским биографическим институтом. С чем связаны столь противоречивые оценки и каковы дальнейшие перспективы отца Феофана? Правда ли, что с него сняли крест и лишили сана?
— Хочу сразу отметить, что это — рядовой случай локального значения. За канонические нарушения священник был временно отстранен от служения. Это означает, что он не имеет права благословлять и носить наперсный крест, но не лишен сана. Не буду объяснять причин наказания, так как каноны Православной церкви строго запрещают выносить на всеобщее обсуждение канонические нарушения священнослужителей. Церковное судопроизводство обязано быть закрытым.
Отец Феофан, еще будучи иеромонахом, служил в Спасо-Преображенской пустыни. По просьбе почившей ныне игуменьи обители я его перевел на приход, где он имел все возможности проявить себя. Чтобы поощрить отца Феофана, через два года по моему ходатайству Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел его в сан игумена.
Игумен — монах. До революции иеромонахов не назначали приходскими священниками, они служили только в монастырях. Только нехватка духовенства после революции вынудила Церковь в отдельных случаях, в виде исключения идти на эту крайнюю меру. В нашем же случае монах, служащий на приходе в миру, был назначен на послушание в монастырь. Образно говоря, рыбку из ручья отпустили в полноводную реку. Ему бы радоваться впору, а тут такое неповиновение…
Ставленническая грамота, которая дается каждому священнику, обязывает на все брать благословение своего архиерея. Без этого участие клирика в общественной жизни недопустимо, равно как и крупные преобразования на приходе — ремонт и реставрация. К великому сожалению, отец Феофан все это время ни на что не брал благословения. Самочинно уезжал из прихода, ходил на какие-то мероприятия, в различные учреждения и посольства, никого об этом не уведомляя. К отцу Феофану неоднократно ездили священники, пытались братски увещевать, но, увы, он сам всем своим поведением противопоставил себя всей Церкви.
Таким образом, рядовой случай по его же вине перерос в целое событие. В газетах появились письма с требованием немедленно вернуть на приход «нашего батюшку», и эти письма рассматриваются нами исключительно как попытки оказать давление на Латвийскую православную церковь. А этого мы допустить не можем.
Все мы не ангелы, каждый может оступиться. Христос, как вы помните, помиловал даже разбойника и душегуба, распятого вместе с ним, и за искреннее покаяние этот разбойник первым вошел в рай… Священство — не профессия. Можно получить образование и стать инженером, врачом, но священник несет послушание Церкви. Сам по себе, без послушания Церкви и правящему архиерею, он не может быть священнослужителем. Таинства, совершаемые им, действенны лишь тогда, когда он находится в лоне Церкви. Нельзя служить Церкви вопреки Церкви.